Юбилей АВТОВАЗа: Придет время, и мы обязательно соберемся вместе

    Администрация города и «АВТОВАЗ» приняли решение об отмене всех массовых торжеств, посвященных юбилею выпуска первого автомобиля завода из-за угрозы эпидемии коронавируса. До лучших времен празднование перемещается в плоскость виртуальных площадок, на которых можно погрузиться в историю события и осмыслить его значение для Тольятти.

    Могут повторить

    В минувшее воскресенье исполнилось ровно 50 лет с того момента, как с конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый автомобиль, позже получивший в народе название «копейка». Готовиться к юбилею начали несколько лет назад, газеты пестрели заголовками «50 на 50», расписывая, сколько денег и радости получит город от этой знаковой даты.

    Не все в подготовке праздника шло гладко, к 2020 году в городе так и не появились все обещанные в программе празднования объекты, но никто и подумать не мог, что 19 апреля 2020 года Тольятти полностью откажется от того, чтобы отметить такую дату. Нарастающая опасность эпидемии сделала торжества совершенно невозможными. Отменили и приезд в Тольятти президента РФ Владимира Путина, к которому готовились всю весну.

    «В сложившейся эпидемической ситуации мы полностью соблюдаем санитарные нормы и поэтому, к сожалению, были вынуждены отменить все публичные мероприятия и многие яркие события,- заявил коллективу завода глава «АВТОВАЗа» Ив Каракатзанис. — Я обещаю вам, что, когда ситуация исправится, мы вернемся ко всем праздничным мероприятиям с удвоенной энергией».

    «К сожалению, мы сегодня не можем с должным масштабом отметить наш праздник, но не сомневаюсь: придет время, и мы обязательно соберемся вместе, — выступил полпред президента РФ в ПФО Игорь Комаров. — Этот замечательный юбилей станет грандиозным событием и для Тольятти, и для Самарской области, и для Приволжского федерального округа, и для всей нашей страны».

    В социальных сетях, где сейчас протекает большая часть общественной жизни, по поводу этого решения комментариев почти нет. Люди захвачены повесткой, связанной с эпидемией, и не слишком переживают о том, что не смогут посетить народные гулянья. Некоторые уже переключились на интернет-ресурсы, созданные по случаю юбилея. На канале «Ютьюб» смотрят фильм «Первая», посвященный истории «копейки». Вечерами открыт просмотр спектаклей театра «Колесо», в том числе постановки «Колёса», посвященной началу строительства автозавода.

    «Советская иномарка»

    Уже несколько лет «АВТОВАЗ» производит новое поколение автомобилей «Гранта», «Веста», XRAY. Они, безусловно, тоже уже сыграли свою роль в истории завода и города. Однако их значение пока несопоставимо с тем, что сделала в свое время «копейка» с территорией, на которой мы живем. Кстати, как и упомянутые модели, она тогда появилась на свет как «советская иномарка», о которой мечтали, на которую копили и за которой выстраивались в очереди.

    Ветераны «АВТОВАЗа» и градообразующих предприятий все это время, предшествующее юбилею, делятся воспоминаниями о том, как они понимали и чувствовали этот судьбоносный технический прорыв 1970 года. Почетный строитель РФ Алексей Волков рассказал в своем интервью, опубликованном на портале ТГД: «Утащить этот проект в свой регион хотели многие, сначала было 112 возможных площадок. Самый большой шок «Куйбышевгидрострой» испытал, когда мы узнали, что нужно построить не только завод, но еще и ТЭЦ, и город».

    Как и сейчас бывает часто, тогда все это тоже нужно было делать «еще вчера». Атмосферу, которую создал первый генеральный директор Волжского автозавода Виктор Поляков, ветераны вспоминают до сих пор в первых же строках своих интервью. Одним словом, настрой у многих тогда был героическим. Инженер-строитель Вера Сергеева рассказывает: «Я работала с Поляковым, Семизоровым. Дисциплина у нас была, конечно, — словами не передать. Если Поляков снимал с тебя невыполненное задание, это о многом тогда говорило. И всё же я счастлива, что работала с ними».

    Историю делают люди, поэтому при воспоминаниях о появлении на свет ВАЗ-2101 то и дело всплывают факты про первую команду ВАЗа. «Поляков был необыкновенно человечным. Я помню случай, когда он написал приказ об увольнении одного работника, а тот был многодетным и должен был получить квартиру через 2 недели. Мы написали письмо на имя Полякова, зная, что он никогда не отменяет свои приказы, — вспоминает известный ветеран завода Юрий Целиков. — И он понизил, но не уволил. Для меня это было открытие».

    Вообще историй, связанных с ВАЗ-2101, накопилось очень много. Хронику главных событий можно найти на различных сайтах, и в первую очередь на портале АВТОВАЗа. Журнал «За рулем», который в 1969 году объявил конкурс на лучшее название первого автомобиля, по случаю юбилея напоминает: «В 2000 году по итогам опроса читателей «За рулем» ВАЗ-2101 был признан «российским автомобилем столетия», в голосовании приняло участие более 80 000 человек. На втором и третьем месте тогда были ГАЗ-21 «Волга» и Lada 110».

    Всех благ — 24

    Наверняка многие помнят, что 50 лет ВАЗа — это тот праздник, который отмечается не одним днем. Есть целый перечень крупных, затратных проектов, которые были распланированы на несколько лет и частично уже введены в эксплуатацию. На сайте Администрации Тольятти хранится презентация, описывающая объекты, сроки, параметры объектов капитального строительства юбилейной программы, и деньги, которыми она должна быть обеспечена.

    Что мы видим на сегодняшний день. Всего в документе «План основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 50-летия выпуска первого легкового автомобиля ВАЗ» 24 объекта разной степени сложности — от новых школ до известного моста через Волгу. Многие сроки уже прошли, но от реализации программы пока не отказываются. Недавно губернатор Самарской области Дмитрий Азаров побывал на стройке моста и, судя по всему, остался доволен.

    В своем инстаграме он пишет: «Доехал до места строительства мостового перехода через Волгу в районе с. Климовка, поговорил с работниками. Важно периодически без посредников, министров и глав районов общаться с людьми, которые там ежедневно. Руководитель проекта КТФ «Мостоотряд-46» Равиль Набиуллович Долгоаршинных рассказал, что все работы идут по намеченному графику. Узнал, где нужна помощь, оперативно дал поручения коллегам».

    В стадии строительства на текущий момент находится «Выставочный зал со сквером, игровыми площадками, фонтаном в честь 50-летия ОАО «АВТОВАЗ» и выпуска первого легкового автомобиля». На территории Парка Победы, вдоль улицы Революционной, горожане уже видят за забором стройплощадки некоторые элементы возводящихся объектов. Хуже дела обстоят с набережной Автозаводского района. Изначально запланированный срок окончания проекта — в 2020 году. Сейчас объект находится в подготовительной стадии, работы еще не начинались. Примерно такая же картина со школами в 18-м и 20 кварталах, ФОКом на бульваре Кулибина, реконструкцией театра «Колесо» на улице Свердлова и другими объектами.

    Однако есть и уже сданные проекты, как например, стадион «Труд», реконструкция ДЦ «Русич». Оценить масштаб запланированных мероприятий и сравнить его с реальной обстановкой можно, если пройти по ССЫЛКЕ

    Ирина Смирнова, газета «Панорама Самарской области» от 20 апреля 2020 года

    девушке на автовазе