Все для публики и чуть-чуть для себя, считает цирковой акробат Евгений Петров

Новости Тольятти augustnews.ru

Акробат Евгений Петров из «Мега-цирка» сроднился с «Колесом смерти».

Вообще-то в России, в отличие от зарубежья, этот аттракцион называют «Колесом смелости», но суть его от этого не меняется. На арене устанавливается огромная десятиметровая железная конструкция с кольцом на конце, в котором балансирует, разгоняя его все быстрее, артист. Евгений легко, будто играючи, выполняет головокружительные трюки, взмывая под самый купол. Потом он выходит на внешний край кольца, прыгает, зависает в воздухе, едва успевая опуститься на вращающееся кольцо. Лично у меня от ужаса ладони моментально стали влажными, и с каждой минутой адреналин только нарастал, как и сложность трюков. Вот акробат не просто бежит по кольцу, но еще и жонглирует при этом, вот прыгает через скакалку и огненный полукруг, потом закрывает повязкой глаза и догоняет колесо, несущееся с бешеной скоростью. Страховки у Евгения нет! Зал то замирает, то взрывается аплодисментами! И смотреть страшно, и взгляд оторвать невозможно.

Потом прочитала, что во всем мире найдется с пару десятков человек, которые сегодня способны выполнить номер «Колесо смерти» на высоком уровне. Номер очень опасный, его невозможно отработать на полу, только на колесе. Все элементы этого захватывающего номера построены на равновесии, умении акробата чувствовать пространство. Мастерство достигается годами тренировок. Но самое потрясающее, что годы тренировок у Евгения ушли не только на «Колесо смелости», в программе «Мега-цирка» он вместе со своей женой Венерой выступает еще и на канате. У зрителей захватывает дух, когда на огромной высоте, под самым куполом, да еще на подъем в 30 градусов, движется семейная пирамида. У Евгения 20 килограммов баланса в руках, на плечах – супруга. Конечно, Венера изящная и хрупкая, однако даже 40 кило при обычном подъеме в гору не такой уж пустяк. А тут канат! Евгений к восторгу зрителей снова без страховки! Опять вызов, риск, железные нервы, превосходная физическая форма и отточенная техника. Ну как тут не вспомнить Высоцкого с песней «Канатоходец»: «Он смеялся над славою бренной, но хотел быть только первым».

Можно верить в судьбу или нет, но она существует, в том числе и для таких профессиональных экстремалов, как Петров. В детстве Женя, как и большинство мальчишек, любил лазать по стройкам, по крышам, по деревьям. Получалось хорошо! У него были азарт, безрассудство, да и упрямства тоже хватало – пока не получал результат, Женя не успокаивался. Общая физическая подготовка у парня всегда присутствовала, в школе он занимался разными видами спорта, дольше всего – четыре года – легкой атлетикой.
После школы Евгений Петров поступил в институт, чтобы учиться на инженера-строителя. Будучи студентом пятого курса, решил подработать, пришел в цирк, попробовался ассистентом в «Колесе смелости» и «прикипел к арене», как он выразился в нашей беседе. Просто в цирке для него соединились в единое целое все его жизненные приоритеты, личные способности, трудолюбие плюс элементарное везение. Все люди ищут, где лучше себя применить. Евгению повезло, что вовремя приобщился к цирковому искусству. Наставники все ему показали, объяснили специфику номера. Потом пошли каждодневные многочасовые репетиции, через три года Петров работал уже как партнер создателя номера.

фото: Площадь Свободы

– Вы никакой высоты не боитесь?

– Если не готов, не знаешь, что будет через секунду, – тогда страшно. Когда встаешь в аппарат впервые, ноги трясутся. Постепенно привыкаешь, потом не просто полный круг пробегаешь за четыре секунды, но и трюки начинаешь усложнять. С первого раза и на канате от мостика к мостику не пройдешь. Несколько лет назад мы с супругой сделали номер с канатом. И мне, и ей хотелось дальше развиваться, наши желания совпали! Моя жена Венера выпускалась как эквилибристка в Киевском цирковом училище, там преподавались разные жанры, в том числе и проволока у них была.

– Где вам комфортней: на канате или на колесе?

– Пока – на колесе, с ним работаю уже 15 лет, сроднился с ним, наверное, знаю с закрытыми глазами. Чертежи сделал сам, колесо изготавливалось на моих глазах. Готовность аппарата перед выступлением проверяю обязательно, такая привычка выработалась годами. Но риск есть всегда. Идея номера с канатом была моя, но как профессионал Венера многое внесла, значит, можно говорить о совместном творчестве. Шесть лет показываем номер с канатом. Когда его выполняем, основная наша рабочая высота – шесть метров, а подъем делаем на десять метров. Можно и выше, но мы решили: этого достаточно, чтобы зрителю слишком высоко голову не задирать, иначе смотреть будет неудобно.

– Когда вы идете по канату, а жена на ваших плечах трюки делает, о чем вы думаете?

– Вниз не смотрю, держу точку впереди для баланса, чтобы идти четко по линии. Думаю только о технике, о балансе, как его удержать.

– Как вы сами себя охарактеризовали бы: как трудоголика, талантливого актера, адреналинового наркомана?

– Скорее как трудоголика, мы действительно много репетируем, каждый день не менее трех часов. Раньше и по пять часов подряд бывало, если заведемся, на износ репетировали. И жена ничуть мне не уступала, я заканчивал работать, а она еще оставалась и репетировала эквилибр.

– Хотели бы, чтобы дети продолжили ваше дело?

– Да, но только при условии их собственного желания. Пока у них это желание есть, особенно у старшей дочери. Ей 10 лет, занимается с энтузиазмом хореографией, эквилибром, развивает гибкость. Сын (ему 7 лет) занимается акробатикой.

– А вы видите зал, когда выступаете?

– Конечно, мне обязательно нужно видеть зал, зрители дают огромную энергию, заводят, трюк хочется сделать получше, прыгнуть повыше. На репетиции сложнее собраться, а когда стоишь на арене, места для отступления нет.

– Почему вы работаете без страховки?

– Ее изначально жанр не подразумевает, хотя, конечно, сложно на высокой скорости находить баланс с аппаратом. Я и на канате в этом году начал работать без лонжи, просто в какой-то момент она запуталась, и я принял решение ее отстегнуть. Зритель видит отсутствие страховки, и его реакция на номер совершенно другая! А мы работаем для публики, ну и чуть-чуть для себя. Если переборол себя и отстегнулся, то такой кураж получаешь…

– Люди ищут экстрима на отдыхе, а вы каждый день работаете в экстриме. Как вы отдыхаете?

– Хочется спокойно отдыхать, путешествовать.

– Но вы, наверное, с гастролями-то весь мир уже объехали?

– Когда работаешь, особо некогда наслаждаться местными достопримечательностями, только в особенных местах каких-то время выбираю. Репетируем мы постоянно. Выходной у нас один – понедельник, можем город посмотреть, походить по магазинам, музыку послушать – не только современную, но и старые записи Элвиса Пресли, Стинга.

– Какая страна запомнилась больше всего и почему?

– Германия, наверное. Мы там долго работали, объехали города не по одному разу, там наша дочь родилась…

– Какой была самая неожиданная реакция публики на ваше выступление?

– Реакцию зрителей, по моим наблюдениям, до конца невозможно просчитать. Думаю, вот тут прямо ах, но… публика спокойна почему-то, а бывает – наоборот. Всегда хорошо зрители реагируют на мои прыжки на колесе, на трюк с огнем. Думаю, самая неожиданная реакция зала еще впереди, ведь и самый сложный трюк пока еще я не сделал.

– И последний вопрос: если вы такой многостаночник, возможна ли дрессура в вашей цирковой карьере?

– Раньше дрессуру исключал, теперь нет, возраст, знаете ли… Хотя, конечно, мы с женой стараемся поддерживать хорошую форму, едим все свежее, натуральное, избегаем фастфудов. Тортика иногда хочется, но мы читаем состав – и сразу не хочется. Когда спортивную форму держишь, организм не настраивается на лишние жиры и сахар.

Кстати:

Продюсер «Мега-цирка», заслуженный артист России Евгений Терещенко подчеркнул: «Главный принцип отбора в шоу – мастерство артистов. Мало чистенько исполнить классный трюк, главное – передать зрителю эмоцию. А для этого надо быть артистичным! Представление насыщено световым, лазерным шоу, люди смотрят его на одном дыхании, ведь это – настоящий цирк. Так что спешите видеть!»

Читайте: Человек-паук отдыхает

фото: Площадь Свободы

Ольга Пимантьева, “Площадь Свободы”