Тольятти: что ожидает автошколы

Новости Тольятти augustnews.ru

С 11 августа официально действуют новые программы подготовки водителей. В связи с ужесточением требований к автошколам получить водительские права теперь станет сложнее, дольше и дороже.

Еще до вступления в силу приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей» автошколы забили тревогу. Дело в том, что с введением новых образовательных стандартов под угрозой закрытия оказалось 90% автошкол. А причина – в ужесточении требований к материально-технической базе автошкол: автомобилям, учебным классам, обучающим площадкам, а также к преподавателям и инструкторам. И лицензии автошколам теперь будут выдаваться только после проверки сотрудниками ГИБДД учебного комплекса автошкол. Ранее было достаточно подписи на лицензии министерства образования и науки.

Качество и количество
Как пояснил Владимир Егоркин, заместитель начальника РЭО ГИБДД У МВД России по Тольятти, необходимость нововведений назрела давно, так как количество ДТП, совершаемых молодыми водителями, растет с каждым годом. Теперь же есть надежда, что подготовка водителей станет лучше, да и сами люди будут более осмысленно подходить к управлению транспортным средством.

«Принципиальных отличий новых программ от прежних не так уж и много, но они серьезные, – объясняет Владимир Владимирович. – Теперь у автошколы должен быть автодром площадью не менее 0,24 га. Увеличилось и количество часов как теоретической, так и практической части. На теорию теперь отводится 134 часа вместо 106. На практику вождения – 56 часов вместо 50. Кстати, время обучения будет исчисляться не академическими (45 минут) часами, а астрономическими (60 минут). Впервые в обучение включен предмет «Психофизиологические основы деятельности водителя», где будут изучать различные психологические моменты, например, как избегать конфликтов на дороге».

Также новой программой предусмотрены занятия в темное время суток, в условиях недостаточной видимости. И, пожалуй, последнее из принципиальных отличий: в программу включено вождение с прицепом, на которое отведено шесть часов. Правда, это по желанию обучающегося, но у автошколы прицеп должен быть.

Что ожидает автошколы?
К слову, в Самарской области 165 автошкол, и в настоящее время только две из них получили лицензии на осуществление образовательной деятельности. Одна школа находится в Сызрани, вторая – в Тольятти. По словам директора этой тольяттинской автошколы, их учреждение особых проблем не испытало, так как у них и так все было. Пришлось лишь купить мопед и взять в штат психолога. Однако если раньше длительность курса была 2,5 месяца, то сейчас – 3,5-4 месяца.

«В России 11 000 автошкол, из них только десятая часть подали документы, – говорит Денис Новиков. – Почему идет такой вялотекущий процесс? Потому что школам надо докупать оборудование, обустраивать компьютерный класс, обновлять материально-техническую базу. На самом деле ГИБДД не требует ничего сверхъестественного. У кого все это было, те не испытали затруднений. К нам приехали представители областной ГИБДД, проверили состояние наших автомобилей, всю материально-техническую базу, штат и подписали документы».

– Как будет выглядеть обучающий блок по психологии?

– Психолог будет читать лекции, потом разыгрывать сценки между учениками. Например, кто-то из них – разгневанный водитель, другой – виновник ДТП. Нужен этот предмет или нет – спорный вопрос. Может быть, это и даст психологический эффект, кто знает…

– Есть изменения в сдаче практической части?

– В ближайшее время планируется, что в тех школах, где есть автоматизированный автодром, ученик сдает первую часть экзамена в своей автошколе. Если сдает, то идет в ГИБДД и едет с их сотрудником в город. У кого нет автодрома, то, так же как и раньше, сразу идет в ГИБДД на первый этап, потом – в город.

Выживает сильнейший
А вот автошколы, пока еще не получившие лицензию, настроены не так оптимистично. По словам директора одной из автошкол в Центральном районе, им пришлось докупить необходимое оборудование, и еще не факт, что они пройдут проверку.

«Документы мы подали в начале сентября, ждем проверку, – рассказывает Владимир Иванов. – Набор учеников идет, но обучать мы пока не можем. Мы столкнулись с массой проблем, в том числе с финансовой. Нам пришлось купить компьютеры, столы, специальное оборудование, в частности, манекен, на котором учатся делать искусственное дыхание, и многое другое. И если что-то не так пойдет, я не знаю, куда это девать. Мы уже вложили более двухсот тысяч. Но это только одна сторона, другая – социальная. У нас семнадцать инструкторов и девять преподавателей. Всем надо платить зарплату, но так как учеников сейчас нет, мы не можем им платить.

Если не будет работы, то им надо будет устраиваться в другое место. А если они куда-то устроятся, нас приедут проверять – а штата нет? Как из этого выйти – я не знаю».

– Значит, вы считаете, в подобной реформе не было необходимости?

– Закон был необходим, это факт. Давно надо было избавляться от так называемых портфельных школ с одним-единственным кабинетом и одним автомобилем. Такие школы у нас в городе есть. Стоило изменить закон, но пойти другим путем, как-то заранее распланировать и дать автошколам переходный период. К примеру, пока идут проверки, школа продолжает работать. Как в Москве, например: им дали время до нового года, они резко не остановили работу.

– Как вы считаете, какое количество автошкол необходимо нашему городу?

– Думаю, шесть-семь было бы достаточно. Это и потребностям города соответствовало бы. Если меньше, то автошколы не справятся, завысят цену тысяч до пятидесяти. А дети растут, потребность большая.

Слухи или правда?
Прошла информация, что за повторную пересдачу экзаменов на водительские права надо будет платить. Каждая новая попытка будет стоить 1-2 тысячи рублей. Также поговаривают, что госпошлина за первую попытку будет составлять около 4500 рублей. Такие меры, по мнению экспертов, заставят сдающих на права лучше готовиться к экзаменам.

Юлия Хижняк «Городские Ведомости»