Современный взгляд на фильм «Москва слезам не верит»

гоша приехал к кате в гости

В восьмидесятые годы прошлого столетия советская кинолента «Москва слезам не верит» обрела невероятную популярность, этот фильм был тепло принят не только нашими соотечественниками, но и иностранцами. Работу талантливого Владимира Меньшова высоко оценили заграницей, а сам режиссер удостоился «Оскара». Кроме того, фильм получил приз от Гильдии прокатчиков США как самый прибыльный иностранный фильм года.

катя и родион москва слезам не верит

Несмотря на огромный успех и восторженные отзывы десятков миллионов зрителей появилось немало критиков, которые не разделяли настроение публики и считали работу Меньшова посредственностью, которая незаслуженно получила широкий общественный резонанс. Да что уж тут говорить, многие коллеги за спиной режиссера зачастую нелестно отзывались о фильме. Возможно, ими управляла зависть, но даже по прошествии стольких лет фильм нередко подвергается далеко не самой лестной критике.

катя сидит в гамаке

За это время вышло немало по-настоящему качественных и глубоких работ, зрители стали более изощренными, изменились многие моральные устои и идеалы. Что же думают современники о фильме «Москва слезам не верит»? Возможно, ответ на этот вопрос в той или иной мере позволит показать, насколько крепка связь между поколениями, насколько сильно изменилось восприятие шедевра советского кинематографа.

катя очень расстроена

Ознакомившись с отзывами и рецензиями за последние несколько лет, можно заметить одну часто встречающуюся мысль о том, что Катя Тихомирова (Вера Алентова) заслужила то, что произошло в ее жизни. Именно из-за лжи героиня не могла долго обрести свое счастье. И если первую встречу у «липовых» профессорских дочерей можно оправдать тем, что это была задумка Людмилы (Ирина Муравьёва), то дальше у Кати и Рудольфа было несколько свиданий, на которых можно было рассказать правду и не доводить ситуацию до критической точки, когда раскрывшееся вранье доставит сильную душевную боль.

встречают гостей москва слезам не верит

Если Екатерина уверена в чувствах Рудольфа, неужели нельзя рассказать о том, что она вовсе не дочь профессора, что не живет в московской высотке, не учится в университете, а работает на заводе? Ведь отношения, которые построены на лжи и недоверии, обречены. Возможно, Катя боялась потерять Рудольфа или не понимала этого.

актеры Юрий Васильев и Вера Алентова

Никто не оправдывает Рудольфа. Он обычный парень (сейчас таких называют «потребитель»), который с помощью удачного брака хотел кардинально изменить свою жизнь. Он не хотел всю жизнь передвигать телекамеру (хотя в конце концов ему пришлось это делать), он хотел сразу большую квартиру в центре Москвы, хотел получить в родственники знаменитого профессора с доходом в несколько тысяч рублей. Мама Рудольфа (Евгения Ханаева) готовит его к взрослой жизни, она очень рада завязавшейся дружбе между ее сыном и дочерью профессора Тихомирова.

катя привезла александру домой

Неужели у Екатерины не хватило ума и сообразительности распознать сущность парня за несколько недель знакомства? И при этом она за 15 лет умудрилась стать руководителем крупного предприятия, в котором трудится порядка 3 000 человек. Как-то не стыкуются эти два противоречивых факта.

провожают в отпуск

Также у некоторых критиков появляются вопросы касательно брата матери Екатерины – знаменитого профессора Тихомирова. По фильму он на время своего отпуска оставляет квартиру племяннице с подругой. Неужели такой дядя не поспособствует племяннице, чтобы та поступила в университет и обустроилась в Москве? Возможно, это и произошло между первой и второй серией фильма, когда Катя уснула с плачущим ребенком в 1959 году, а проснулась с 16-летней Александрой в 1975 году. За это время Катя окончила университет, невероятным образом продвинулась по карьерной лестнице, вступила в партию и стала членом Моссовета.

Лия Ахеджакова Москва слезам не верит

Давайте все-таки будем реалистами. Такой ошеломляющий успех в период расцвета застоя в нашей стране был возможен только при наличии блата и чьей-то довольно влиятельной поддержки. Да даже по воспоминаниям Меньшова на худсоветах в открытую говорили, что такую карьеру, особенно женщине, сделать нельзя. Но в то же время почему-то мало, кто вспоминал наиболее очевидный карьеристский успех предшествующего министра культуры.

за рабочим столом

Кстати, нам не сказали, какую должность занимал «хороший знакомый» Кати – Володя (Олег Табаков), однако по обстановке квартиры мы можем видеть, что человек при хорошей должности. И можно, конечно же, сделать кое-какие выводы. Эта тема до сих пор не дает покоя кинокритикам.

володя и катя в комнате

Еще один вопрос возникает к фильму, а точнее к образу «настоящего мужчины» Гоши (Алексей Баталов). Он рабочий, слесарь, выпивающий по праздникам, разведен. При первой встрече в электричке он так смело и умело начинает разговор с Екатериной, что возникает вопрос, а не часто ли он так красиво знакомится? Его психологические приемчики хорошо отточены, он быстро распознает по взгляду Кати незамужнюю женщину. Он даже угадывает, что она руководитель, вот только с высотой должности ошибается.

первая встреча

Можно допустить, что Гоша неожиданно влюбился, в нем открылись эти чудесные качества только после знакомства с Екатериной Александровой, и он ее по-настоящему полюбил. И неожиданно бросает ее только за то, что она оказалась директором завода? Почему? Первый вариант: Она ему солгала о своей должности, вернее не стала опровергать его догадки. Второй вариант: Он понял, что она ему неровня.

сцена в электричке москва слезам не верит

Вы часто видели удачный брак крупного руководителя и простого слесаря? Может быть такой брак? Может, но только в фильме «Москва слезам не верит», а не в жизни. У них нет общих интересов, друзей, тем для обсуждения и т. п. И даже в фильме у них был всего один интерес – постельный. Почему? Да потому что за все то длительное время, пока Екатерина и Гоша встречались у нее в квартире, она не узнала (видимо некогда было) о нем ничего! Ни его фамилию, ни где он живет, ни где он работает, ни сколько ему лет – абсолютно ничего кроме его имени и того, что у него есть шрам после аппендицита. Неужели ей не хотелось больше узнать о своем любимом мужчине?

вера алентова фильм москва слезам не верит

Можно сколько угодно критиковать фильм «Москва слезам не верит», но никто не отнимет того факта, что в этой киноленте присутствует душа, а проделанная колоссальная работа талантливого режиссера позволяет в полной мере погрузиться в созданную атмосферу того времени. Эта картина полюбилась зрителю, что для режиссера и всей съемочной команды самое важное. Ведь фильмы снимаются для публики, а не для критиков.

катя и люда москва слезам не верит