Ралли-рейд: пятый этап чемпионата и Кубка России

Новости Тольятти augustnews.ru

О «бешеных» маршрутках, летающих грузовиках и других необычных машинах.

Наш корреспондент посетил пятый этап чемпионата и Кубка России по ралли-рейдам, состоявшийся в Ульяновске. Из Тольятти на столь высоком уровне в ралли-рейдах никто не выступает, но мы нашли за кого болеть – Самарскую область представляли два мотоспортсмена из Самары. О том, чем ралли-рейд привлекает случайного зрителя и прожженных поклонников автоспорта, читайте в нашем материале.

География участников ралли-рейдового чемпионата и Кубка России, как всегда, была весьма широкой: Санкт-Петербург и Казань, Москва и Ульяновск, Владимир и Чебоксары, Нижний Новгород и Самара. В трехдневной бахе «Ульяновск 2015» российским спортсменам предстояло конкурировать также с гостями, приехавшими из Белоруссии и Финляндии.

В Ульяновске в зачет чемпионата и Кубка России были заявлены грузовые автомобили ГАЗ «Садко» и ГАЗ «Садко Next» – класс таких транспортных средств маркируется как «T4», то есть автомобили весом более 3,5 тонны. Эти машины и на стоянке выглядят весьма внушительно, а уж вид «Садко» на грунтовом скоростном участке вовсе вызывает трепет и уважение.

Техника, которая весит менее 3,5 тонны, относится к внедорожникам и внутри класса делится на классы «Т1» и «Т2» в зависимости от подготовки. Автомобили с минимальными доработками соревнуются в классе «Т2», а в «Т1» выясняют отношения спортсмены на специально подготовленных машинах или прототипах, построенных для ралли-рейдов. В класс «Т3» отнесены багги.

В классах «Т2» и «Т1», помимо привычных для ралли-рейдовых болельщиков «Круизеров» или «Мицубиси L200», в этой гонке выступили прототип «Рено Меган», «Форд Раптор» и «Ниссан-пикап». Кроме упомянутых выше грузовиков, командой «ГАЗ рейд спорт» были заявлены 3 ГАЗели Next и полноприводный «Соболь», специально подготовленные для участия в ралли-рейдах. Эти машины уже успели отметиться призовыми местами на различных гонках и в народе получили шутливое прозвище «бешеные» маршрутки. При этом «Соболь» особенно широко известен в автоспортивных, поскольку его пилотирует женский экипаж – две москвички: пилот Татьяна Елисеева и штурман Елена Правдина. Все автомобили нижегородского автопроизводителя базируются вместе с командой в Ульяновске. В гонке они всерьез составили конкуренцию таким автомобилям, как «Нива», «Тойота Ленд Крузер», «Мицубиси Паджеро» и УАЗ-пикап.

Своя градация по классам в ралли-рейдах есть у мотоциклистов и квадроциклистов. Двух- и четырехколесная мототехника в Ульяновской области была представлена спортсменами 4 классов «Open», «Кросс-кантри 450», «Эндуро квадроциклы» и SSV. Самарские спортсмены были заявлены в «Кросс-кантри» – спортивный байк под номером 96 тут пилотировал известный мотогонщик Ренат Валиуллин. А в классе «Open» в гонке участвовал Вадим Кибардин под номером 68. Вадим запомнился зрителям тем, что уже на втором километре первого СУ он буквально оторвал руль от своего мотоцикла и не смог финишировать. Правда, самарский спортсмен сумел разобраться с техническими проблемами и благополучно вернулся в гонку на следующий день.

Баха «Ульяновск 2015» проходила как предпоследний, 5-й, из 6 этапов чемпионата и Кубка России. Общая протяженность трассы гонки составила порядка 750 скоростных километров. В течение трех дней спортсменам предстояло пройти 4 СУ (так в классическом ралли и ралли-рейдах коротко называются скоростные участки, которые преодолевают участники гонки. – Прим. авт.). Первый день гонки – пролог протяженностью 3,5 километра, проложенный в спорт-парке «Симбирский» рядом с картинговой трассой. Второй день гонки включал два проезда дистанции СУ протяженностью 192 километра. Третий, заключительный, день гонки состоял из 4-го СУ, который также составил почти 192 километра.

Как уже было сказано выше, интересные события начали разворачиваться уже на прологе, когда организаторам пришлось выручать самарского мотоспортсмена Вадима Кибардина. Остальные участники гонки прошли дистанцию первого СУ уверенно и без ошибок.

На площади 100-летия со дня рождения Владимира Ленина рядом с Домом правительства Ульяновской области состоялось торжественное открытие гонки, которое началось с проезда машин участников через стартовую арку и приветственными словами от хозяев – губернатора Ульяновской области Сергея Морозова и организаторов гонки. Губернатор не отказал себе в удовольствии и прибыл на старт в «Соболе» в качестве пилота, заняв кресло штурмана рядом с президентом группы ГАЗ Вадимом Сорокиным. Девичий экипаж уступил места пилота и штурмана высоким гостям и встречал их у стартовой арки.

После завершения церемонии открытия гонки участники отправились готовиться к старту второго дня гонки. Второй и третий день гонки заготовили спортсменам немало испытаний. Скоростные участки в изобилии включали глубокие броды, крутые спуски и подъемы, а также ямы и песчаные ловушки. Неудивительно, что не все спортсмены сумели совладать с техникой, с собственными нервами и с трассой. Астраханский мотогонщик Василий Глухов, выступавший в классе «Open», перевернулся на трассе и едва не врезался в дерево. Проявив волю и характер, Василий сумел продолжить гонку и успешно финишировал. Еще двое участников мотозачета – Сергей Храмушин и Павел Лузьянов – отказались от проезда СУ-З из-за технических проблем. Досрочно прекратил участие в гонке экипаж Инны Мартьяновой и Дмитрия Кожухова на багги в классе SSV. Выбыл из борьбы дуэт Александра Колембета и Игоря Петенко в T2. Досрочно финишировал один из лидеров гонки Т1 – экипаж Евгения Фирсова и Вадима Филатова. Ралли-рейды не прощают даже малейшей халатности. Опытные спортсмены, штурманы и механики точно знают: если что-то ненадежно прикручено – оно обязательно открутится. Не останется незамеченной и ошибка пилота при езде по бездорожью или недочет в работе штурмана при ориентировании на местности.

По итогам гонки победу в Ульяновске праздновали Иоуни Матти Ампуйя и Маркку Антеро Хурскайнен. Они в очередной раз подтвердили реноме финских гонщиков как опытных соперников и очень-очень быстрых пилотов. Показав отличные результаты, не остались без наград и ГАЗели. Первыми пришли к финишу в своем зачетном классе ульяновские спортсмены Александр Коструков и Евгений Павлов. Горячо любимый болельщиками женский экипаж на «Соболе» повредил автомобиль и, увы, не сумел показать тот результат, на который был способен. В национальном классе – среди отечественных полноприводных машин – победу праздновали также спортсмены из Ульяновска – дуэт из фирменной команды Ульяновского автозавода на УАЗ-пикап – Виталий Проненко и Роман Шакуров.

Самарские спортсмены в условиях жесткой конкуренции сумели проявить себя максимально результативно. Ренат Валиуллин преодолел всю дистанцию гонки и занял четвертое место в классе «Кросс-кантри 450». Вадим Кибардин приехал к финишу третьим в своем классе «Open» и увез из Ульяновска заслуженную бронзу.

Интересно:

Ралли-рейд – это вид автомобильных гонок, в которых участники преодолевают длинные расстояния по пересеченной местности. Как правило, такая гонка проводится несколько дней. Наиболее известными в России и в мире ралли-рейдами являются гонки «Шелковый путь», «Дакар». Ралли-рейд именуют коротким названием «баха», если его протяженность не превышает 1200 километров, а длится он не более 5 дней. Испанское название, по одной из версий, взято от названия местечка в Южной Калифорнии, где был впервые проведен короткий ралли-рейд. Баха обычно проводится по дистанции, замкнутой в круг, что позволяет минимизировать количество дорожных секций, а также использовать только один сервисный парк для обслуживания и ремонта гоночной техники. Дистанция спецучастков при этом повторяется два или три раза.

Есть чему поучиться

Самаре и Тольятти стоит поучиться тому, как в Ульяновской области уделяют внимание развитию автоспорта. В спорт-парке «Симбирский» проводятся различные картинговые соревнования – от любительских гонок до этапов чемпионата России. На территории региона клуб «Икс Тим» и Ульяновская федерация автоспорта проводят открытые ралли-рейдовые соревнования «Холмы России». Именно Ульяновская область принимает по одному или два этапа чемпионата и Кубка России по ралли-рейдам. Для тех, кто хочет себя попробовать в автоспорте, в городе построен всепогодный крытый картинговый центр «КартХолл», на базе которого при содействии ГИБДД Ульяновской области обустроен детский автомобильный городок. Увидев на открытии гонки губернатора Ульяновской области, мы понимаем, почему здесь так любят автоспорт. Глава области Сергей Морозов, открывая гонку, напомнил присутствующим: «Через занятия автоспортом и благодаря проведению подобных массовых автомобильных соревнований мы добиваемся безопасности участников дорожного движения на улицах российских городов. Поэтому правительство Ульяновской области всегда поддерживает проведение таких соревнований и будет уделять им внимание впредь!»

текст и фото: Максим Плюхин, “Площадь Свободы”