Как тольяттинцам, особенно вазовцам, относиться к происходящему на нашем пока еще автогиганте? Чтобы об этом говорить, нам следует обратиться к событиям 2005 года. В то время АВТОВАЗ был успешно работающим (чистая прибыль в 2003 году составила 5 миллиардов рублей, а в 2004-м – 5,6 миллиарда) предприятием, постепенно переходящим в управление жестких, но эффективно работающих представителей самарской финансово-промышленной группы «СОК». Однако более влиятельной финансово-промышленной группе (Сергей Чемезов, Владимир Артяков и другие) не хотелось отдавать этот лакомый кусок, по их мнению, «криминальной» структуре. И тогда АВТОВАЗ перешел в собственность государственной компании во главе с Сергеем Чемезовым. Управление москвичей, а точнее снятие ими сливок, наверное, затянулось бы надолго, если бы не наступивший мировой кризис. В конце концов, поняв, что автомобильный бизнес им не по силе, они в июне текущего года окончательно продали его альянсу «Рено-Ниссан», в собственности которого теперь 74,51 процента акций АВТОВАЗа. То есть вазовцев власть отдала на растерзание одной из акул капитализма.
Но любая компания всегда стремится к извлечению прибыли, и данный альянс не может быть исключением. Однако прибыли у него пока нет, наоборот, в 2013-м на АВТОВАЗе альянс понес убыток в 34 миллионов евро, а в первом полугодии текущего года – уже еще 55 миллионов евро. Поэтому происходящие на предприятии всякого рода оптимизации, в том числе и сокращения, для работников крайне неприятны, но понятны. Тогда что же, им следует смириться с происходящими сокращениями и повышением уровня своей эксплуатации? Конечно, нет, ни в коем случае. Работникам следует в различных формах организованно протестовать, то есть бороться за свое право на достойную жизнь.
Знаю, что профсоюз «Единство» сейчас готовится к проведению митинга, на котором планирует потребовать от руководителей АВТОВАЗа добиваться получения прибыли не увольнениями, а прежде всего сокращением других расходов, в том числе выплаты руководителям чрезмерно высоких зарплат. Почему профсоюз не проводил такие митинги раньше? По мнению его руководителей, у работников завода раньше не было готовности к участию в протестных действиях. Сейчас же такая готовность может быть.
При этом главные требования вазовцы должны предъявлять власти, с помощью которой, как я уже говорил, наш завод оказался в собственности альянса «Рено-Ниссан». Хорошо, что Владимир Путин периодически оказывает помощь АВТОВАЗу. Однако этой помощи недостаточно: проблему трудоустройства сокращаемых работников она не решает. А ведь многие из них еще долго могли бы трудиться, принося пользу и себе, и обществу. Особенно это касается работников предпенсионного и пенсионного возраста, бесценный опыт которых, к сожалению, не используется.
Для трудоустройства же сокращаемых работников запланировано создание в Самарской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Почему эта зона еще не работает? Что, нельзя было ускорить процесс ее создания? Ответы на такие вопросы тольяттинцам необходимо потребовать от власти. Считаю, что происходящие сейчас на АВТОВАЗе «хирургические» процессы являются зоной ответственности лично Владимира Путина и Николая Меркушкина. Об этом мы должны и не забывать сами, и как можно чаще напоминать им.
Анатолий ИВАНОВ,
депутат Государственной думы
от Тольятти 3, 4 и 5-го созывов