Какое машиностроение, такие и гонки

Легендарный автокросс «Серебряная ладья» состоялся уже в 42-й раз.

На автодроме КВЦ в Тольятти 4 октября 2015 года в честь Дня машиностроителя по традиции откатали «Серебряную ладью». Организаторы соревнований — ТСТК «Лада» — включили в регламент гонки новшество — пригласили к участию пилотов трех зачетных классов: «Багги», «Национальный» и «Абсолют». Для полноценной таблицы 16 заездов для 16 пилотов в классе «Национальный» просто не набрали кворум. К началу тренировок в Тольятти съехались порядка 40 пилотов из десятка городов Поволжья: Балаково и Бузулука, Жигулевска и Заречного, Йошкар-Олы и Маркса, Оренбурга и Пензы, Самары и Тольятти, Тюльчана и Уфы.

В классе «Абсолют» заявилось 15 гонщиков. С десяток участников набралось в классе «Национальный». Еще 15 человек приехали соревноваться в классе «Багги». Формула гонки простая — 12 заездов в «Национальном», 16 заездов для 16 пилотов — в «Багги», а также два полуфинала и два финала в «Абсолюте». Всего 32 заезда — зрители смогли от души утолить жажду зрелищных скоростных баталий. Несмотря на увесистый ценник на билеты (300 рублей с человека), с раннего утра на автодром КВЦ потянулись поклонники автоспорта. В Тольятти любят и уважают автокросс. Более того, у нас очень давно не проводился настоящий автокросс.

Квалификацию в классе «Абсолют» выиграл мастер спорта из Тольятти Андрей Нефедов на «Калине». В «Национальном» быстрее других прошел дистанцию кроссовой трассы другой маститый тольяттинец — Сергей Забродин. Правильно сказано — дома и стены помогают. Не помогли они только тольяттинскому делегату в классе «Багги» Сергею Буркалову — у него подобрались весьма серьезные оппоненты, оставившие Сергея на домашнем треке лишь на 9-й строчке по итогам квалификации. А выиграл ее ижевский пилот Николай Бердников.

Как это всегда бывает в настоящих суровых условиях кроссовой гонки, с первых же заездов лидеров квалификации легко и непринужденно «попросили подвинуться». Кросс известен своей контактной борьбой, бескомпромиссностью и полным отсутствием политического протокола — чемпион мира из «Формулы-1» или WRC легко может оказаться в автокроссе на позиции замыкающего, если не останется на бруствере уже после стартового разгона. Только в классе «Багги» стартовый напор оставил в лидерах спортсменов из Ижевска. В серии заездов гости из столицы Удмуртии выигрывали один заезд за другим. По одному заезду удалось выиграть тольяттинцу Сергею Буркалову и уфимцу Александру Галину. Дважды первым финишировал Сергей Ожиганов из Балаково. Трижды на финише первым оказывался самарский пилот Юрий Кузьмичев.

По итогам творческих разборок на трассе автодрома КВЦ в классе «Багги» наш земляк Сергей Буркалов оказался на 4-м месте. Первым стал ижевский пилот Денис Тетенов, оформивший пять побед и одно второе место в пяти своих заездах. На втором месте благодаря трем победам в заездах обосновался самарский гонщик Юрий Кузьмичев. Третьим стал еще один представитель Удмуртии — Роман Заболоцких.

В классе «Национальный» борьба была чуть менее нервной, но тоже весьма жесткой. Здесь особо отличился представитель Бузулука Алексей Сундеев. Он на своей «восьмерке» успел неоднократно потолкаться с Максимом Горбуновым и Евгением Курочкиным, поплатившись за грубость сначала разворотом поперек трассы по ходу заезда, а затем и оторванным передним бампером. Подобными контактными единоборствами отметился и Айрат Гайнуллов, его ВАЗ-2108 по ходу гонки лишился с правой стороны не только зеркала заднего вида, но и бокового стекла.

Однако больше всех порадовал публику Михаил Малеев, не справившийся со своей «Калиной» в Комсомольском повороте и устроивший продолжительный многократный переворот. Михаил благополучно пережил «крышу» и выбрался из авто под овации зрителей. Ну а успешнее своих соперников оказался тольяттинец Александр Прохоров, миновавший почти все столкновения на трассе. Он опередил по итогам 12 заездов опытного Сергея Забродина, оставив ему лишь второе место, и Михаила Малеева, который стал третьим.

В полуфиналах и финалах класса «Абсолют», кроме двух мастеров спорта — Нефедова и Забродина, заявились для участия в заездах несколько кандидатов в мастера спорта по автогонкам (Павел Третьяков, Евгений Курочкин и Александр Самсонов), а также крепкие любители, закаленные в ралли-рейдовых соревнованиях.
Предсказуемо опытные гранды не церемонились с оппонентами. Уверенно откатав полуфинал и финал, убедительную победу одержал Андрей Нефедов. Вторым здесь оказался первораздрядник Александр Прохоров, получивший таким образом на одной гонке «Серебряная ладья» сразу две награды в двух классах. А третье место завоевал мастер спорта Сергей Забродин, прекрасно знакомый тольяттинским любителям автогонок. Ему не удалось переиграть Александра Прохорова в очном противостоянии все на том же коварном Комсомольском повороте, и упущенные очки оставили Сергею лишь третье место.

Общая задорная картина боевой кроссовой гонки была хороша. Пожалуй, подпортил ее только тот факт, что на автодроме было непривычно мало зрителей. Привести даже семью из трех человек на гонки и отдать за это почти 1000 рублей — не каждому по карману в нынешних реалиях. Потому публика открыто и весело поддерживала борьбу пилотов, но и, не стесняясь в выражениях, столь же откровенно возмущалась по поводу высокой стоимости билетов. Досадные мелочи вроде того, что было плохо слышно комментатора гонки и полностью отсутствовали программки с информацией об участниках соревнований, мы оставим за кадром. Так или иначе, спортсмены показали достойную борьбу. Победа в каждом из зачетных классов по праву досталась сильнейшему гонщику. С чем мы их и поздравляем!

столкнулись два автомобиля

фото: Площадь Свободы

Максим Плюхин, “Площадь Свободы”

фото: из открытых источников