Им гордится вся губерния: Кирилл Гришин из Тольятти

Новости Тольятти augustnews.ru

Одиннадцатиклассник из лицея №57 Тольятти Кирилл Гришин стал победителем XIX Международной астрономической олимпиады. Помимо личной золотой медали, он также занял первое место в общекомандном зачете в составе российской сборной. Это уже вторая большая победа Кирилла – в 2013 году он стал абсолютным победителем XVIII Международной астрономической олимпиады.

«Школьная олимпиада для меня теперь никогда больше повторится», – вот о чем грустит сейчас Кирилл Гришин.

О своих двух победах он говорит абсолютно буднично. Другой на его месте до потолка прыгал бы от радости. Еще бы – дважды обошел всех на международной олимпиаде. В 2013 году Кирилл стал абсолютным победителем в литовском Вильнюсе, а в октябре 2014 – «золотым» в киргизском Бишкеке.
Наверно, зубрит с утра до вечера – можно подумать про 16-летнего парня.

«Да я ничего и не учу, – уверят Кирилл. – Я просто занимаюсь любимым делом, от которого получаю удовольствие. Читаю книги, которые мне интересны. Вот, например, привлекли меня «Основы математического анализа» Фихтенгольца – прочитал. Но обычно на моем столе книги по астрономии, иногда газеты».
В начальной школе Кирилл увлекался математикой. И если бы однажды, глядя в небо, он не подумал вдруг о том, как же там все «работает», был бы сейчас участником математических олимпиад. Но Гришин сообразил, что все явления на небе можно описать лишь с помощью математики. Вот так он и «заболел» астрономией – дисциплины, которой уже давно нет в школьной программе.

Когда Кирилл учился в девятом классе, стал первым на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по астрономии, а затем и на заключительном этапе этой олимпиады. В 2013 году стал абсолютным победителем на международной олимпиаде по астрономии в Вильнюсе. Тогда национальная сборная России впервые за последние 10 лет завоевала первое место как в командном, так и в личном зачете. Потом, уже учась в 10 классе, победил на всероссийской олимпиаде. Теперь – снова на международной. В апреле опять едет на всероссийскую олимпиаду, уже как 11-классник.

«Этот мальчишка станет большим ученым», – предсказывает наставник Кирилла доцент кафедры общей и теоретической физики ТГУ Владимир Антонов.

«Я знаю Кирилла с седьмого класса, когда он начал учиться в лицее №57, где я вел астрономический кружок, – рассказывает Владимир Антонов. – Помню, я его спросил: «Каков угол наклона эклиптики (плоскости орбиты Земли. – Прим. редакции) к экватору?». Так он  мало того что дал правильный ответ, так еще и внес некоторые уточнения по поводу его возможных изменений. И это в 14 лет! Чем больше мы общаемся, тем яснее для меня: у Кирилла совершенно нестандартное мышление. Он не просто осваивает, например, физику и математику, а сразу видит, как то или иное знание использовать в астрономии. То, что он уже решил огромное количество задач и перечитал гору книг, – это даже не достижение. Еще в 10 классе я давал ему задания первых шести олимпиад, которые проводились с середины 1990-х годов. Мы перелопатили архив физико-математического журнала «Квант» – хорошо, что сейчас можно многое найти в Интернете. Заниматься с Кириллом, общаться с ним очень интересно».

Кстати, Гришин своим умом зарабатывает неплохие деньги, еще раз доказав, что учить и учиться – это очень даже прибыльно. По инициативе губернатора Николая Меркушкина в регионе организована поддержка олимпиадников и педагогов, которые готовят юных «звезд». Кирилл попал в программу «Одаренные дети», получил финансовую поддержку. Ну, а уж как начал выигрывать уровень за уровнем, то тут ему и премия от президента, и грант от губернатора.

«Эти деньги идут в семейный бюджет, – говорит Кирилл. – К тому же поездка на олимпиаду – это немалые расходы, от покупки билетов до организационного взноса участника».

Помимо самих олимпиад Кирилл ездит на тренировочные сборы – это тоже расходы. Конечно, потом затраты компенсирует областной бюджет, но ведь это потом. Зачастую надо срочно собраться в дорогу и при этом не ломать голову, где взять деньги на билет-проживание-питание. А таких поездок у юного ученого, который взялся профессионально изучать устройство Вселенной, немало. Летом вот Кирилл с мамой взял да и слетал в Крым, чтобы посетить местную астрофизическую обсерваторию. А потом он решил попробовать силы на олимпиаде для студентов, благо десятиклассников туда допускают.

Оценили труд ученика и педагога

«Конечно, хорошее образование, олимпиадная подготовка требует затрат, – соглашается Владимир Антонов. – И это здорово, что наша власть по-новому оценила труд ученика и педагога. Я помню, несколько лет назад, до нашей встречи с Кириллом, я вел астрономический кружок в центре дополнительного образования. Ребята занимались с огромным интересом. Потом стали участвовать в олимпиадах, становились призерами и регионального, и всероссийского уровня, только вот такой финансовой поддержки тогда не было. Теперь же и дети, и педагоги получили серьезную мотивацию. Растить таланты, заниматься с ними, уделять этому практически все свое время – только так можно выйти на международный уровень с хорошими результатами».

Конкурентоспособная и сильная губерния – грамотные и целеустремленные молодые люди – педагоги. Построение именно такой неразрывной цепочки, необходимой для развития общества, – одна из главных задач, которую ставит Николай Меркушкин для региональной сферы образования.

«Без грамотного человека, нацеленного на результат, немыслима наша жизнь, – уверен губернатор. – То, какой наша страна будет через 10-15 лет, зависит от тех, кого подготовят учителя».

Поэтому, по его мнению, важно, чтобы учителя постоянно совершенствовались, повышали свою квалификацию.

«Нам нужно выстроить интеллектуальную элиту из подрастающей молодежи. Важно вести работу с талантливыми детьми в общеобразовательных школах», – подчеркивает глава региона.

При этом, по мнению Николая Меркушкина, реальная оценка качества образования в области не должна строиться только на количестве стобалльников по ЕГЭ. Очень важно также активное участие в олимпиадном движении.

«Надо стремиться к тому, чтобы каждая школа и каждый учитель участвовали в олимпиадах, – говорит губернатор. – Это развивает дух соперничества, позволяет находить лучших учеников, которые затем смогут двигать нашу область и страну вперед».

Возлагая на учителя серьезный груз ответственности, региональные власти, со своей стороны, предпринимают все необходимые меры поддержки. По инициативе Николая Меркушкина в области заработала система поощрения педагогов, активно работающих с одаренными детьми. Учитель, подготовивший призеров региональных, общероссийских и международных олимпиад, получает ежемесячное денежное поощрение – от 1500 до 76500 рублей. А олимпийский «заработок» школьников-победителей, соответственно, может составлять от 4000 до 30000 рублей.

По данным регионального Минобрнауки, в прошлом учебном году в региональном этапе всероссийской олимпиады приняли участие более 2,3 тысячи учеников 9-11-х классов образовательных учреждений Самарской области. Из них 441 школьник стал победителем и призером, а 63 ученика заняли призовые места сразу по нескольким предметом.

Некогда расслабляться

Кириллу некогда расслабляться. Вернувшись из Киргизии, он сразу окунулся в учебу. Надо же еще и к ЕГЭ готовиться. Теперь ведь к привычным тестам добавилось новое задание – итоговое сочинение. Гришин не особо волнуется, учиться-то он умеет. Просто все его мысли и силы направлены вверх, к звездам. Олимпиадный уровень – это вам не задачки «щелкать» в школьном учебнике.

«Это заслуга моего педагога, – рассказывает Кирилл. – Именно Владимир Васильевич привлек мое внимание к более сложным, но очень интересным задачам, к такой литературе, которая дает мне знания для участия в олимпиадах. Он и предложил попробовать свои силы в олимпиадном движении».

Обычный день Кирилла Гришина похож на спартанское расписание. Подъем – школа – уроки – короткий отдых – уроки – отбой. Он уже не помнит, когда последний раз отвечал у доски. Из-за частых поездок на сборы и олимпиады Кирилл – не постоянный участник учебного процесса. В основном он пишет тесты и контрольные работы. А друзья? В основном это общение с такими же увлеченными ребятами в скайпе.

17 ноября Кирилл должен быть на тренировочных сборах в Санкт-Петербурге. Началась подготовка к всероссийской олимпиаде. Что там предвещают ему звезды, о которых он очень много знает?

«Я не верю в гороскопы, – улыбается Кирилл. – Их составляют лишь для того, чтобы заработать денег на людях. Наступление конца света, планета, которая должна всех уничтожить, и прочие «придумки» только сбивают с толку несведущих».

После школы у Кирилла амбициозные планы. Он хочет поступить на астрономическое отделение в МГУ или Санкт-Петербургском госуниверситете. А потом мечтает о сотрудничестве с международными компаниями.

«Сейчас в мире нет границ, – считает Кирилл Гришин. – Можно жить в Тольятти и в то же время совместно работать с иностранцами, публиковать работы в зарубежных журналах, проводить научные исследования. Главное – заниматься любимым делом».

Фото “Волжская коммуна”

“Волжская коммуна”