Чего не придумают эти русские, лишь бы дороги не строить

Немного об истории появления автомобиля «Нива». Серийно он начал производиться в 1977 году и в различных модификациях выпускается до настоящего времени. В 1978 году признан лучшим автомобилем своего класса на международной выставке в Брно и награжден золотой медалью. В 1979-м ему присвоен государственный знак качества СССР, а в 1980-м автомобиль получил золотую медаль Познаньской международной ярмарки. Говорят, что европейцы после появления на рынке «Нивы» так ее оценили: «И чего не придумают эти русские, лишь бы дороги не строить».

Такая популярность «Нивы» привела к появлению совместного предприятия АВТОВАЗа и американской компании «ДжиЭм», которые в 2001 году заключили соответствующее генеральное соглашение. Оно предусматривало обязанность АВТОВАЗа по поэтапному сокращению производства «Нив» с последующим полным прекращением их выпуска к 2006 году. Это чтобы не создавать конкуренцию автомобилю совместного предприятия, который был создан на основе автомобиля «Нива» (ВАЗ-2123).

Информация о соглашении и его условиях в середине 2002 года появилась в одной из московских газет. Она попалась на глаза одному из моих помощников, который пришел к выводу, что условие соглашения о прекращении выпуска «Нивы» противоречит антимонопольному законодательству. Дело в том, что мой помощник окончил МГИМО со специализацией «Международные экономические отношения», поэтому в вопросах антимонопольного законодательства хорошо разбирался. Я с ним согласился и отправил депутатский запрос в министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства с просьбой о проведении им анализа условий соглашения на предмет наличия в нем нарушений законодательства и условий конкуренции. Это было в конце сентября 2002 года, а в середине ноября я получил ответ от заместителя министра, в котором говорилось, что министерство запросило у АВТОВАЗа текст соглашения для проведения соответствующего анализа, о результатах которого мне будет сообщено дополнительно.

После этого я неоднократно связывался со специалистами министерства. Процесс несколько затянулся, так как АВТОВАЗ долго не присылал текст соглашения. Прислал только в октябре 2003 года. А в это время выпуск «Нивы» уже начал сокращаться. Я тогда имел право входить на завод свободно, поэтому видел это собственными глазами. Так, если в 2002 году АВТОВАЗ произвел 65 тысяч «Нив», то в 2003-м уже только 40 тысяч, а в 2004-м еще меньше – 30 тысяч. То есть реально происходило постепенное сокращение их производства.

Однако в декабре 2003 года министерство, согласившись со мной, выявило в тексте соглашения нарушение антимонопольного законодательства и выдало предписание об устранении нарушения в 4-месячный срок. Смысл предписания заключался в том, чтобы АВТОВАЗу была предоставлена возможность производить количество «Нив» с учетом удовлетворения спроса. Вместо этого завод, не согласившись с предписанием, обратился с иском в арбитражный суд Москвы, который в удовлетворении его требований отказал. Это произошло 24 мая 2004 года, о чем мне сразу же письменно сообщил руководитель федеральной антимонопольной службы (к тому времени министерство было преобразовано в службу) Игорь Артемьев.

После этого пресс-секретарь совместного предприятия «ДжиЭм-АВТОВАЗ» Ирина Шемякина, озвучивая мнение руководителей, заявила:
– Мы не будем продолжать оспаривать решение МАП, а АВТОВАЗ пусть выпускает «Нив» столько, сколько считает нужным. Посмотрим, сколько их купят с таким качеством.

И с 2005 года начался обратный процесс, то есть увеличение их производства. Только с 2006 года «Нива» на АВТОВАЗе начала выпускаться под брендом LADA 4×4, а бренд «Нива» стал собственностью совместного предприятия. До настоящего времени LADA 4×4, а по сути «Нива», остается популярным в народе автомобилем. И это логично. Так, в 2012 году АВТОВАЗ произвел 55 тысяч таких автомобилей. Правда, в 2013-м выпуск сократился до 48 тысяч, но это связано с общим снижением продаж. Кроме того, из поставляемых АВТОВАЗом сборочных комплектов «Нивы» собираются в Усть-Каменогорске и Луцке. Уверен, популярными «Нивы» будут еще долго.

Вот так проходил процесс защиты мною производства «Нивы». При этом я не слышал ни о какой коалиции, которая, по заявлению Юрия Целикова, была создана «в борьбе за бренд». А вот о высказывании создателя «Нивы» и бывшего главного конструктора АВТОВАЗа Петра Прусова про соглашение между АВТОВАЗом и «ДжиЭм», предусматривающим прекращение выпуска «Нивы», слышал. На пресс-конференции в Нижнем Новгороде в мае 2002 года он сказал:
– Действительно, в соглашении есть пункт, и он справедлив, о том, что ВАЗ не будет разрабатывать внедорожники в том классе, в котором находится ВАЗ-2123, чтобы не создавать конкуренции.

То есть Петр Прусов тогда был согласен с указанным пунктом соглашения. Я же с этим пунктом не согласился, поэтому и обратился в министерство по антимонопольной политике – конкуренция не может ограничиваться никакими соглашениями.

Вполне возможно, Петр Прусов после выхода на пенсию в 2003 году, изменив свое мнение, тоже предпринимал какие-то действия по защите «Нивы», но они не могли ни поспособствовать, ни помешать начавшемуся по моей инициативе процессу признания соглашения противоречащим антимонопольному законодательству. Я прошу прощения у уважаемого Петра Михайловича за упоминание о нем в статье. Мне не хотелось этого делать, но без упоминания невозможно было обойтись.

ВАЗ 2121 НИВА

Фото: doweety.clan.su

Анатолий ИВАНОВ,
депутат Государственной думы
от города Тольятти 3, 4 и 5-го созывов
газета «Вольный город»

фото: из открытых источников