Напряженный бюджет Тольятти 2015

Председатель Тольяттинской думы Дмитрий Микель рассказал о бюджете города на 2015 год – рождённом в спорах, напряжённом и не окончательном.

Если одним словом обозначить принятый бюджет Тольятти, какое бы вы выбрали?

– Напряжённый. Не хочу называть бюджет тяжёлым, но напряжение, которое заставляет не расслабляться, увеличивать доходы, пересматривать приоритеты и сокращать расходы, существует.

Но в разговорах о «кошельках» муниципалитетов всё чаще слышно формулировку «бюджет выживания». Насколько это справедливо в случае с Тольятти?

– Не стал бы говорить о бюджете выживания, несмотря на то, что он во многом не соответствует ожиданиям, желаниям и проектам. Ведь помимо обязательных текущих расходов (зарплата бюджетникам, социальные выплаты, расходы на содержание территорий и на текущую деятельность учреждений), нам удалось заложить расходы на развитие. Например, на благоустройство территорий, на софинансирование реконструкции детских садов, ремонт автодорог и продолжение строительства новой магистрали по улице 40 лет Победы. Согласитесь, всё это не выживание, это шаги вперёд. Но напряжённость бюджета заставляет мэрию эффективнее привлекать доходы. Так, например, депутаты неоднократно предлагали улучшить собираемость арендной платы за пользование муниципальными земельными участками: многие из них фактически заняты пользователями, которые не перечисляют ни арендные платежи, ни налоги. Что касается другой статьи – доходы от рекламы, то тут губернатор назвал работу исполнительной власти в этой части «явным саботажем». Николай Иванович отмечал, что в 2014 году Тольятти мог получить от рекламы 500–700 млн рублей, а в итоге в городскую казну поступило 30. Размер муниципального долга по состоянию на 1 января 2015 года составляет около 4 175 млн рублей. Резко увеличились расходы на обслуживание муниципального долга (577 млн рублей) и, возможно, это не предел. В этой связи депутаты потребовали от мэрии составить чёткий план увеличения доходной части и план по сокращению долговой нагрузки.

Что касается расходов, тут важно рачительнее использовать средства и расставить приоритеты: то, без чего город не может жить, что можно запланировать на более поздний период, и то, на что можно получить субсидии из области. Да, местные бюджеты зависят от вышестоящих, и распределение налогов таково, что лишь 10% из них остаётся в Тольятти – это значительно меньше, чем было ещё, скажем, 10 лет назад. И тут естественно, что рассчитываем на помощь области, особенно в расходах стратегического характера.

У областного правительства Тольятти просил 8 млрд рублей, но по факту получил чуть более 3,6 млрд. И даже финансирование дорожной отрасли, которой на протяжении двух лет оказывали беспрецедентное внимание, обещает оказываться ниже, чем хотелось бы: 900 млн вместо 1,6 млрд.

– Перечень предложений, сформированный депутатами, преследовал две цели: определить приоритеты в развитии города на ближайшие годы и обратиться с консолидированной позицией городской думы, мэрии и депутатов СГД, избранных от Тольятти, к главе региона, правительству и в губернскую думу.

Мы понимаем, что доходная часть областного бюджета также оставляет желать лучшего, и здраво оцениваем шансы на получение финансирования тольяттинских проектов. Однако рассчитываем на то, что при получении дополнительных доходов бюджета губернии появится возможность вернуться к самым приоритетным вопросам для Тольятти.

Есть основания предполагать, что транш в размере 3,6 млрд рублей, направленный в основном на отрасль образования, будет не последним?

– Надеемся, потому что 3,6 млрд рублей – это не совсем те расходы, о которых говорилось в обращении. И если по текущим расходам свои обязательства область выполнила, то на «расходы развития» сумма пока незначительна.

На какие проекты развития Тольятти может получить финансирование из области в течение года?

– Самые острые проблемы города выявлены в период выборной кампании. Так, например, в Автозаводском районе необходимо строительство поликлиник в новых кварталах (заложены средства на проектирование лечебного учреждения в 19 квартале). Необходимы школы в новых кварталах Автозаводского района. Там же есть потребность в детских садах.Частично проблема решится за счёт реконструкции ДОУ на бульварах Туполева и Баумана. Завершение реконструкции здания на Цветном бульваре под центр дополнительного образования тоже требует денег. Имеются и менее глобальные проблемы: строительство спортивных площадок, установка легкоатлетического ядра на стадионе «Торпедо». В Центральном районе актуально возведение детсада в микрорайоне Северный и в ближайшее время там потребуется школа. В Комсомольском районе отсутствует государственный или муниципальный спортивный комплекс, поэтому на ул. Коммунистической, на площадке под условным названием «Певческое поле» планируется возведение «тройки» (ледовая арена, бассейн и универсальный спортивный зал). Эта же проблема на Шлюзовом. Жигулёвское Море нуждается в строительстве детского сада, поскольку микрорайон отрезан трассой «М-5» от основной части города и других значимых для города объектов.

Понимая сложность областного бюджета, мы рассчитываем распределение финансирования хотя бы на три ближайших года, а это значит, что в перспективе мы увидим поэтапную реализацию этих важных для тольяттинцев проектов.

А что с программой благоустройства рекреационных зон? Впервые за многие годы решили привести в порядок знаковые места и места отдыха Тольятти, получили на эти цели 85 млн рублей, но не сумели ими грамотно распорядиться. После этого можем надеяться на дальнейшую поддержку программы из областной казны?

– Принципиально важно было показать, что мы умеем в срок и качественно осваивать деньги. Но случилась проволочка с оформлением документов, затем с проведением аукционов, в итоге подрядчики в 2014 году не освоили выделенные деньги. Эти работы необходимо завершить в первом полугодии 2015 года, особенно по объектам, связанным с празднованием Дня Победы – это принципиальная позиция депутатов, которая неоднократно звучала в адрес мэрии. Вопрос выделения новых средств из областного бюджета на аналогичные цели будет решаться только после завершения работ в этом году. Но это не значит, что благоустройством мы вовсе не занимаемся. Городской бюджет предусматривает 170 млн на приведение в порядок внутриквартальных, дворовых территорий. Частично при этом «захватят» знаковые места. Заложены средства на проектирование аллеи Славы на Центральной площади, на ремонт памятных мест ко Дню Победы.

Вообще, в работе со знаковыми и социально значимыми местами Тольятти, мы стали, если так можно выразиться, первооткрывателями. Специально созданная комиссия (в которую вошли депутаты, представители мэрии, общественных организаций и советов города) закончила объёмную работу по формированию перечня знаковых мест города и готова утвердить более 300 объектов, которые имеют историческую, культурную ценность или являются традиционными для горожан зонами отдыха. Наличие этого перечня не допустит более распоряжения не по назначению такими территориями. Эту работу мы начали после продажи под строительство торгово-офисного центра части бульвара по улице Революционной, на котором расположен сквер с несколькими архитектурными композициями «История транспорта». Таким образом, наша задача – максимально быстро зафиксировать знаковые для горожан места, дабы сохранить их. В создании перечня есть ещё одна важная задача – утвердить поэтапную программу благоустройства, реконструкции знаковых мест и создания новых.

Прецедент со знаковыми местами снова показал, насколько исполнительной и законодательной власти важно работать в одном направлении. В том числе при утверждении главного финансового документа города. Как оцениваете это взаимодействие при подготовке бюджета-2015?

– Мы обречены выстраивать с исполнительной властью эффективное взаимодействие. Система сдержек и противовесов создана для того, чтобы две ветви власти осуществляли свои функции в рамках полномочий, прописанных в федеральном законе, Уставе города и так далее. А это контроль думы над исполнительной властью, это и утверждение думой бюджета города и другое. Конечно, при работе над главным финансовым документом были споры, у мэрии были свои приоритеты, депутаты отстаивали интересы избирателей. Кстати, в прошлом году мы стали первые среди городов Самарской области, кто привлёк общественность на этапе формирования бюджета, и это очень важно. Исполнительная власть впервые была обязана представить к общественному обсуждению проект бюджета до его вынесения на думу и формировать его с учётом рекомендаций горожан. Далее была скрупулезная работа согласительной комиссии. В итоге мы вышли на консолидированные позиции.

За какие позиции спорили, от чего вам нельзя было отказаться ни в коем случае? И удалось ли эти приоритеты отстоять?

– Многие позиции были принципиальны, например, опять тот же вопрос дохода от рекламы. Были диспуты и по актуальности расходов, один из самых острых – по тратам на выполнение проекта реконструкции здания бывшего развлекательного центра «Пирамида». Депутатский корпус посчитал необоснованной тратой 28 млн рублей бюджетных денег на проект, реализация которого потребует около 500 млн рублей, и это при нехватке денег на более приоритетные, важные для города задачи. Были и другие позиции, по которым спорили, но в итоге надо отдать должное представителям мэрии и депутатам: они пришли к единому мнению.

Но, тем не менее, в распоряжении города оказалось меньше средств, чем даже было в 2014-м. От каких программ Тольятти пришлось отказаться?

– Программы остались все, другое дело – финансирование будет не в полном объёме, некоторые лишь на 15–20%. Однако ряд программ постарались обеспечить финансами в максимально возможном размере, например предусматривающую создание доступной среды для маломобильных групп населения. В проекте бюджета мэрия закладывала на неё меньше средств, чем была реальная потребность у данной категории граждан, но депутаты с этим не согласились.

Федеральная власть попыталась в какой-то степени переложить на муниципалитеты решение о введении ряда налогов. С одной стороны, появляется дополнительная возможность наполнения бюджета, с другой, это может привести к обострению социальной обстановки. Ваша позиция: как расставить приоритеты, чтобы и бизнес не ушёл в «серые схемы», и город получил дополнительные средства?

– Конечно, у нас не так много механизмов для пополнения бюджета. Сегодня наши основные налоговые источники доходов – это лишь налог на землю, имущество физлиц и 30% от НДФЛ, который зависит от стабильной работы предприятий. Коэффициент для расчёта налога на имущество физлиц мы скорректировали, но существенно это не повлияло на бюджет – плюс 20–30 млн с учётом этой корректировки, и в итоге –167 млн в год. Арендную плату тоже вправе изменять, но и здесь есть пределы: слишком высокую предприниматели «не потянут». Так что способов самостоятельно регулировать доходы казны не много. Очень важно вести эффективную работу по сбору имеющихся налогов и увеличению объёма налогооблагаемой базы. Но вместе с тем мы рассчитываем, что реформа ОМС должна не только изменить систему работы власти, но и перераспределить полномочия, обеспечив их исполнение с соответственными финансовыми ресурсами. Таким образом местная власть получит новые возможности для решения вопросов местного значения.

Учитывая, как развивается экономическая ситуация в мире и стране, бюджет подвергнется серьёзным корректировкам не раз. Есть понимание, какие изменения следует готовить заранее?

– Мы исходим из того, что более эффективная работа мэрии в 2015 году позволит увеличить доходы бюджета. Хотя не исключаем и изменений в расходную часть.
Депутаты уже по представлению мэрии внесли изменения по увеличению расходов на обслуживание муниципального долга. По каким-то расходам необходимо будет принимать решение о секвестировании. Депутаты в очередной раз рекомендовали мэрии снизить расходы на органы управления.

При утверждении бюджета бывший заместитель мэра Сергей Анташев отмечал: расходы на дорожное хозяйство сокращаются по сравнению с прошлым годом на 20%, на городское – на 7%. После ухода Анташева из мэрии многие программы отрасли ЖКХ ещё немного «подрезали». Как с заложенными средствами сможет функционировать горхозяйство?

– Средства на содержание территорий «резать» дальше уже некуда. Новогодняя ситуация, когда город оказался в снежном плену, и так показала: отведённые финансы недостаточны. На программу благоустройства также не предусмотрено всей необходимой суммы. Сергей Анташев предлагал финансировать её «слоями»: сначала привести в порядок внутриквартальные территории, затем парки и скверы, наконец, создать лесные буферные зоны. Пока полноценно финансируются только внутриквартальные территории, и депутаты совместно с общественными советами и администрациями районов уделяют этому вопросу особое внимание.

Надеюсь, мэрия не будет выходить с предложениями о сокращениях по отрасли ЖКХ, хотя многое будет зависеть от работы исполнительной власти по собираемости доходов. В декабре 2014 года мы столкнулись с ситуацией, когда город оказался не способным оплатить некоторые обязательства по муниципальным контрактам. В связи с этим часть расходов была сокращена, а по некоторым оплата будет проводиться в 2015 году. Также мэрия была вынуждена просить отдельные крупные предприятия в декабре 2014 года досрочно выплатить налоги, которые мы должны были получить в 2015 году. Кроме того минфин выдал Тольятти бюджетный кредит, и эти деньги также необходимо будет отдать в 2015-м. Одним словом, ситуация непростая. Бюджет городского округа Тольятти очень напряжённый.

С вашей точки зрения, сколь велики наши финансовые запасы, чтобы при любом развитии событий город функционировал без чувствительных сбоев?

– У Тольятти есть хорошая основа: в советское время были созданы уникальные компетенции, производства, которые до сих пор позволяют оставаться на плаву. Городским властям необходимо грамотно организовать взаимодействие с промышленными предприятиями, средним и малым бизнесом, создать условия их деятельности в нашем городе, в которых они почувствуют себя комфортно и будут способны успешно вести свой бизнес. Объединение усилий позволит нашему городу уверенно смотреть вперёд и развиваться.

Есть ощущение, что крупный бизнес готов поддерживать местную власть в реализации значимых для города проектов? Или он сосредоточен на решении собственных задач?

– Крупные промышленные предприятия в Тольятти исторически были ориентированы не только на прибыль, но и на реализацию общегородских проектов, связанных с инфраструктурой города. И сегодня такие предприятия, как «КуйбышевАзот», «АВТОВАЗ», «ТОАЗ», «Тольяттикаучук», помимо развития, модернизации и оптимизации собственных производств «не отмахиваются» от общегородских вопросов и проблем. И за счёт активной благотворительной деятельности в городе также реализуется множество значимых проектов.

Благие устремления должны быть взаимны: властям города необходимо сделать всё возможное, чтобы жизнь работников данных предприятий и организаций вне цехов и производств была комфортной, удобной и безопасной. В этом случае сотрудничество будет стабильным и эффективным.

В самое ближайшее время мы отметим 70-летие Великой Победы. Это знаковое событие должно стать показателем консолидации власти, бизнеса и общества. И только объединив усилия, мы сможем сделать этот праздник ярким, торжественным, запоминающимся, символизирующим величие, мощь и независимость нашей страны.

Председатель Думы Тольятти

фото: samara.er.ru

Информационно-аналитическое издание “Форс”

фото: из открытых источников