В тольяттинском театре “Дилижанс” состоялась премьера музыкального спектакля “Огниво”

сцена из спектакля Огниво
фото: театр "Дилижанс"

Постановщик нового спектакля в «Дилижансе» Алёна Савельева обещала, что он будет духоподъемным. Определение многообещающее, учитывая почти хрестоматийность сказки «Огниво».

Это произведение Ханса Андерсена вдохновляло и театральных режиссеров, и кинематографистов. При этом скупость и схематичность сюжета давали волю фантазии постановщиков. Именно это, думаю, и привлекло Алёну.

К началу репетиций у постановщика уже была готовая инсценировка с либретто, то есть текстами песен. Савельева не только их сочинила, но и поставила хореографию спектакля. Ведь он предназначен в основном для детей, хотя, по своему примеру скажу, вдохновляет и взрослых.

История находчивого солдата у Андерсена сведена к случайному везению, хотя выдержка и смелость явно предусматриваются. Иначе как бы он не оплошал при встрече с ужасными подземными собаками. Но в литературном произведении ни его характер, ни образы прочих персонажей никак не раскрываются.

Первыми взялись за интерпретацию киношники ГДР еще в 1958 году. В соцлагере фильм посмотрели больше 10 миллионов зрителей, а в ФРГ его забраковали. Как объясняют соцсети, из-за финальной революционной сцены. Да, по сюжету ведь так и есть: солдат при помощи собак практически свергает короля, сам таковым становится и женится на индифферентной принцессе. На всё про всё у автора сказки каких-то шесть книжных страничек.

В известной и любимой моим поколением «Старой старой сказке» 1968 года выпуска Олегом Далем создан, считаю, непревзойденный образ главного героя, а произведение населено множеством характерных персонажей. И даже у принцессы Марины Неёловой характер имеется, но, традиционно для сказок, как андерсеновских, так и советских, изначально несколько противный.

Кстати, летом 2023 года начались съемки еще одного российского «Огнива». Интерпретация доводится в нем до того, что солдат превращается в Ивана, а действо происходит в Берендеевом царстве. После предновогоднего «Последнего богатыря» я это смотреть точно не буду. Нужно же иметь какое-то уважение к первоисточникам!

Но вернусь к духоподъемности нашего «Огнива». Нет смысла сравнивать короткую сценическую версию с фильмом, как и несравненного Даля с молодым актером ТЮЗа. Это Никита Черных, и это его первая большая роль, вполне удачная.

Его персонаж именно такой, каким и должен быть. Он не кровожаден, как андерсеновский, не обезглавливает ведьму и не свергает короля. И он даже мудрее далевского солдата, который игнорировал чувства принцессы. В общем, настоящая девичья мечта.

Второй главный персонаж – принцесса в исполнении Ксении Ворожейкиной, просто мечта. Ее наделили характером, мечтательностью, скромностью и отсутствием сословных предрассудков. Небольшие коррективы, внесенные в инсценировку, оказались очень важны. В сказке пророчество звучит так:

– Принцесса выйдет замуж за простого солдата.

В спектакле же так:

– Принцесса примет решение выйти за простого солдата.

Чувствуете огромную разницу?

Скромная мечтательница Ворожейкиной лишена кокетства и тщеславия, ее не страшит безденежье, если есть возможность повидать мир.

Противостоит собственной дочери королева – введенный автором персонаж в исполнении Ольги Стениной. На фоне этого деспота в алом платье – добродушный король в исполнении Александра Кудрявкина, так забавно играющий на дудочке. Сословную проблему в финале он решает просто, как обычно и бывает с персонажами, которым прежде не давали права голоса: просто жалует солдату дворянское звание. И никаких переворотов и растерзаний страшными подземными собаками.

Собачки тоже великолепны. Конечно, спектакль не обходится без спецэффектов, где разверзаются страшные пасти, горят и вращаются огромные глаза. Но по желанию солдата собаки приобретают не пугающий вид этаких «людей в черном» в изящном исполнении трех граций: Марии Радыгиной, Илианы Хитяевой и Екатерины Зубаревой.

Незаслуженно обойденные вниманием как первоисточника, так и постановщиков, в этом спектакле они – полноценные герои, признающиеся, что без удовольствия выполняют порой самые бесчеловечные приказы очередного обладателя старинной зажигалки. И в финале они обретают свободу. А не просто сидят за свадебным столом, тараща глаза, как у Андерсена.

Еще было бы несправедливым не упомянуть маленькие, но очень яркие роли горожан (Петр Зубарев, Павел Зотов и другие), ведьмы (Ирина Храмкова) и, конечно, блистательного принца-жениха Ильи Домбровского с его язвительным замечанием в адрес «курящей» принцессы. Режиссер придумал множество мелких забавных ремарок, адресованных разным возрастам зрителей.

Такая вот получилась волшебная, но жизненная сказка. В начале которой смысл жизни излагается примерно так:

– Пей, гуляй, веселись, думай только о себе, люби только себя.

А в итоге солдат, как мне кажется, при помощи такой удивительной принцессы, вместе с ней полагает, что смысл жизни в свободе, возможности самоопределения и путешествиях.

Изучив библиографию сказочника, задумалась. Почему столько постановок, спектаклей, кино и мультфильмов созданы по такой простоватой коротенькой сказке? К тому же, «Огниво» – это вообще самое первое из написанных Андерсеном произведений, последующие были более глубокими и философскими. А страшноватые в оригинале почти все – потому что адресовались-то не детям, а взрослым!

Незамысловатый сказочный сюжет оказался удачной канвой, по которой настоящий творец создает уже свое, уникальное произведение. Надеюсь, именно такой покажется зрителям новая постановка «Дилижанса», яркая и музыкальная. И зрители эти будут самого разного возраста.

Тамара Ушакова, газета «Вольный город Тольятти»