В Тольятти работает юбилейная выставка творческого союза художников «Солярис»

картины на выставке
"Зимняя сказка" Байрама Саламова и "Лес" Надежды Прус, фото: «Вольный город Тольятти»

В отделе современного искусства Тольяттинского художественного музея (ул.Свердлова, 3) открылась выставка творческого союза «Солярис». Еще совсем небольшая группа художников объединилась в далеком 1989 году. Название взяли под впечатлением фантастического романа Станислава Лема и одноименного фильма Андрея Тарковского. Вообще-то «Солярис» на латыни значит «солнечный». И свою юбилейную выставку художники назвали «Солнечный круг».

Это кажется невероятным, но сегодня союз объединяет более 400 художников. Бессменный руководитель «Соляриса» Олег Березин крайне демократичен и лоялен к желающим стать участниками творческой группы. Можно сказать, его девиз: «Пусть цветут все цветы». То есть все жанры, все направления и даже все уровни способностей.

Фотографы, графики, живописцы, керамисты, дизайнеры, мастера коллажа – все получают возможность творить и выставляться. Да, до совсем недавнего времени можно было, вступив в союз, претендовать на получение мастерской в знаменитом «Роддоме». Но об этом чуть позже.

Почти столько же, сколько лет исполнилось объединению, и участников вернисажа – их 37. То есть далеко не все. Но наравне с маститыми мастерами представлены и новые имена. Как отметили на открытии, в последние месяцы произошел массовый приток новых членов, и многие из них далеко не новички в искусстве. Состояли в Творческом союзе художников, но перешли в «Солярис». Почему? История не очень понятная.

Выставочной базой местного отделения этого союза была галерея «Счастье» в подвале старого дома по улице Коммунистической. Этот дом вдруг решили признать аварийным, галерея закрылась. При этом, говорят, у местного отделения обнаружились какие-то нарушения с документацией. Может, и не случайно обнаружились…

И вот из Творческого союза художников России в не менее творческий «Солярис», как можно предположить, перешли Людмила Косточка, Сергей Галета, Ольга Седых, Сергей Совков и многие, многие другие. Интересно, по количеству уникальных дарований может ли теперь соперничать с «Солярисом» даже ортодоксальный наследник Союза художников СССР, попасть в который в течение первого полувека жизни было всегда очень проблематично?!

Но «Солярис»-то создавался еще в благословенные 80-е с целью почти утопической:

– Он был задуман как сообщество людей будущего, объединенных общим желанием творить и развиваться духовно.

Так говорит Елена Терпиловская, одна из самых первых участниц объединения, если не ошибаюсь, их было сначала то ли трое, то ли четверо.

То, что в сообществе царит удивительно дружелюбная и творческая атмосфера, подтвердила и одна из самых новеньких – акварелистка Татьяна Панкратова. Среди новых талантов еще бы хотелось отметить Надежду Прус и Андрея Алексеева. Оба работают маслом, но техника – единственное, что их объединяет.

У первой работы академичны и реалистичны, при этом смелость колорита и твердость кисти даже при изображении пресловутых березок не позволяют скатиться в лубочность. У Андрея динамичность цветных пятен при кажущейся небрежности мазка создают эффект импрессионизма. Забавна серия «Обезьяны-космонавты», гротескные эмоции животных напомнили такой факт: по одиночке в космос приматов не отправляли, без компании они испытывали смертельный стресс.

Порадовали новые работы известных, выставлявшихся в других залах, художников. Например, «портреты» живых и неживых предметов Сергея Нестерова. Его сломанное дерево на графической работе «Не судьба» вызывает настоящее сопереживание. Зато особой жизнерадостностью веет от «Очень рыжей собаки» Людмилы Косточки и от «Зимней сказки» Байрама Саламова. И еще от весьма своеобразных, романтичных работ Евгения Коробских-Кудашова.

Об этом художнике писали уже много, он потерял руки в железнодорожной катастрофе, но не сдался, а увлекся живописью. Он не первый в истории нашего края, кому приходится держать кисть зубами. И уже неоднократно говорили, что не у каждого и руками так получится. Евгений рассказал, что у него проходит много выставок и мастер-классов, работы покупают за рубеж. Это здорово, что ограниченные возможности здоровья не ограничивают возможности творчества и признания.

Разнообразие представленных работ простиралось от коллажей до макетов зданий, плакатов, гобеленов и сложных инсталляций. Архитектор Вадим Артамонов представил сложную композицию, посвященную городу, из абстрактных живописных полотен в сочетании с керамическими объектами и… осколками красного кирпича:

– Эти обкатанные кусочки кирпича собраны на дне рукотворного моря, когда-то они были зданиями старого Ставрополя…

Случился на вернисаже и забавный момент. Ветеран «Соляриса» Елена Терпиловская представила три свои работы. Две из них – пейзажи, в стиле, я бы сказала, гиперреализма. Правда, на одном из них присутствует фантастическая Баба-Яга в ступе. А третья картина изображает космический пейзаж и имеет название «Утро Сварога, или квантовый переход». Автор заметил, что работу повесили неправильно, поменяв угол на 90 градусов. Все уверяли, что никакой разницы:

– Да это же как с «Черным квадратом» Малевича, как угодно можно повесить!

– Нет, смысл в корне меняется! – не соглашался автор.

В целом юбилейное открытие прошло, как и следует. Были поздравительные письма от департамента культуры, благодарственные письма всем участникам. Не хотелось говорить о грустном, но сказали. Вместо обжитого здания бывшего роддома в Портпоселке художникам «Соляриса» предстоит поселиться на первом этаже бывшего общежития по улице Новопромышленной. Там даже, говорят, есть актовый зал. Но новое помещение придется заново обживать.

У себя на Комсомольском шоссе, 24 художники самостоятельно делали ремонт, расписывали стены и потолки. Создали шикарную библиотеку, проводили различные творческие акции, выставки, концерты. Вложено немало сил, денег, души. И в результате получилось ведь уникальное пространство, на котором даже можно было бы зарабатывать.

Дочь Елены Терпиловской, начинающий экскурсовод, разработала маршрут по этому старинному бараку. Коридоры там изобилуют интересными инсталляциями, всюду развешаны картины, бродят очень фотогеничные кошки, исполняющие в «Роддоме» ту же функцию, что и их сородичи в Эрмитаже. Думаю, туристов, любящих эксклюзивный «изюмчик», привлек бы такой маршрут не в меньшей степени, чем музей какого-то предприятия. Но… Название картины вспомнилось – «Не судьба».

Кстати, писателей тоже выселяют из их многолетней резиденции на улице Ленина. Но они даже не ропщут, хоть и грустят. Картин у них там поменьше, зато библиотека тоже впечатляющая. Ну да, книжки можно и дома писать, на компьютере. Да кому сейчас нужны книжки-то? А вообще, интересно, к чему это такой передел собственности начался?

На выставке была Надежда Бикулова

Газета «Вольный город Тольятти»