В Тольятти работает выставка «Черная книга флоры Самарской области»

ягоды облепихи на дереве
Облепиха

Выставка, открывшаяся в фойе Тольяттинского краеведческого музея, будет работать всё лето. Она приурочена к 40-летию института экологии Волжского бассейна и представляет большую часть списка «Черной книги флоры Самарской области». Над этим изданием научные сотрудники института работают уже около 20 лет.

Что такое «Красная книга» – все знают. Это список редких и исчезающих видов флоры и фауны. А что же такое «Черная книга»? Вероятно, те виды, которые встречаются слишком часто и лучше бы исчезли? Да, примерно так и есть. Инвазионные виды, пришедшие к нам из других регионов и даже материков, представляющие угрозу местным растениям, полезным и сельскохозяйственным культурам.

Зачем Колумб открыл эту Америку? Такая мысль пришла при просмотре экспозиции, представленной в виде небольших информационных стендов и гербариев. Полезного он привез оттуда немного: картофель, помидоры, какао. Табак вряд ли к этой категории можно отнести. А вот вредных растительных переселенцев, нагло обосновавшихся только в нашей области, среди представленных 19 видов я насчитала 15! Плюс три пришли из Азии, и только один вид – из Европы. А в полном списке – инвазионных видов 30, как сказал заместитель директора института Станислав Саксонов.

Из известных всем вредных «американцев» можно назвать клен с соответствующим прилагательным определением и амброзию. Первый растет с огромной скоростью, заполоняя придорожные полосы, пустыри и дачи. Кстати, знаю, что его ветки охотно едят козы, но где их столько взять? Пока побеждает этот теневыносливый мезофит с сильно развитой корневой системой, выходящей за пределы проекции кроны. Высотой он может достигать, только представьте, 20 метров и диаметра ствола 100 сантиметров!

Амброзия – мерзкий аллерген. Но только этими видами американское семейство не ограничивается. На выставке представлены три вида щириц, довольно высоких, до метра, однолетних сорняков, заполоняющих поля с посевами. А еще дурнишник беловатый. Мало того, что вы обязательно вспомните, как раздраженно отдирали, после прогулки по узким тропинкам, от штанов его цепкие семена размером примерно в полтора сантиметра. Он еще и ядовитый, а что ждать от такого названия?! Даже череда и ромашка душистая, которые используются в медицине, – оттуда же, из Северной Америки, и тоже сорняки.

Переселенец из Азии – лох узколистный. Кустарник или дерево до 7 метров высотой с серебристыми, словно бархатистыми листочками. Помню, еще в детстве ели его мелкие, тоже бархатистые плоды, называя их почему-то финиками. Информационный стенд, посвященный этому пришельцу, со мной не спорит, признает его перспективность в пищевой промышленности, так как плоды богаты сахарами, витаминами и танинами.

Мало того, в сети нашла материл о полезности растения, обогащающего почву азотом, а воздух – ароматом цветения. Тем не менее, он тоже в черном списке оказался, что сказать – лох…

Еще один старый знакомец в списке инвазивных видов – вяз низкий, он же приземистый, он же мелколистный. Сразу заподозрила – да это же карагач! Круглыми плоскими плодами размером с десятикопеечную монетку усыпана вся придомовая территория соседнего дома. Его мелкий листик – точная сильно уменьшенная копия лещины, то есть орешника.

Не удивительно, они одного семейства вязовых. Переселился к нам из Центральной Азии, это и видно из названия, с тюркского означающего «черное дерево». Древесина у него ценная, и в городах он, видимо, не так вреден: всего лишь полигон для лазящей по нему детворы. Но в лесах замещает собой местные виды. Вообще-то мне это дерево знакомо с раннего детства исключительно как городское.

В черном списке оказалась и облепиха крушиновидная, нежеланная гостья из Западной Европы. Кто-то удивится: отчего же нежеланная?! Только не я, обнаружившая весной молодые побеги этого пищевого кустарника аж на помидорной грядке. Хотя изначально облепиха росла возле забора. А осенью гостившая на моей даче подруга восторгалась:

– Знаешь, сколько стоит в Москве облепиховый чай?!

Ну и что? Слишком агрессивная и нетипичная. Как и все инвазионные виды. Их бы пробивную способность нашим коренным видам. Но если посмотреть философски: а может, где-то за океаном также не рады нашим полыни, крапиве и одуванчикам? Хотя… Такие ли они наши, да и очень ли мы им рады, если честно?

Так ли грустно и печально, что растения и даже деревья тоже, оказывается, умеют путешествовать? Открывая выставку, Станислав Саксонов сказал, что повод не слишком радостный:

– Экспозиция должна напомнить, какое хрупкое равновесие имеют экосистемы. Как важно обращать внимание на детали. Проблема инвазии не новая, но изучается не так давно, как другие, более заметные экологические проблемы. Главный ее источник – человек. Все эти инвазионные виды распространены именно благодаря человеку. Открывая эту выставку, я рад тому, что удалось привлечь внимание к проблеме.

Чтобы написать 156 страниц будущей книги, за два десятилетия ее авторам пришлось накатать по просторам области не одну тысячу километров. На открытии выставки немного о проделанной работе рассказали старшие научные сотрудники лаборатории исследования экосистем Владимир Васюков и Анастасия Иванова. По их словам, в окрестных регионах – Ульяновской, Пензенской и Саратовской областях – еще нет «Черной книги», хотя проблема, несомненно, и там есть. Завершили выводом:

– Нужно бороться с инвазионными видами, так как они опасны для биоразнообразия региона, внедряются в естественные сообщества, изменяя их облик. Часть видов является сильными аллергенами, другие – злостными сорняками, третьи, древесные формы, как вяз мелолистный и лох узколистный, очень активно расселяются, и очень трудно вернуть экосистему в первоначальное состояние.

По словам Анастасии Ивановой, от некоторых видов, угодивших в черный список, поначалу не ожидали такого поведения. От той же облепихи или золотарника канадского:

– Красиво цветущие куртинки сначала использовались в декоративных целях. Но оказалось: растение быстро разрастается корневищами, семена разлетаются, как у одуванчика…

Точно. По требованию соседки я выкопала такую куртинку возле забора и пересадила к домику. Теперь у меня несколько таких куртинок, и у забора тоже осталась, так как корни, по-видимому, уцелели.

Руководитель управления региональной экологической политики министерства лесного хозяйства Андрей Ардаков пообещал, что в этом году «Черная книга флоры Самарской области» будет издана в печатном виде.

Место проведения выставки: основное здание Тольяттинского краеведческого музея, бульвар Ленина, 22.

Вход на выставку свободный.

Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»

выставка Черная книга флоры Самарской области
фото: Тольяттинский краеведческий музей