Сегодня о жизни и творчестве Мольера бытует много легенд: Что в них правда, а что вымысел?

    мольер с пером

    Роль Мольер отыграл блестящее, но спустя несколько часов после спектакля его состояние ухудшилось, и он внезапно умер…

    Жан-Батист Поклен (1622-1673) известен нам больше под своим театральным псевдонимом — Мольер. Актер по профессии, этот человек стал одной из самых загадочных и эксцентричных личностей XVII века во Франции, а его афоризмы давно превратились в крылатые выражения. Например:

    — Умрем лишь раз, но это уж надолго.

    — Кто хоть раз в жизни не терял рассудка!?

    — Самое невинное занятие люди могут сделать преступлением.

    — Кто не знал любви, тот все равно, что не жил.

    — Лицемерие — модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели

    — Нет ничего настолько дерзкого и смешного, чего нельзя было бы проглотить, приправив похвалами.

    — Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.

    — От книжной мудрости глупец тупее вдвое.

    — Кто время выиграл — все выиграл в итоге.

    Мольер почему-то приложил все усилия все для того, чтобы о его личности осталось крайне мало сведений. Большинство своих работ он уничтожал. Для нас оказались навеки потерянными свыше 50 его пьес…

    Сегодня о жизни и творчестве писателя-драматурга бытует много легенд. Что в них правда, а что вымысел? Большинство исследователей биографии Мольера до сих пор не могут прийти к однозначному решению, каким человеком он был в жизни. Так же, как и в случае с Шекспиром, литературоведы полагаются на переданные из уст в уста рассказы и легенды, на первоисточники и уже на их основе пытаются с помощью психологических методов определить его характер.

    Однако, по воспоминаниям современников, Мольер был весьма почитаемым человеком во Франции. К его мнению прислушивалось большинство придворных и даже несколько особ из царской семьи. Писатель был крайне свободолюбив, писал произведения о свободе личности и нравственных ценностях, правда, ни в одном из них о свободе не говорится в прямом контексте, ведь такой шаг в то время мог быть расценен как призыв к бунту и гражданской войне.

    Известно, что в 1662 году Мольер венчался с юной актрисой своей труппы Армандой Бежар, младшей сестрой Мадлен Бежар, другой актрисы его труппы. Однако это сразу вызвало целый ряд пересудов и обвинений в кровосмешении, так как существовало предположение, что Арманда была дочерью Мадлен и Мольера и родилась в годы их скитаний по провинции. Так ли это было на самом деле, и что сделал король, чтобы прекратить подобные пересуды?

    В 1808 году в парижском театре «Одеон» был сыгран фарс Александра Дюваля «Обои», предположительно обработка мольеровского фарса «Казакин». Считается, что Дюваль уничтожил мольеровский оригинал или копию, чтобы скрыть явные следы заимствования, а имена персонажей изменил, только их характеры и поведение подозрительно напоминали мольеровских героев. Драматург Гийо де Сэ попытался реставрировать первоисточник и в 1911 году на сцене театра «Фоли-Драматик» представил этот фарс, вернув ему оригинальное название.

    7 ноября 1919 году в театральном журнале «Комедия» была опубликована статья Пьера Луиса «Мольер — творение Корнеля». Сравнивая пьесы Мольера и Пьера Корнеля, он делает вывод, что Мольер лишь подписывал текст, сочинённый Корнелем. Несмотря на то, что Пьер Луис сам был мистификатором, идея, известная сегодня, как «Дело Мольера-Корнеля», получила большое распространение, в том числе в таких трудах, как «Корнель под маской Мольера» Анри Пулая (1957), «Мольер, или Воображаемый автор» адвокатов Ипполита Вутера и Кристины ле Виль де Гойе (1990), «Дело Мольера: великий литературный обман» Дени Буасье (2004) и др. Стоит ли им верить?

    Давайте вместе с читателями библиотеки «Фолиант», активистами ее Литературного клуба «Прикосновение» попробуем чуть ближе прикоснуться к биографии французского комедиографа, посмотрим документальный фильм о нем, попробуем ответить на эти вопросы.

    Итак.

    В школе при дворе короля

    Родился Жан-Батист в 1622 году в аристократической семье, принадлежавшей к очень древнему буржуазному роду драпировщиков. В то время такой род занятий считался достаточно прибыльным и уважаемым. Отец будущего комедиографа являлся почетным советчиком короля и создателем специализированной школы для придворных детей, которую впоследствии и стал посещать Мольер.

    В этом учебном заведении Жан-Батист усердно изучал латынь. Древний язык помогал ему с легкостью понимать работы знаменитых римских авторов. Именно Мольер перевел на родной французский язык поэму «О природе вещей» древнеримского философа Лукреция. К сожалению, рукопись с переводом вскоре исчезла, вероятнее всего, она сгорела во время пожара в мастерской Мольера.

    По воле своего отца Жан-Батист получил престижную на то время ученую степень лиценциата правоведения.

    Провинциальные гастроли

    В молодости Мольер был ярым поклонником и представителем эпикуреизма — популярного тогда философского движения. Благодаря такому интересу он завел полезные знакомства среди обеспеченных и влиятельных людей.

    Карьера юриста для Мольера была не столь важна, точно так же, как и отцовское ремесло. Он хотел достичь мировых высот в театральном искусстве, выбрал псевдоним, и постепенно этим именем его стали называть не только в рамках театральной деятельности, но и в повседневной жизни.

    Встреча с очень известными тогда французскими комедиантами Бежарами перевернула жизнь Жана-Батиста с ног на голову, и впоследствии он стал руководить театром. На тот момент ему был всего лишь 21 год. В состав труппы входили десять начинающих актеров, и перед Мольером стояла задача — улучшить дела театра и вывести его на более профессиональный уровень.

    К сожалению, театр Мольера вскоре был закрыт — другие французские театры оказались более конкурентоспособными. После этой первой жизненной неудачи Жан Батист с бродячей труппой актеров стал ездить по провинциальным городкам в надежде получить признание хотя бы там. Кроме того, нужны были деньги для дальнейшего развития и постройки собственного здания для выступлений.

    В провинции Мольер работал около 14 лет. Бесконечные переезды давались труппе тяжело, потому что все это время во Франции шла гражданская война. Но именно в период гастролей Жан-Батист сочинил большое количество собственных пьес и театральных сценариев, хотя из работ того периода мало что сохранились. До нашего времени дошли только несколько: «Ревность Барбулье» (этой пьесой сам Мольер очень гордился), «Летающий лекарь», «Доктор-педант», «Три доктора», «Притворный увалень» и «Горжибюс в мешке».

    Неравный брак

    В 1622 году Мольер женился на своей возлюбленной Аманде Бежар. Она была родной сестрой той самой комедиантки Мадлены, с которой встретился Жан-Батист в начале карьеры и благодаря мужу которой стал руководить театром из десяти человек. Разница в возрасте между Жаном-Батистом и Амандой составляла ровно 20 лет. На момент женитьбы ему было 40 лет, а ей — 20. Свадьба была скромной, широкой огласке не предавалась, на торжество были приглашены только самые близкие друзья и родные люди.

    Родители невесты выбор дочери не одобряли и всячески пытались заставить ее расторгнуть помолвку. Однако девушка не поддалась на уговоры родных, и вскоре после свадьбы прекратила общение с матерью и отцом.

    На протяжении супружеской жизни Аманда родила мужу троих детей, крестным первого ребенка стал сам король. Но счастья и лада в семье не было — сказывалась разница в возрасте и разные интересы. Мольер практически не общался со своей семьей, предпочитая путешествовать по миру без их сопровождения. Пьесы Мольера в этот период жизни отражали, в основном, истории, приближенные к его собственным семейным ситуациям.

    Сатира, комедия и пьеса — балет

    Весь творческий путь Мольера можно разделить на определенные этапы. Они не имеют четких временных рамок, однако отображают разные направления и своеобразную смену приоритетов.

    Во время парижского периода Жан-Батист пользовался популярностью у короля и элиты страны, благодаря чему и получил признание. После продолжительного кочевания по стране, труппа возвращается в Париж и выступает в театре Лувра с новым репертуаром. Теперь профессионализм налицо: затраченное время и практика дают о себе знать.

    На спектакле «Влюбленный доктор» присутствовал сам король, по окончании представления он лично поблагодарил драматурга. После этого случая в жизни Жана Батиста началась белая полоса. Следующая пьеса — «Смешные жеманницы» — также снискала успех у публики и получила положительные отзывы критиков. Да и все постановки Мольера в то время собирали аншлаги.

    Второй этап в творчестве Жана-Батиста начался с представления «Тартюфа». Пьеса имела острый сатирический и в какой-то степени комедийный характер. В ней драматург высмеивал духовенство, которое среди жителей Франции никто не любил из-за постоянных поборов. Пьеса вышла в 1664 году и проигрывалась на сцене театра на протяжении пяти лет.

    В следующем своем произведении — «Дон-Жуан» — Мольер сатирически отобразил законы жизни людей, их поведение и моральные устои, которые, по мнению автора, были очень далеки от идеала и приносили миру только негатив и разврат. С этой постановкой театр объездил практически всю Европу. В некоторых странах был такой аншлаг, что представление проигрывалось два-три раза. Во время путешествия по Европе Жан-Батист завел много полезных знакомств.

    Пьеса «Мизантроп», в которой драматург еще больше высмеивал средневековые устои жизни, по сей день является самым удачным образцом высокой комедии XVII века.

    Выступления труппы и самого автора, которой практически всегда участвовал в постановках, вызывали шквал эмоций у зрителей. Жан-Батист никогда не пропускал свои роли, он не отказывался выступать, даже когда был болен. В своих произведениях он представил много интересных и эксцентричных личностей — Сганареля, Жеронта, Гарпагона. Слава о представлениях Мольера распространилась по всей Европе. Игра актеров отличалась профессионализмом, и театр Мольера был чрезвычайно популярен и востребован далеко за пределами Франции.

    Благодаря упрочнившимся связям со двором драматург создал новый жанр — пьесы в форме балета. Первая комедия-балет имела название «Невыносимые», была написана и представлена широкой публике в 1661 году. Такое нововведение в средневековой Франции стало настоящей сенсацией.

    Написанная смертельно больным Мольером комедия «Мнимый больной» (1673) — одна из самых весёлых и жизнерадостных его комедий. Перед четвертым представлением пьесы автор был болен, однако все рано решил выйти на сцену. Роль актер отыграл блестящее, но спустя несколько часов после спектакля его состояние ухудшилось, и он внезапно умер.

    Парижский архиепископ запретил хоронить нераскаявшегося грешника (актёры на смертном одре должны были приносить покаяние) и отменил запрет только по указанию короля. Величайшего драматурга Франции похоронили ночью, без обрядов, за оградой кладбища, где хоронили самоубийц. Зато впоследствии в честь Мольера была названа улица в Париже и построено множество мемориальных памятников по всей Европе.

    Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация», e-mail:rossinskiye@gmail.com