– Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится, – учил мальчика говорящий кот Матроскин.
Все взрослые зрители улыбались, а дети щебетали. В театре «Дилижанс» маленьким тольяттинцам и их родителям показали детскую комедию по мотивам повести Эдуарда Успенского. Спектакль «Дядя Федор, пес и кот» погрузил нас в добрую сказочную атмосферу.
Знаменитая повесть давно стала классикой детской литературы. Она также знакома многим благодаря мультфильму «Трое из Простоквашино». Главный герой – обычный мальчишка дядя Федор, не по годам умный и очень самостоятельный. Наверное, поэтому его все и зовут «дядей». А его увлекательные приключения начинаются в деревне, куда он сбежал вместе с новым другом – котом Матроскиным.
– Я тоже хочу такого говорящего кота. И чтобы готовил, играл со мной, – тихонько попросила одна девочка у своей мамы во время спектакля.
Сразу вспомнилась фраза, сказанная отцом дяди Федора:
– Был бы у меня такой кот, я, может, и не женился бы…
И вот оно, ключевое из детства – чтобы со мной говорили и играли. Девочка сообщила это маме. И Успенский рассказал об этом всем родителям в повести, а актеры театра умело показали.
Но мама дяди Федора, тем временем, переживает, какой сын у них непослушный и своевольный растет:
– Все дети, как дети – сидят себе в углу и из желудей человечков делают. Посмотришь, и сердце радуется…
А мы смотрели на игру актеров и тоже радовались. Всё четко, по сценарию. Ведь играть для детей, пожалуй, труднее всего. Они сразу видят фальшь, неискренность, халтуру. И каким нужно обладать талантом, любить свою профессию, чтобы прийти на работу в воскресный день, переодеться в кота Матроскина, гулять по сцене, шутить, прыгать и песни горланить? А стать на время псом Шариком? Ползать по сцене и всех из фоторужья снимать? И куда без коронного:
– Мясо лучше в магазине покупать. Там костей больше.
Нам с сыном всё понравилось, а мне особенно корова Мурка. Без слов, только мычаниями, мимикой, жестами – сыграть любимицу кота.
Приходит Мурка с пастбища почему-то на задних ногах. А во рту цветок.
– Чего это она у вас такая веселая? – спросил Печкин кота.
– Просто она белены объелась или хмеля. Сейчас хмель цветет. Очень многие с ума сходят. Особенно коровы…
Отдельно стоит отметить харизматичного Печкина в исполнении Петра Зубарева. Это яркая смесь Шарапова, сыщика из «Бременских музыкантов» и, конечно же, почтальона из повести. Всё в нем гармонично, смешно и легко. Будто он и есть тот самый Печкин с отменным юмором и постоянной подозрительностью:
– А чего это вы в сундуке везете?
– Это мы за грибами ходили, ясно вам?
– Ясно. Чего тут неясного? Они б еще с чемоданом пошли.
И, конечно, всем нам можно воспользоваться его советом. Если вы вдруг чувствуете, что стали вредными и несговорчивыми, то надо что? Правильно, покупать велосипед:
– Я почему вредный был? Потому что у меня велосипеда не было. А теперь я сразу добреть начну.
Авторы спектакля говорили, что зритель увидит не совсем классическую постановку материала, а схожесть с мультфильмом сведут до минимума. Скорее, это будет история о некой внутренней свободе, желании вырваться из города, жить самостоятельно, дружить с кем хочется, набивать себе шишки и чего-то добиваться в этой жизни.
Не вижу ничего плохого и в классическом детском спектакле. Я как раз такой и увидела. С детальными монологами, правильно подобранными костюмами, чтобы в первую очередь не путать юных зрителей. Если кот, то понятно, что актер мяукает, одет в тельняшку, и грим с усами как нельзя к месту. То же самое касается и пса с коровой.
Это же здорово, когда ничего не надо додумывать и добавлять. Всё написали еще до вас и советский мультфильм замечательный сняли. И постановка удалась. Искренняя, с щепоткой волшебства, доброго юмора. И мудрости:
– Если бы у меня была вторая жизнь, я бы провела ее здесь, в Простоквашино…
Многие из нас согласны с мамой дяди Федора. Хорошо в деревне с умным, хозяйственным котом и пытливым почтальоном Печкиным…
Ксения Рис, газета «Вольный город Тольятти»