Когда такое в последний раз было?

LADA NIVA Legend на конвейере
фото: АО "АВТОВАЗ"

На этой неделе подводятся итоги продаж автомобилей за первый осенний месяц. Пресс-служба АВТОВАЗа уже сообщила, что рост по сравнению с августом составил 14 процентов, а с сентябрем прошлого года – сразу 20…

Чем меньше моделей остается на российском авторынке, тем большим спросом пользуется «Гранта». На предприятии подсчитали, что таких машин продано на 245 процентов больше, чем в сентябре 2021-го, правда, прошлый год был слишком уж тяжелым из-за отсутствия комплектующих, так что относиться к подобным сравнениям можно по-разному. У классической «Нивы», кстати, динамика еще более впечатляющая – 315 процентов.

– Рост продаж в последние два месяца свидетельствует о высокой эффективности государственных программ льготного автокредитования, – прокомментировал президент автогиганта Максим Соколов. – Делаем всё возможное, чтобы обеспечить наших клиентов самыми востребованными моделями в бесперебойном режиме.

Тем временем аналитики агентства «Автостат» подсчитали, что по итогам сентября доля АВТОВАЗа на отечественном рынке достигла почти 40 процентов! Когда такое в последний раз было – припомнить сложно (возможно, еще в ХХ веке), ведь при французском руководстве нормальными казались 20 процентов.

Удивляться столь стремительному росту, конечно же, не стоит, поскольку иностранные производители один за другим покидают Россию. В плюсе от этого АВТОВАЗ, а еще китайские бренды «Чери» и «Хавал», которые в сентябре поднялись на второе и четвертое места, потеснив, соответственно, корейские «КИА» и «Хендэ».

Спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации на рынке очень сложно. Политическая напряженность не уменьшается, а значит, далеко не все смотрят в будущее с оптимизмом. Одни на этом фоне теряют интерес к дорогим покупкам, другие же, наоборот, считают, что лучше во что-то вложить накопленные сбережения.

Вот какое мнение высказал эксперт «Автостата» Сергей Удалов:

– Бюджетный сегмент традиционно быстрее реагирует на любые изменения ситуации или потрясения, потому что здесь у покупателя меньше денег, а ценность этих средств выше. Более дорогие автомобили (стоимостью выше двух миллионов рублей) менее восприимчивы к таким изменениям.

Если исходить из этой логики, то конец года может получиться для тольяттинского автогиганта непростым, а вот более дорогие китайские и корейские модели способны увеличить долю на рынке, не дав сбыться вазовским мечтам о монополизме, схожем с 90-ми годами.

Тимур Калинин, газета «Вольный город Тольятти»