Дети словам не верят

девочки издеваются над школьницей

В канун Международного дня борьбы с буллингом корреспондент «Площадь СВОБОДЫ» встретился с психологом МБУ «Школа № 40» Галиной Пучковой и выяснил, как наше общество может победить такое явление, как буллинг, по-другому говоря, травлю и детскую жестокость.

школьный психолог
Фото: «Площадь СВОБОДЫ»

Возраст «молодых петушков»

– Галина Валентиновна, как психолог с опытом скажите: раньше буллинга было меньше или столько же?

– Буллинг, то есть детская жестокость, существовал во все времена. Даже когда я была школьницей, травля между одноклассниками как явление присутствовала. Другое дело, что сейчас, на мой взгляд, происходят такие процессы – количество жестоких детей не растет, скорее их становится меньше. Другое дело, что растет уровень жестокости: те дети, кто склонен к жестокости, становятся еще более жестокими. Я работаю 41 год, и из года в год работаю со школьниками. Я видела многое, неизменно одно: в ситуации участвуют два лица. Это агрессор и его жертва. При этом мы должны четко понимать, что жертва – вывернутая сторона агрессора, иными словами, это агрессор, вывернутый наизнанку, агрессия направляется внутрь себя. Если в классе появляется жертва, то агрессор находится моментально.

Сейчас появился буллинг учителей. Он становится настоящей проблемой, ведь авторитет педагога подорван. Некоторые дети прямо во время уроков кидают вещи в стену, вышибают двери – случается всякое. Дорогие родители, приучайте детей, что личная территория учителя неприкасаема, а авторитет непререкаем. И если случился конфликт, постарайтесь поговорить с педагогом без осуждения. Не с позиции победить, во что бы то ни стало выиграть ситуацию, а по-настоящему разобраться в причине.

– Откуда берется склонность к жестокости?

– Предпосылки буллинга закладываются еще до рождения ребенка, даже до беременности. Ко мне часто приходят на прием родители жертв буллинга и говорят: «Вы знаете, мой сын (дочь) был таким с самого рождения». Они сами не понимают: все, что заложено в ребенке, сформировалось задолго до его рождения, еще в подсознании родителей. Звучит парадоксально, но это истинная правда. Темперамент ребенка, черты характера, свойства нервной системы формируются задолго до появления человека на свет. Кем он станет – жертвой или агрессором – закладывается тоже в этот период.

– В каком возрасте дети склонны к буллингу?

– Расцвет детской жестокости приходится на подростковый возраст – 5-6-й классы. В начальной школе дети находятся в своеобразном «коконе», под присмотром учителя, который мигом пресекает все попытки проявить агрессию. Выходя в «свободный полет», то есть в среднюю школу, дети чувствуют себя свободными, начинают этим упиваться, происходит смена ведущего вида деятельности. Если вчера на первом месте стояла учеба, то в 5-м классе мнение учителя уходит на второй план. На смену приходят отношения между собой, в классе происходит коренная перестройка иерархии между одноклассниками, отношения выстраиваются по-новому, на первый план выходят личные качества. Я называю этот период у детей возрастом «молодых петушков». Именно 5-6-й классы должны быть под особым вниманием у психологов. Как только среди одноклассников собирается компания, психологам ее важно сразу взять на контроль.

Занимать время не значит защитить от травли

– Современные родители всеми силами стараются занять время «молодых петушков»: записывают в спортивные секции, музыкальные и театральные кружки, на иностранные языки. Если ребенок занят, он будет заниматься буллингом?

– Занять все свободное время не означает решить проблему. Это не выход из ситуации и уж точно не панацея от буллинга. Потому что занятость систему ценностей ребенка не меняет, лишь уводит его в сторону. Мы опять уходим от главного – от работы над системой ценностей. Она передается через взгляды родителей, отношение к бабушкам, дедушкам, соседям, то есть постоянную, непрерывную работу над собой.

«Прости меня, папа, что рано родилась на свет»

– Сейчас достаточно открыть любую социальную сеть, а там десятки предложений: как научиться быть лидером, добиваться целей, покорить мужчину, заработать миллион долларов. Они помогут стать человеку лучше?

– Увы, но тренинги не имеют никакого отношения к внутреннему росту. Там обучают лишь внешним инструментам, способным сыграть в жизни человека прямо противоположную роль. Даже если человек сможет по их завершении «за 5 шагов добиваться любой цели», он ни в коем случае не научится работать над собой. Речь идет о работе над системой внутренних ценностей, тогда и у ребенка вслед за родителями автоматически выстроится правильное отношение к жизни. Смотрите, что происходит.

Основной инструмент воздействия на ребенка в любой школе – слово. С ребенком разговаривают, его наставляют, убеждают, уговаривают. Однако все старания напрасны: слова у детей в одно ухо влетают, в другое вылетают. Ребенок не меняется. Педагогам и родителям важно вместе достучаться до «внутреннего камертона» ребенка, иначе говоря, совести.

Также отмечу, что жертвенность и агрессивность часто появляются в семье, где ребенка растит отчим. Каждый четвертый ребенок живет с отчимом, оказалось, что это социальное явление поражает масштабами. Что интересно, дети упорно называют этих мужчин парнями. Постоянно слышу: «Мама завела нового парня». Ребенок испытывает огромное чувство вины за то, что семья родителей распалась, а параллельно внутри растет прямой «предвестник буллинга» – состояние жертвенности и агрессивности.

Я как психолог не имею права читать мораль родителям (хотя иногда все-таки приходится), но прорабатывать ситуацию вместе с мамой, биологическим отцом, ребенком – прямая задача психолога.

Послушайте, что пишет одна девочка: «Папа, прости меня, что я рано родилась на свет, ведь из-за меня вы расстались с мамой. Вы ссорились с мамой, а ты спрашивал меня: а с кем ты хочешь остаться? Я отвечала, что мне надо подумать. До сих пор помню моменты, как мы ходили гулять с тобой в парк, на каток. Я очень люблю видеться с тобой. Недавно ты уехал, а я плакала в ванной…» Достаточно попросить ребенка написать искреннее письмо родному отцу, как многое становится ясно. Дети уходят от боли, закрываются в «раковину», переживают ее так, как умеют. Нередко на фоне чувства вины возникает буллинг.

– Что же делать? Есть ли способ защитить ребенка от травли?

– В первую очередь родителям важно учить детей своим личным примером. Делать правильные выводы из всех ситуаций, которые подкидывает им жизнь. Приведу простой пример. Вчера на прием приходит мама ребенка. Он новенький в классе и никак не может найти общий язык с одноклассниками. Мальчик умный, прагматичный, расчетливый, но при этом не способный сопереживать. Ребенок ставит свое мнение в противовес окружающим, не умеет прощать обиды, поэтому постоянно конфликтует со сверстниками и сам же страдает. При близком общении выяснилось, что в семье сложилась ситуация, когда мама сама должна простить, но не может этого сделать по внутренним причинам. Я дала ей совет постараться простить, отпустить ситуацию вопреки всему.

Своим ученикам всегда говорю: «Это у вас в расписании уроки одинаковые, а в жизни уроки будут разные. Сколько существует людей – сколько уроков приготовила им жизнь». Взрослым людям важно учиться делать правильные выводы из собственных жизненных невзгод, конфликтов. Тогда и ребенок станет другим. Никогда не станет жертвой или агрессором. Проверено. Дети словам не верят, верят только поступкам, и в первую очередь поступкам своих родителей.

Юлия Дроглева, газета «Площадь СВОБОДЫ»