14 ноября отмечается Международный день логопеда. Праздник относительно молодой: год его рождения – 2004-й. Накануне мы встретились с учителем-логопедом детского сада «Тюльпан» корпорации «Тольяттиазот» Натальей Русовой и попросили рассказать о своей работе.

– Наталья Геннадьевна, логопед у некоторых людей ассоциируется с врачом. Это правильно?

– Нет, правильное сочетание – учитель-логопед. В переводе с греческого «логос» – это «слово», «пайдиа» – «обучение, воспитание», если литературно перевести, то логопедия – это наука обучения правильной речи. Логопеды – в первую очередь педагоги, хотя в институте, помимо специальных педагогических дисциплин, мы изучали невропатологию и различные виды психологии. То есть логопедия интегрирует знания медицины, психологии, педагогики.

В 30-е годы прошлого века в неврологических санаториях Москвы и Ленинграда впервые начали лечить заикание совместно неврологи и логопеды. Впоследствии открыли логопедические кабинеты при детских поликлиниках, чтобы заикающиеся дети, долечиваясь амбулаторно, занимались коррекцией речи со специалистом-педагогом. У меня есть знакомый юрист, который тоже считает логопедов врачами. Не скрою, приятно, хотя доктор лечит с помощью лекарств, а логопед исправляет дефекты с помощью связной речи.

– Когда стали появляться именно логопедические группы?

– Законодательно с 1975 года. Конечно, в столицах и областных центрах это происходило быстрее, в остальных городах – чуть позже.
Сейчас логопедические группы есть практически в каждом детском саду. И потребность в них не уменьшается, а растет год от года.

– Почему так происходит? Казалось бы, человечество постоянно развивается во всех направлениях, и дети должны с молоком матери впитывать этот прогресс.

– Сразу рождаться умненькими и с хорошей фразовой речью? К сожалению, это невозможно. Человек превратился в «гомо сапиенс», когда стал трудиться, прямо ходить и говорить. Поэтому у новорожденного есть только предпосылки к речевому развитию.

Причинами тяжелых нарушений речи является органическое поражение коры головного мозга плода во время беременности или в первые три года жизни ребенка. Согласитесь, будущие мамы переживают многочисленные стрессы, добавьте сюда изначальную слабость здоровья, курение, прием алкоголя, особенно в первый триместр беременности, когда закладываются все органы и системы будущего человечка. Усугубляется все это, если присоединяются инфекционные болезни матери, даже плохая экология может сыграть свою злую роль.

– Да, веселенький букетик вы нарисовали!

– Человечество развивается, но здоровее не становится. Тем более кора головного мозга, как исторически более позднее приобретение, очень уязвима для воздействия всех этих неблагоприятных факторов, которых становится все больше. Вот такой парадокс.

Но не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Почему? Потому что нервная система у детей очень пластична и способна создавать новые нервные связи взамен разрушенных. Поэтому коррекция речевых недостатков в дошкольном возрасте и дает хороший результат.

– Давайте все же уточним, когда, в каком возрасте лучше обращаться за логопедической помощью?

– В онтогенезе (индивидуальном развитии) к трем годам у ребенка появляются развернутая фразовая речь и большинство звуков русского языка. Исключение составляют свистящие (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (л, р). В период с трех до пяти лет идет бурное речевое развитие: малыш по подражанию речи взрослых овладевает и этими сложными звуками. Так происходит у 60% детей. То есть неправильная речь до пятилетнего возраста считается физиологической нормой. Если на шестом году жизни сложные звуки в речи отсутствуют, искажаются или заменяются другими, то нужно обратиться к специалисту.

– То есть до пяти лет родители могут спать спокойно?

– Ну нельзя так утрировать! К году малыш должен говорить 10-12 лепетных слов типа «мама», «папа», «баба», «дай». Казалось бы, чего проще, но далеко не все детки овладевают этой первой речевой нормой. Внимательные родители всегда должны быть начеку. Если ребенок упорно молчит в год, в два, то, конечно, нужно бить тревогу, поговорить с участковым педиатром. Вспомните логопедические кабинеты в детских поликлиниках, туда и нужно обратиться.

В детский сад ребенок поступает в возрасте с двух до трех лет. Там уже за ним наблюдают логопед и психолог. И если дома малыш молчит, то в саду со сверстниками разговорится обязательно.

– Почему не все дети начинают лепетать в годик?

– Такая тенденция прослеживается на протяжении последнего десятилетия. Причина банальна: чтобы ребенок не мешал делать домашние дела, мама включает телевизор или дает ему сотовый телефон. Во многих семьях телевизор работает постоянно, создавая этакий шумно-веселый фон. И все… Речевое развитие вашего малыша замедляется.

– Можно с вами не согласиться? Ведь звучат речь, музыка, детские развивающие мультики тоже полезны.

– Ребенку нужно эмоционально общаться с родителями, глаза в глаза, он должен видеть четкую, даже специально утрированную, артикуляцию речевых звуков, чтобы подражать. Соответственно, и взрослые, разговаривая с малышом на этом этапе его жизни, просто обязаны говорить правильно, плавно, повторять короткие лепетные слова, понятные чаду.

Вспомните русские народные сказки, самые первые: «Репка», «Курочка Ряба». Там повторы обязательны и… эмоции. Как любят слушать их малыши, да еще по многу раз! Современные родители мало читают детям книжек, я это знаю не понаслышке. Проще включить телевизор.

– Наталья Геннадьевна, а как поставлена речевая работа в вашем детском саду?

– «Тюльпан» признан лучшим ведомственным детским садом в регионе. Один только штрих. У дошкольников наглядно-действенное мышление: чтобы понять и запомнить, они должны увидеть то, о чем рассказывает педагог. В нашем методическом кабинете очень много наглядных дидактических материалов на все лексические темы, большой выбор развивающих настольных игр и пособий по обучению грамоте. Причем игротека и библиотека постоянно пополняются. Поверьте, это дорогого стоит и очень помогает в работе. За что отдельное спасибо заведующей Ирине Красильниковой и методисту Ольге Верижниковой.

– А сколько лет вашему дошкольному учреждению?

– Детский сад существует 23 года, и с самого открытия там работают две логопедические группы для детей с ОНР.

– Что такое ОНР? Я слышала, есть ФФН, по-моему, так звучит?

– Правильно звучит и правильно слышали. Это два логопедических диагноза.

ОНР расшифровывается как общее недоразвитие речи, это – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей страдают все компоненты речевой системы (фонетико-фонематический, грамматический и лексический) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Последнее уточнение крайне важно, потому что исправлением речи при сниженном слухе занимаются сурдопедагоги. А при поражении речевых центров в коре головного мозга страдает не только речь, но и все когнитивные (познавательные) процессы: восприятие, внимание, память и мышление, особенно словесно-логическое.

Известно, одна из функций речи – мыслительная, отсюда вывод: нарушается речь – замедляется интеллектуальное развитие. Более того, у таких детей часто сопутствующие неврологические диагнозы. Они эмоционально неустойчивы, быстро устают, отвлекаются, у них нарушены концентрация внимания и восприятие. Согласитесь, это тоже затрудняет коррекционную работу.

В речевую группу зачисляются дети-логопаты с диагнозом «ОНР третьего уровня» на два учебных года. Но все чаще направляют детей и со вторым, более тяжелым, уровнем недоразвития.

ФФН – легкое речевое нарушение, расшифровывается как фонетико-фонематическое недоразвитие. Здесь нарушается один компонент речевой системы, но очень заметный: звукопроизношение и восприятие фонем родного языка. Ребенок заменяет, искажает или пропускает свистящие, шипящие или сонорные звуки. Кроме того, при нормальном физическом слухе малыш не различает звуки речи, но достаточно года кропотливой работы, чтобы это исправить.

Важно все речевые нарушения скорректировать до начала школьного обучения. Иначе у детей будут большие проблемы по русскому языку, особенно при написании диктантов, сочинений, изложений. Если школьники искаженно говорят или не слышат фонемы, так же будут неправильно писать. Типичные речевые ошибки: пропуск букв при стечении согласных, перестановка, удвоение или пропуск слогов, слияние нескольких слов в одно. Помню, когда я училась в четвертом классе, учительница зачитала, как одноклассник подписал тетрадь: Карараева Игогоря. Класс хохотал пол-урока.

– Кстати, мне однажды пришлось помочь подруге и забрать ее дочку из садика, из речевой группы. Мальчишек там оказалось в два раза больше. Почему?

– Бытует мнение, что девочки – болтушки от природы, дескать, поэтому у них речь развита лучше. На самом деле полушария головного мозга развиваются по-разному в зависимости от пола. Левое полушарие осуществляет в основном речевую функцию и у девочек развивается быстрее, поэтому у них отмечается раннее речевое развитие. Кроме того, у них опять же раньше формируется межполушарное взаимодействие, что способствует лучшей компенсации мозговых повреждений. У мальчиков быстрее развивается правое полушарие, ответственное за зрительно-пространственный гнозис и праксис. Другими словами, они лучше ориентируются в пространстве, различают правую сторону и левую, следовательно – хорошо работают с разными видами конструктора. Видели бы вы, какие сложные постройки они сооружают!

– Какова роль родителей в исправлении речи?

– Вспомнила анекдот. Школьное собрание. Учительница обращается к одной родительнице со словами: «Ваш сын проглатывает окончания во всех словах. Надо что-то делать». Ответ мамы: «Знам, ругам!»

На мой взгляд, 50% успеха в коррекционной работе принадлежит… родителям. Мы работаем вместе: логопед, воспитатели и родители.

Психологи давно уже все типы родителей рассмотрели и классифицировали. Я из своей практики выделяю две группы: безразличные или, выражаясь современным сленгом, пофигисты, и соратники. Есть еще подгруппа – ведомые. Кем? Своими детьми.

Японская мудрость гласит: до 5 лет ребенок – царь, с 5 до 18 – раб, а затем – друг! Так вот, ведомые родители пропускают момент в воспитании, когда надо брать ребенка в ежовые рукавицы, чтобы из него получился друг по жизни, а не эгоист-потребитель, который потом их старость превратит в ад. Но ведомые иногда переходят в другие группы.

Безразличные всегда заняты: работой, учебой, поиском лучшей доли… Даже на собраниях такие родители ухитряются сидеть в своих гаджетах. Иногда они спрашивают меня: «Может, нам найти еще логопеда, чтобы по вечерам с ребенком дома занимался? Нам некогда это делать». Ну, уважаемые, если вы прямо или косвенно виноваты в проблемах развития своего чада и не хотите сами ему помочь… Можно вообще не занимать место в речевой группе, а уступить очередникам.

150-200 лет назад в дворянских семьях было много детей, которые подспудно раздражали и утомляли родителей, ведущих светский образ жизни. И тогда появилась мода: нанимать отпрыскам гувернеров, причем под благовидной целью – дать наследникам хорошее образование. Детей к таким родителям гувернеры приводили два раза в сутки – утром и вечером, чтобы те поцеловали и задали несколько вопросов. Иногда мне кажется, что та мода никуда не ушла, а видоизменилась. Судите сами: днем – детский сад, вечером – английский, подготовка к школе, а в выходные… к бабушкам. Хорошо еще, если в этом плотном графике находится место для физического развития ребенка.

Очень уважаю родителей-соратников. Вот они – наши настоящие помощники, такие же трудяги. Поясню на одном примере. Работа над правильным звукопроизношением проходит в три этапа: постановка, автоматизация и дифференциация, если нужна. Изолированно поставить звук опытному специалисту нетрудно. Но ребенок привык говорить без этого звука или нашел свой заменитель, и чтобы новый, правильный звук вошел в самостоятельную речь малыша, нужна долгая работа по автоматизации. Потому что этот процесс не всегда интересен детям: кому хочется много раз подряд повторять слова, предложения, рассказы и стихи, насыщенные автоматизируемым звуком? Тут нужно родителям проявлять чудеса воспитания: придумывать свои игры, рифмовки, создавать учебные ситуации, всячески заинтересовывать, в общем, делать все возможное и невозможное, чтобы малыш заговорил, правильно артикулируя все звуки.

Когда я студенткой была на практике, то в тетради домашних заданий прочитала: «Заниматься автоматизацией звука до посинения!» Логопед написал это красной ручкой и дважды подчеркнул. Тогда я удивилась такой, скажем, грубости педагога. Сейчас, в свете изложенного, и вам понятно, к каким родителям обращался учитель.

– Наталья Геннадьевна, поделитесь профессиональными секретами успешной работы.

– Да нет никаких секретов. Просто надо любить свою работу, любить детей, как своих собственных, и постоянно учиться. Потому что учитель до тех пор остается им, пока учится сам.

– Говорят, что педагоги – оптимисты по жизни, потому что заряжаются детской энергией.

– Насчет подзарядки. Вы заметили, как радуются маленькие дети? Буквально всему на свете: новой игрушке, маленькой конфетке, солнцу, цветам… Они готовы прыгать от радости, они смеются по любому поводу, они – оптимисты. Вот это и заряжает энергией, желанием помочь, научить, уберечь от ошибок, поддержать маленьких непосед и почемучек.

Недавно узнала, что детская радость научно объяснима. В головном мозге есть химическое вещество – дофамин. Это гормон безудержной радости, удовольствия и эйфории. Дофамин толкает нас на подвиги, безумства, открытия и свершения, высокий уровень этого гормона превращает в донкихотов и оптимистов. Напротив, если мы испытываем недостаток дофамина в организме, то становимся унылыми ипохондриками.

Так вот, именно в детстве организм вырабатывает огромное количество дофамина, ребенок просто купается в нем. Как здорово, правда?! К сожалению, с возрастом это проходит.
Хочется пожелать родителям и всем читателям: оставайтесь детьми в хорошем смысле этого слова. Радуйтесь вместе с ними, сопереживайте, помогайте во всем, любите их. Поверьте, они этого стоят!

Беседовала
Татьяна Иверская, «Вольный город», № 44 (1121) 11.11.16

логопедия

фото: mama.mk.ua

фото: из открытых источников