В начале апреля МП «Тольяттинское троллейбусное управление» подвело итоги деятельности за I квартал 2015 г. Особенность этого года в том, что он стал первым после масштабного обновления подвижного состава троллейбусного парка ТТУ, когда для нужд города было закуплено 22 троллейбуса. Проект был реализован по инициативе губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина, к которому за содействием обратились водители ТТУ. Средства были получены и освоены под восстановление полноценного функционирования электротранспорта в г.о. Тольятти. Увеличение выручки на городских маршрутах предприятия является реальным показателем, свидетельствующим о том, что инвестиции в целом были использованы по назначению, там, где требовалось.

Напомним, средства на закупку новых троллейбусов были выделены по программе «Доступная среда в Самарской обл. на 2014-2015 гг.». Финансирование из бюджета Самарской обл. составило 83 млн р., еще 82 млн р. были изысканы городом самостоятельно. При таких обстоятельствах получение выраженного экономического эффекта от траты бюджетных средств стало одним из ключевых маркеров, позволяющих в принципе оценить целесообразность сохранения в Тольятти электротранспорта. О том, что такой вид транспорта должен иметь место, высказались авторы Концепции развития пассажирского транспорта Тольятти, привлеченные эксперты из г. Санкт-Петербурга. Но теоретические выкладки – это одно, а их практическая реализация - другое. Благо, в случае с ТТУ, руководству предприятия удалось на практике продемонстрировать целесообразность региональной и городской бюджетной поддержки.

У новых троллейбусов есть одно важное преимущество. Они на 30% экономичнее, нежели старые модели, имеют возможность автономного хода, т. е. не будут создавать пробки на дорогах в случае каких-либо нештатных ситуаций. Пока же предприятие работает над оптимизацией затрат и увеличением выручки.

Так, например, за счет вывода на линию нового подвижного состава предприятию удалось сэкономить до 10% электроэнергии. При этом, если обновить весь подвижной состав, экономия на электроэнергии уже сможет достичь 30%. За счет того, что предприятие отказалось от ряда нерентабельных маршрутов, где троллейбусы курсировали, фактически перевозя 2-3 человека за рейс, МП «ТТУ» сможет сэкономить на ремонте и модернизации контактной сети.

На росте выручки сказалось и увеличение количества пассажиров за счет оптимизации маршрутной сети. Также свою роль сыграло увеличение стоимости проезда на троллейбусе. Но в большей степени ставка была сделана именно на то, чтобы привлечь в троллейбусы новые категории пассажиров, например молодежь. С 2015 г. из 24 действовавших ранее маршрутов в Тольятти осталось только 15. При этом в МП «ТТУ» увеличилось количество подвижного состава, способного выходить на линию. Эти меры позволили уменьшить интервал движения электротранспорта на оставшихся маршрутах, а новый подвижной состав стал более конкурентным по отношению к автобусам, особенно к альтернативным перевозчикам. Для того чтобы привлечь к числу пассажиров ТТУ молодежь и студентов, на транспорте внедрили новую услугу - бесплатный Wi-Fi. Руководство ТТУ считает, что при минимальных вложениях со стороны предприятия это хороший способ увеличить пассажиропоток за счет привлечения обладателей гаджетов.

«Для того чтобы использование Wi-Fi окупилось, нам достаточно перевезти на одной единице транспорта только одного пассажира. А ведь мы говорим о комфорте и современном уровне услуг для всех, кто пользуется электротранспортом», - рассказал директор МП «ТТУ» Евгений Расстегаев.

Полученный экономический эффект позволил предприятию повысить на 10% заработную плату водительскому и ремонтному персоналу, не повышавшуюся еще с 2012 г. Пусть подобное повышение и не выглядит большим, но, возможно, именно оно стало одним из факторов, поспособствовавшим привлечению на предприятие нового потока кадров. Впервые за достаточно долгое время бюро технического обучения МП «ТТУ» приняли 20 человек, желающих получить профессию водителя троллейбуса. Более того, МП «ТТУ» претендует на то, чтобы стать одним из профильных образовательных центров для водителей. «Когда в силу вступили новые требования по безопасности организации пассажирских перевозок, оказалось, что переобучение наших водителей силами сторонних организаций может обойтись нам в 1,4 млн р., а также регулярно, минимум 1 раз в 3 года, вкладывать эти суммы в квалификацию наших водителей. Мы решили, что пойдем другим путем: расширили нашу лицензию, оборудовали учебные классы и сейчас сами можем быть таким образовательным центром. У нас очень слаженный и опытный коллектив, а профессиональное мастерство наших водителей находит признание на общерегиональном уровне, так что, я думаю, мы имеем право обучать других.

Совсем недавно водитель нашего депо получил I место в конкурсе профмастерства, состоявшемся в Самаре. Мы бы хотели сохранить и коллектив, и наработанные им традиции для того, чтобы такой вид транспорта продолжал существовать и приносить пользу», - считает директор МП «ТТУ» Евгений Растегаев.

белые троллейбусы

фото: vstrg.info

областной аналитический еженедельник «Хронограф»

фото: из открытых источников