Не спится только ветеранам, ветеранам ВАЗа

Давным-давно, когда с каждым днем росла всенародная популярность автозавода, принесшего новую славу романтическому волжскому городу Ставрополю-Тольятти, в переговорных заводоуправления Mirafiori мы осваивали итальянский язык по красочным проспектам концерна Fiat. И с удивлением обнаруживали у знаменитого «кровного папаши» Волжского автозавода признаки того, что позже будет определено понятием «социальная ответственность бизнеса»: учебные комбинаты под будущих сотрудников «Фиата», профилактории и ясли – при каждом заводе и учреждении, фиатовские детские дома, пансионаты и клубы для ветеранов концерна…

Время летело быстро, подтверждая правоту пронзительной песни Льва Вайнштейна «А в Тольятти ветра…», любимой всеми участниками памятных зарубежных стажировок. Итальянские разработки заметно обновлялись новаторскими идеями дизайнеров демидовского центра стиля. Уверенно, к миллиону автомобилей, росла годовая программа вазовских и партнерских сборочных конвейеров. Призывались на высокие московские посты легендарные пионеры ВАЗа. А мы все чаще возвращались к тем самым фиатовским проспектам, где среди привлекательных нюансов кадровой политики далекой перспективой читался абзац о группе ветеранов труда «Фиата», объединяющей сотрудников с 25-летним стажем работы в фирме. И здесь же вот такая поясняющая особенность: «Начиная с 25-го года службы фирма каждые 5 лет (то есть за 30, 40, 45 и 50 лет службы) вознаграждает своих ветеранов суммой, равной месячному окладу. На 40-м году службы им вручают золотую медаль, диплом и специальную премию. Ветераны «Фиата» пользуются специальными финансовыми льготами, включая и пожизненное бесплатное медицинское обслуживание».

А еще ветеранскую страницу буклета иллюстрировал снимок ежегодного праздника ветерана труда: 6 000 работников «Фиата» за столиками на одной из главных площадей Турина. Представьте себе нечто подобное: радостное ветеранское море в парке Победы, с объятиями, песнями и щедрым хлебосольем от признательного и совестливого менеджмента нового АВТОВАЗа. Когда? Конечно же, 20 июля 2016 года, в день 50-летия АВТОВАЗа. В наш главный корпоративный праздник! Не верится? Бред? Фантазия? Почему бы и нет, мечтать не вредно…

Как ты там без нас?

Любят ли «они» ВАЗ так, как любили и любим его мы? На этот незатейливый посыл собеседник в скайпе сурово посоветовал смотреть на жизнь реальнее:
– Нынешний автозавод совсем не прежний! Ваш коллективный опыт и советы ваши ему ни к чему, мешают и раздражают. У него иной курс, рациональный и оправданно жесткий. Своя победная программа-2020. Чего там сравнивать, о чем огорчаться, печалиться? И вообще, нашлись  радетели и спасатели автогиганта! Еще вопрос большой, так ли уж хорошо вы сами служили родному заводу. Вон сколько проблем поставили преемникам!

Да и актуальны ли сейчас «Уроки АВТОВАЗа», обозначенные абалкинской монографией «АВТОВАЗ на рубеже эпох»? Можно, конечно, согласиться, что старшее поколение автостроителей изрядно достает нынешних «рулящих» острой критикой, ожиданиями ободряющих сводок о пульсе главного конвейера, претензиями на уважение к корпоративной истории, наивными надеждами на мало-мальские проявления заботы. Сожалениями о том, что в модель шведского менеджмента управления явно не вписалась газета «Волжский автостроитель», служившая заводчанам верой и правдой с августа 1969 года. Ежедневное издание поначалу переформатировали в эпизодический рекламно-парадный буклетец, а после декабря 2015-го – и вообще прикрыли, следом за умолкнувшим ранее заводским радио. Заодно от важных заводских весточек отрезали ветеранскую армию, доживающую свой век в построенном с ее участием Автозаводском районе. С другой стороны, сказал же глава ВАЗа группе бывших руководителей завода на представлении им нового автомобиля LADA Vesta подбадривающее:
– Без вашего труда сегодня не было бы нас.

Что за этим признанием? Искренность профессионала или банальный политес, смягчающий совершаемое последние 10 лет планомерное разрушение тольяттинского автогиганта? Слушаешь, читаешь, сопоставляешь… Вот бьющая под дых строчка из интернета последних дней января: из Тольятти в 2015 году уехало более 7 тысяч человек. Будоражит город шокирующий слух о внеочередной «оптимизации численности», просочившийся сквозь секретность последнего совещания автовазовского «Топ-500». Чем-то порадует или огорчит наступающая весна юбилейного года? С безжалостным рынком не поспоришь.

Однако общие печали по «уходам» с промплощадки лишних вдруг сотрудников множатся непониманием особенности новой – от пришлых чужих начальников – корпоративной культуры: когда вынужденное, как внушают нам, прощание с главной ценностью компании, ее многолетними старательными тружениками не организуется максимально корректно, по-доброму, по-вазовски. Без обрыва драгоценной связи с заводской проходной. Без «пессимистического патриотизма» в стихах искреннего вазовского ветерана:

Все меньше тех, кто жил и верил,
Тех, кто прошел огонь и воду.
Тех, кто мечтой большою бредил,
Кто жизнь отдал стране, заводу.

Праздник, который может быть украден…

И снова с самых высоких трибун слышится призывное: «Мы – сторонники не слов, а дел!» Когда бы так! Но в практике современной российской власти «шаги практического движения вперед» далеко не всегда следуют за программами. Что лишний раз подтверждает бюрократическая круговерть вокруг заявленных еще весной прошлого года намерений Москвы и Самары организовать празднование 50-летия Волжского автомобильного завода в государственном масштабе.

Быстро пролетели 10 месяцев – никакой конкретизации ожидавшихся событий и программ. Зато 20 января сего года самарское информагентство бодро напомнило, что президент России «поддержал инициативу ветеранской организации ОАО «АВТОВАЗ» по празднованию 50-летнего юбилея предприятия». Из этого сообщения следует также, что правительство Российской Федерации должно обеспечить разработку и утверждение плана празднования 50-летия выпуска первого легкого автомобиля в срок до 1 июля 2016 года.
А вот здесь, простите, нестыковочка, странным образом сдвинувшая акцент «золотого юбилея» АВТОВАЗа с июля 2016-го на апрель 2020 года. Такое вот соломоново решение: и ветераны Волжского автозавода вроде бы уважены, и оба юбилея тольяттинского автогиганта учтены. Чиновничье лукавство закреплено теперь высочайшим повелением. Одно непонятно: что и когда все-таки отмечаем. Ведь из юбилейной купели мимоходом выплеснуто само дитя, создание которого было заявлено постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20 июля 1966 года. Именно эта дата, 20 июля, давно и совершенно осознанно определена как день рождения АВТОВАЗа. И как раз об этом дне, важнейшем для отечественного автомобилестроения, свидетельствует лаконичная строка в историческом разделе родственного нам фиатовского web-сайта: «1966. Адвокат Джованни Аньелли становится президентом компании. Подписано важное соглашение о создании русского предприятия ВАЗ, призванного выпускать ежедневно 2 тысячи автомобилей «Жигули».
Подобное жонглирование историческими фактами, кроме очевидного волюнтаризма, скверно еще и тем, что за пять лет определенно произойдут перемены в составе ключевых руководителей юбилейных рабочих групп и оргкомитетов, и без того не отличающихся преемственностью в решениях и поручениях. О солидном возрасте строителей и создателей ВАЗа, для которых дорог каждый день, деликатно помолчим. Ладно. Юбилейные сумерки худо-бедно рассеиваются. И невнятные ватные слова вот-вот заменятся ясным организационным действием. И соответствующие прожекты, по слухам, согласованы. Но самим юбилярам ничего о таковых неизвестно. Томительные ожидания автостроителей удовлетворяются пока лишь осторожными – безденежье! – предложениями департамента культуры мэрии Тольятти, обещающего кое-что интересное только в 2019-м и 2020-м.
В полной прострации и сам юбиляр – компания АВТОВАЗ. Юбилейный приказ, подписанный 2 сентября 2014 года, практически не исполняется: аморфный, из второстепенных фигур, оргкомитет бездействует; развернутого и обнародованного плана юбилейных мероприятий нет; смета целевых затрат или пуста, или тайна великая есть. Игнорирование приказа президента – разве такое можно было представить на поляковском автозаводе?! Это ли не ошибка управления? Или кого-то на новом АВТОВАЗе устраивают очевидная неработоспособность юбилейного оргкомитета и пассивность организаторов, робко ожидающих руководящих указаний?

Остается надежда на членов клуба руководителей «Патриот ВАЗа», на признательные автогиганту за многолетнее сотрудничество тольяттинские фирмы, на многочисленных друзей завода среди предпринимателей. Но даже самые скромные юбилейные инициативы вчерашних директоров потребуют реального финансирования. И данную этическую задачу обязаны решить руководство нового АВТОВАЗа и губернская рабочая группа.

Только не надо знакомых ссылок на извечные финансовые проблемы! Лучше раскошелиться на заслуженное автостроителями торжество, чем нарываться на справедливую критику неоправданных внутризаводских затрат, малой толики которых с лихвой должно хватить на искреннее и весомое общероссийское «Спасибо!» в адрес создателей главного автозавода страны. На переиздание первой в историографии ВАЗа книги «Завод без компромиссов», написанной тогдашним начальником планово-экономического управления Борисом Кацманом. Для своевременной, пока живы пионеры предприятия, реализации малозатратного, но дорогого по своей собирательной сути проекта «Мемуаристика АВТОВАЗа». И на подготовку других приятностей для здравствующих героев тольяттинского чуда, настоящих виновников праздника «АВТОВАЗ-50». Разве подобные простые шаги противоречат благородным установкам Кремля и не вписываются в столь «тщательно» нарабатываемое в верхах чествование флагмана российского автопрома?

Быть ли партии ветеранов автозавода?

При складывающихся темпах кадрового похудания (оптимизация, сокращения, разъезды по России-матушке за работой и перспективами) в преуспевающем некогда индустриальном центре очень скоро останутся лишь чиновники и полицейские, небольшая группа работников муниципальных предприятий, стойкие пенсионеры знаменитых градообразующих гигантов и страдающие интернет-зависимостью их юные внуки-правнуки. Город обреченно стареет, повышая своим чередом значимость сограждан «серебряного» возраста. Таковых здесь уже около двухсот тысяч. Это предполагает определенное переформатирование местной инфраструктуры, развитие институтов социальной поддержки, учет мнения ветеранского большинства при разработке городской политики. К тому же крепко заквашенное на коллективизме старшее население Тольятти имеет весомый гражданский голос, способный требовательно прозвучать в час критического разворота России к очередным крутым переменам.

Между тем молодые кадровики нового АВТОВАЗа успели уловить холодок иногородних менеджеров к корпоративной истории, напоминающей заезжим «порученцам» о былой славе флагмана отечественного автопрома. Поставлен крест на сотрудничестве с ТГУ в разработке историографии ВАЗа. И, судя по всему, уже не исполнится никогда обозначенная при интеллектуале Владимире Каданникове задача создания исторического центра предприятия – на примере успешно действующего Centro Storico Fiat. Да и зачем угасающему автозаводу его история, его традиции, его люди! Уволены – и с плеч долой? Так что готовьтесь, соратники, к тому, что и предстоящий (3 марта) День ветерана ВАЗа, он же – Поляковский день, ждет судьба другого корпоративного праздника, адресованного молодым автостроителям и пропущенного 26 января сего года как официальным АВТОВАЗом, так и нынешней вазовской молодежью…

Но при всех превратностях фортуны снова – то здесь, то там –  собираются старожилы, спорящие о возможных путях спасения родного завода и его репутации, уточняющие хроники неповторимой истории автогиганта, беспокоящиеся о сборе и сохранении до лучших времен личных архивов и мемуаров. Признаем с грустью: сегодня ветеранское сообщество города и автозавода разобщено. Нет координаторов, готовых объединить ветеранские организации производств и служб слабеющего автогиганта.

Влиятельный прежде совет ветеранов войны и труда АВТОВАЗа утратил былой авторитет и огорчительно затих. Не находится смельчаков на организацию своего ветеранского издания, подобного тематическим выпускам «Автоград», выходившим приложением к «Волжскому автостроителю». И приходится только мечтать о привлекательном интернет-портале, отражающем разнообразные интересы владеющих компьютерами и планшетами вазовских пенсионеров. В чем дело, друзья-товарищи? Неужели перевелись среди нашего брата талантливые, с хорошей вазовской школой организаторы?

А между тем уже не за горами важнейшие избирательные кампании, в канун которых о ветеранах и лидерах общественного мнения непременно вспомнят властные структуры, партии и новоявленные «фронты», профсоюзные чиновники и важные заводские командиры, заинтересованные в очередной дотации от Кремля в обмен на «правильное» голосование территории. Вот когда возобновятся речи о социальной ответственности группы АВТОВАЗ и зазвонят в квартиры ветеранов агитаторы, вооруженные роскошными плакатами с портретами кандидатов: «Поддержим вазовскую команду в думу!» Наобещают манны небесные, прикрепления к заводской поликлинике и доступное социальное такси. Позовут на бесплатные концерты и поэтические вечера афиши построенного нами ДКИТ, ставшего теперь муниципальным. Глядишь, и про ветеранскую партию кто-то где-то как бы случайно обмолвится, тут же определив ей сверху официальных вождей.

А дальше что? Опять оказаться послушной игрушкой циничных политиков? Ну нет! Ветеранов Автограда и несгибаемого города должны объединить общее желание достойной жизни и понятная тревога за близкое будущее. Самое время: если не остановить безжалостное скукоживание АВТОВАЗа до рядового французского ЗАО «Рено-Россия» (недавно – ОАО «Автофрамос», раньше – советский «Москвич»), то хотя бы удержать наш город от скатывания в пропасть.

…Творцы АВТОВАЗа. Это не только те, чьи портреты успела вместить прерванная серия книг с одноименным названием. Многие из тольяттинцев и россиян имеют полное право причислять себя к славному племени строителей Волжского автомобильного. Настоящих патриотов ВАЗа не переделать. Молчать и соглашаться с разрушением дела всей своей жизни они не умеют. Болеть за Автозавод и город – не перестанут. Понятно, что в их адрес не раз еще прозвучит запальчивое «Ваш поезд ушел!»
Но вы, нынешние, молодые и самоуверенные! Не играйте в шутки со стремительным временем, умеющим быстро сбивать апломб заносчивой молодости. Лучше порадуйтесь за нас, осчастливленных редкой удачей оставить важный след в истории страны. При всех слабостях и ошибках нам не стыдно перед днем грядущим. Пусть и вам так повезет – в яркой жизненной цели, в грандиозной общей задаче, в профессиональной карьере.

А еще – попробуйте нас понять. Мы не педанты, не зануды. И не плачемся на судьбу, хотя порой излишне сентиментальны. И, представьте, знакомы с благомыслием Сократа, предписывающего нашему возрасту «…отстраняться от всяких дел, как гражданских, так и военных, и жить по своему усмотрению, без каких-либо определенных обязанностей». Мы – не чужие и лишние! Просто мы – особой закваски народ. К тому же, честно говоря, всем нам очень хочется, как и раньше, оправданно улыбаться при объединяющих словах: Волжский автозавод, Автоград, Тольятти. Ну хочется!..

Смотрите фотоальбом История АвтоВАЗа на старых фотографиях

Леонид Пахута, ветеран ВАЗа, специально для «Вольного города», №7 (1084) 26.02.2016

собрались рабочие в цеху

фото: из открытых источников