Каждый человек в современном обществе является потребителем. Купить сейчас можно все что угодно: от обычных товаров до самых неординарных услуг. Но всегда, приобретая что-либо, человек рискует получить совсем не то, на что рассчитывал: продукты могут оказаться испорченными, техника – бракованной, а услуги – некачественными.

Что нужно знать каждому потребителю, как защитить свои права при покупке некачественного товара или услуги? На эти вопросы поможет ответить депутат Государственной думы от города Тольятти 3, 4 и 5-го созывов Анатолий Иванов.

- Сдать или обменять некачественный или бракованный товар можно и без чека.
Например, вы обнаружили дефект товара, а кассовый или товарный чек забыли взять или выбросили его. В таком случае факт покупки можно подтвердить другими доказательствами: свидетельскими показаниями, фирменной упаковкой, этикеткой и прочим. Ссылаться в этом случае следует на пункт 5 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» (далее – Закон). В нем сказано, что отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

- Многие из непродовольственных товаров можно обменять либо потребовать возврата денег.
В соответствии со статьей 25 Закона потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества (за исключением тех, что перечислены в постановлении правительства РФ № 55 от 19 января 1998 года) на аналогичный у продавца, у которого товар был приобретен, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Товар можно обменять в течение 14 дней, не считая дня покупки, и при условии, что он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. Если же аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Это требование подлежит удовлетворению в течение 3 дней со дня возврата товара.

- Добиться возврата полной стоимости вещи можно даже при частичном ее использовании.
Часто так бывает, что приобретенный товар только начал использоваться, как вдруг обнаруживается какой-то дефект. Например, продукт был частично съеден, или обувь несколько дней носилась, или техника начала использоваться. Продавец в таком случае нередко пытается удержать часть стоимости товара, если покупатель настаивает на возврате денег. Но это является нарушением прав потребителя, покупатель вправе требовать возврата всей уплаченной суммы. Так как в соответствии со статьей 503 Гражданского кодекса при возврате покупателю уплаченной денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее часть, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного его использования, потери им товарного вида. Да и гарантийный срок никто не отменял.

- За просрочку исполнения заказа исполнитель должен уплатить потребителю неустойку.
При заказе каких-либо услуг или работ, например, по установке пластиковых окон, изготовлению мебели, при любом ремонте, мы часто сталкиваемся с затягиванием сроков. Это безусловный повод потребовать выплаты неустойки. В соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона, в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги). При этом максимальный размер неустойки (пени) не может превышать цену заказа. На практике же часто потребитель договаривается с исполнителем о скидке, то есть о снижении платы за работу на сумму неустойки – это тоже выход.

- Неустойка уплачивается также и при нарушении продавцом срока передачи предварительно оплаченного потребителем товара.
Обычно это происходит при заказах товара через магазин (например, мебель по образцу), автосалон или по интернету. В соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 Закона, в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи потребителю предварительно оплаченного им товара продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 0,5% суммы предварительной оплаты товара. При этом сумма взысканной неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
- От заказанного дистанционным способом товара можно отказаться в любое время до его передачи, а после передачи – в течение 7 дней.

Это предусмотрено пунктом 4 статьи 26.1 Закона. Отказаться можно от любых товаров без объяснения причины, в том числе от техники, косметики и прочего. Главное, чтобы они не были в употреблении и сохранили свой товарный вид. Нельзя только отказываться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, то есть если такой товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. Если же к доставленному товару не прилагалась письменная информация о порядке и сроках возврата товара, то от него можно отказаться в течение 3 месяцев. При отказе от товара потребителю возвращается в течение 10 дней уплаченная им сумма, за исключением расходов продавца на доставку возвращенного товара.

- На время гарантийного ремонта купленного товара можно получить во временное пользование аналогичную вещь.
Это правило предусмотрено оно пунктом 2 статьи 20 Закона и касается товаров длительного пользования, например, бытовой техники, компьютеров. Продавец или изготовитель товара при сдаче его в гарантийный ремонт по требованию потребителя обязан в 3-дневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив его доставку за свой счет. Этот товар должен иметь те же потребительские свойства, что и сданный в ремонт.

Однако существует перечень товаров, на которые не распространяется это правило. Этот перечень тоже установлен постановлением правительства № 55 и содержит такие товары, как автомобили, мотоциклы, мебель, электробытовые приборы, используемые как предметы туалета или в медицинских целях (например, электробритвы, электрогрелки) и используемые для термической обработки продуктов (например, печи СВЧ, электрочайники).

- Купленный товар можно возвратить и после гарантийного срока.
Так, в пункте 5 статьи 19 Закона говорится, что в случаях, когда гарантийный срок на купленный товар составляет менее 2 лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах 2 лет, потребитель вправе предъявить продавцу требования по замене товара или возврате уплаченных денег, если докажет, что недостатки товара возникли до передачи его потребителю, то есть являются скрытым производственным браком. При этом потребителю придется привлечь независимую экспертизу, а сумму платы за ее проведение потребовать с продавца.

Если же недостатки товара обнаружены по истечении 2 лет, то потребитель вправе предъявить претензию только изготовителю товара, только о безвозмездном устранении недостатков и только при выявлении существенных недостатков. В таком случае потребитель также должен доказать, что недостатки возникли до передачи ему товара.

- Дефектный технически сложный товар можно возвратить в течение 15 дней и даже позже.
Это предусмотрено пунктом 1 статьи 18 Закона, в котором говорится, что в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе потребовать возврата уплаченных денег либо его замены на товар той же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки с перерасчетом покупной цены. При этом потребитель вправе предъявить свои требования в течение 15 дней со дня передачи ему товара. По истечении этого срока требования потребителя подлежат удовлетворению только в том случае, если недостаток товара является существенным и нарушены сроки устранения недостатка товара (в течение каждого года гарантийного ремонта товар находился в ремонте более 30 дней).

«Вольный город», №14 (1091) 15.04.2016

мужчина в магазине

фото: z-p-p.com

фото: из открытых источников