В Тольяттинском художественном музее открылась выставка скульптуры «Степан Эрьзя – «Русский Роден»

скульптуры Степана Эрьзя на выставке в ТХМ

Экспозиция, которая представлена жителям и гостям города, прибыла из собрания Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи.

Степан Эрьзя – уникальное явление в русском скульптурном искусстве. Это человек, чьи произведения французы сравнивают с работами Родена, итальянцы – с творчеством Микеланджело.

У Степана Эрьзи удивительная судьба. Рождённый в 1876 году в семье крестьянина, он рано проявил свой художественный талант. Одно время работал в иконописной артели. Однажды его работы увидел богатый помещик и показал их руководству Строгановского художественного училища, куда Степана Эрьзю затем пригласили на учебу. Закончив училище, в 1907 году он был вынужден уехать из России в Италию, так как был заподозрен в связях с нелегальными революционными кружками. 7 лет он жил в Италии, Франции, где учился и творил. И уже там его необыкновенный дар был замечен. Степан Эрьзя участвовал во многих выставках и завоевал несомненное признание как замечательный и самобытный скульптор. В 1914 году он вернулся в Россию и начал работать здесь. Современники ревностно оценивали его искусство. Но это были, безусловно, талантливые и уникальные по исполнению работы, в чем никто не сомневался.

Степан Эрьзя с радостью принял и Февральскую, и Октябрьскую революции. Ему казалось, что эти события позволят ему воплотить все свои сокровенные и дерзновенные мечты. Но требования времени отказаться от традиционной манеры в искусстве, работать, отметая прошлое, устоявшиеся подходы и стили он не принимал. Степан Эрьзя не получил признание в художественной среде. Хотя и друзья, и недруги не сомневались в его удивительной манере, силе и значении его работ. О его творениях, созданных в период пребывания в Италии и Франции, современники писали: «работы Степана Эрьзи нарушают наши европейские эстетические представления об искусстве, они нас волнуют, тревожат, кажутся полными отсылок и сначала не очень понятными. Это удивительное искусство, которое мы пытаемся осмыслить, производит неизгладимое впечатление».

Писатель Максим Горький и нарком культуры Анатолий Луначарский поддерживали скульптора, они отмечали мощность и силу темперамента и таланта Степана Эрьзи. Несмотря на сложные, порой крайне тяжёлые условия жизни, бедность, голод, основной задачей художника оставалось творчество.

В 1927 году Луначарский заинтересовался идеей показать за рубежом работы советских скульпторов. Была организована выставка Степана Эрьзи и Юлии Кун в Аргентине. Но вернуться оттуда скульптор уже не смог. И с апреля 1927 года он жил и работал в Аргентине, где нашел новый материал. До этого Степан Эрьзя творил из мрамора, цемента, орешника. В Аргентине скульптор встретил железное дерево кебрачо, что в переводе с испанского означает «сломай топор».

Современники в Аргентине писали о Степане Эрьзи: «Жизнь его – легенда. Но нас больше интересует его могучая личность художника, его страстный темперамент, мастерство формы, его пластический язык, состоящий из прекрасных символов и великих толстовских концепций. Не много художников теперь, должно быть, существует в мире, способных оживить кусок дерева выражением смысла и мысли, которыми Эрьзя наделяет своим вдохновением скульптуры. Эрьзя избрал для своих творений дерево, чтобы поведать нам свои концепции и представления, взгляды, полные истиной поэтики и глубоко психологического анализа».

Несмотря на большой успех в Аргентине, Эрьзя жил в нищете, перебивался тем, что делал небольшие работы и продавал их. Но ни одну из своих больших работ он так и не выставил на продажу. Скульптор считал, что они принадлежат советскому народу. Прожив в Аргентине с 1927 по 1950 год, Эрьзя обратился к Иосифу Сталину с просьбой разрешить ему вернуться на Родину и привезти с собой коллекцию, которая состояла из 200 работ и весила 8 тонн. Он предложил Иосифу Сталину передать свои работы в дар СССР и получил на это согласие. По прибытию Министерство культуры приобрело часть его скульптур и устроило персональную выставку. В 1954 году за 21 день ее посетило 82 800 человек. На выставке можно было увидеть 91 скульптуру.

Сейчас работы Степана Эрьзи хранятся в Русском музее, Эрмитаже, в музеях Нью-Йорка, Лондона, Парижа и Буэнос-Айреса. Но самые яркие, вдохновенные, к счастью, в России. И у нас есть уникальная возможность увидеть их.

– Рекомендую всем, кого интересует великое искусство, посетить выставку. Не сомневаюсь в том, что после ее посещения вы захотите поехать в Саранск, побывать в уникальном Мордовском музее изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи и получить неизгладимые впечатления от увиденного. К сожалению, нам не удалось привезти в Тольятти самые монументальные скульптуры, такие как «Моисей» и «Лев Толстой». Но я думаю, что даже те 28 работ, которые предоставлены на выставке, оставят неизгладимые впечатления в сердце каждого, – отметил глава Тольятти Николай Ренц.

Выставка «Степан Эрьзя – «Русский Роден» будет работать до 4 декабря 2022 года.

Адрес Тольяттинского художественного музея: г. Тольятти, бульвар Ленина, 22 (правое крыло).

скульптуры Степана Эрьзи на выставке в музее