Кто в Тольятти выиграет от новой маршрутной сети

В конце ноября в Тольятти будет выставлена на конкурс новая маршрутная сеть. И чем ближе это событие, тем напряженнее обстановка на рынке пассажирских перевозок.

Напомним: научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры из Санкт-Петербурга провел колоссальную работу по разработке Концепции улично-дорожной сети, а вместе с ней и Концепции развития транспортной системы Тольятти. Сей труд не был отложен в долгий ящик – наоборот, в соответствии с ученым словом была разработана новая маршрутная сеть, которая начнет действовать с 1 января 2015 года. В июле тольяттинцы могли с ней ознакомиться и внести свои изменения. Не было секретов и от перевозчиков, что им предстоит биться за маршруты на конкурсе. Общеизвестно, что сейчас в городе полным-полно дублирующих маршрутов. От них-то и пытались избавиться, сократив количество маршрутов до 84. Понятное дело, что к участникам конкурса предъявят определенные требования, то есть надеяться на вольготную жизнь не приходится. Если же учесть, что число маршрутов сокращено, то становится ясно, что и численность перевозчиков заметно уменьшится. Критерии конкурса были обозначены заранее, и если перевозчики видели, что какому-то требованию не соответствуют, они, естественно, считали, что нарушаются их права. Разбором таких ситуаций занималась специальная рабочая группа. В результате какие-то предложения принимались, какие-то – нет. Но отстоять все, что хотелось, коммерсантам не удалось.

Камни преткновения
Последняя попытка подправить новые правила в свою пользу была предпринята перевозчиками на прошлой неделе в думе. Директор АНО «СПАС» Анастасия Калинина тогда выразила чаяния многих, если не всех коллег: не очень хотят частники перевозить льготные категории граждан и устанавливать в своих машинах считывающие устройства. А по условиям конкурса это необходимо. Причем это не выдумка зарвавшихся муниципалов, а федеральная норма, которую обязаны выполнять все перевозчики независимо от их организационно-правовой формы. Для пассажиров это очень удобно, а для частников – нет. Калинина объяснила почему: коммерсанты опасаются, что возникнут трудности с получением компенсационных выплат за провоз льготников, ведь последние не расплачиваются наличными денежными средствами, а всего лишь предъявляют социальные карты или другие электронные проездные документы. Компенсации идут из федерального и областного бюджетов. И муниципальным транспортным предприятиям в прежние годы приходилось бороться за их получение даже в суде.Но у муниципалов есть дотации из городского бюджета, а у частников нет. И если первые могут себе позволить длительные судебные тяжбы, то вторые – нет.

Чтобы граждане могли пользоваться в маршрутках электронными проездными документами, коммерческим перевозчикам придется установить считывающие устройства. А это, само собой, дополнительные затраты. По словам Калининой, стоимость одного такого прибора составляет 35 тысяч рублей. Поскольку, предположительно, на линиях продолжат работу 840 микроавтобусов, потребуется порядка 29-30 миллионов рублей. И эти деньги частникам нужно найти как можно быстрее, чтобы успеть к конкурсу. Однако такой суммы единовременно сектор частных перевозок обеспечить не может. Его игроки просто разорятся. Что же делать в этой ситуации? У частных перевозчиков есть ответ: отложить начало реализации проекта по перевозу льготников до 1 января 2016 года. За этот срок еще можно обзавестись необходимым оборудованием, поэтапно. Но если муниципалитет не пойдет навстречу, не смягчит свои требования, коммерческие перевозчики участия в конкурсе принять не смогут.

Так ли страшен черт, как его малюют?
Прозвучавшее предупреждение о возможном отказе от участия в конкурсе департамент дорожного хозяйства и транспорта мэрии абсолютно не испугало: пусть не участвуют, никто из-за этого не пострадает, найдется, кому возить пассажиров. Региональный бюджет предоставляет компенсации на перевозку льготных категорий граждан по факту произведенных электронных платежей, которые и регистрируются считывающими устройствами. У Минтранса есть методика возмещения, в которой все прописано. Просто возмещение происходит не сразу, а через определенное время, например, за первый квартал компенсацию получают во втором. И так далее. Так работает вся страна. Так работает весь мир. Главная проблема, видимо, в другом. Как только появляются учтенные пассажиры, появляется и учтенный доход, который нужно показывать, и необходимость платить налоги. Водители маршруток зависят от собранной выручки, от неучтенных денег. А тут нате, пожалуйста, пенсионеры перестанут давать «живые» деньги, фактически будут расплачиваться безналом. Разве это интересно?

– Мы всегда говорим, что наши муниципальные транспортные предприятия работают в других условиях, нежели частники. У них официальная зарплата водителей, официальные затраты на ГСМ и прочее. Сектор частных перевозчиков находится как бы в тени. Это неправильно. Мы обязаны играть в одинаковых рамках. Так требует закон. А они для себя опять просят каких-то привилегий, чтоб им было легче. Но у нас задача не в том, чтобы им было легче, а в том, чтобы пассажирам было комфортно. Хотят или не хотят, а считывающие устройства придется ставить. Только для того, чтобы получить компенсации. Другого подтверждения затрат для Минтранса нет. Они будут заключать договор по возмещению затрат именно с Минтрансом, – говорит руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта Павел Баннов.

А теперь давайте представим, что свои угрозы коммерсанты все-таки выполнили и участия в конкурсе не приняли. Что тогда? В департаменте считают, что такой «бойкот» ничего не даст. Свято место пусто не бывает, найдутся другие, кто выполнит требования муниципалитета. А протестующие потеряют рынок. Если окажется, что конкурс по какой-то причине не состоится, например, не будет заявок, муниципалитет имеет право вне конкурса заключить договоры с любыми другими транспортными компаниями на три месяца. Такое время дается на то, чтобы подготовить очередной конкурс. Было бы неплохо, чтобы столь завидный оптимизм чиновников оправдался, а то вместо комфорта на дорогах пассажиры получат неврозы на остановках.

газель желтого цвета

еженедельно рекламно-информационное издание «Вести региона»

фото: из открытых источников