Что произойдет на дорогах Тольятти 1 января 2015 года

Новости Тольятти augustnews.ru

Частные перевозчики предлагают на год отложить перевозку льготников и грозят оставить тольяттинцев без общественного транспорта.

Накануне постоянно действующая комиссия ТГД по городскому хозяйству оценила перспективы по внедрению в Тольятти новой маршрутной сети пассажирского транспорта. Как ранее сообщали, заработать она должна с 1 января 2015 года. Планируется, что именно в этот день по улицам города начнут курсировать обновленные автобусные и троллейбусные маршруты, в разработке которых участвовали авторы долгосрочной концепции развития улично-дорожной сети г.о. Тольятти из питерского научного института.

Разыграть все новые направления движения общественного транспорта на торгах мэрия намеревается до конца 2014 года. Причем привлекать к конкурсным процедурам будут как муниципальные АТП-3 и ТТУ, так и частных перевозчиков, которые в том числе задействованы сегодня во внутримуниципальных коммерческих пассажирских перевозках. По задумке чиновников, все победители торгов, вне зависимости от формы собственности организаций, должны будут обеспечить бесплатным проездом владельцев социальных карт, а также предоставить необходимые скидки пользователям школьных, студенческих и иных электронных проездных документов. Во всяком случае, именно такие условия будут прописаны в пятилетних муниципальных контрактах, которые получат победители городских конкурсов в сфере общественного транспорта.

Идея, на которой настаивают муниципальные власти, понятна и проста. В условиях новой маршрутной сети, которая максимально освобождена от дублирующих друг друга автобусов и троллейбусов, тольяттинцы всех категорий не должны выбирать между муниципальным или коммерческим перевозчиком. Пассажир, пусть даже льготник, должен иметь право сесть хоть в автобус, хоть в троллейбус, хоть в маршрутку и проехать до нужного пункта назначения со всеми причитающимися ему скидками и льготами. А обеспечить такую перевозку горожан обязаны как раз сами владельцы маршрутов, пусть даже в их качестве выступают частники.

Впрочем, последние, как выяснилось, новыми правилами игры, которые установила мэрия, недовольны. И считают, что муниципалитет должен как минимум смягчить условия для коммерческих участников рынка городского пассажирского сообщения. Такой вывод напрашивается из выступления директора АНО «СПАС» Анастасии Калининой, которая присутствовала накануне на комиссионном обсуждении транспортного вопроса в гордуме.

Прежде всего представитель частных перевозчиков выразила опасения, что коммерсанты, зашедшие с 1 января на тольяттинский общественный транспорт, не смогут получить компенсационные бюджетные выплаты за провоз льготных категорий горожан. Поскольку, как заявила Калинина, данные расходы пока не внесены ни в городской бюджет, ни в областные расходные обязательства. Правда, и бюджеты на следующий год пока не сверстаны. Муниципальным предприятиям, по мнению Калининой, в этом смысле легче, так как они существуют, в том числе, за счет дотаций со стороны местных властей. Тогда как частники никаких дотационных выплат из муниципального кармана не получают. И вряд ли смогут долго оставаться на плаву, если «выбивать» компенсации за перевозку льготников им придется в ходе многолетних судебных разбирательств.

Другой краеугольный, с точки зрения Анастасии Калининой, вопрос связан с обеспечением коммерческого подвижного состава устройствами для считывания социальных карт и иных электронных проездных документов. По словам Анастасии Калининой, стоимость одного такого прибора составляет 35 тыс. руб., что в расчете на 840 микроавтобусов достигает 29-30 млн руб. Как заявила докладчица, единовременно частники обеспечить такой объем расходов не в состоянии и могут попросту разориться и уйти с рынка городских пассажирских перевозок. Если муниципалитет не смягчит требования, установленные с 1 января 2015 года. Одним из вариантов развития событий Анастасия Калинина видит то, что муниципалитет мог бы помочь коммерсантам в поиске льготных кредитных ресурсов, за счет которых частники могли бы оборудовать свой транспорт считывающими устройствами для социальных карт.

Другой вариант — отложить начало реализации проекта по предоставлению пассажирских льгот на всех видах городского транспорта на 1 января 2016 года. В целом, подытожила Калинина, коммерческие перевозчики не против нововведений, предложенных мэрией. Вот только претворять их в жизнь, как полагают частники, следует постепенно.

Если их позиция не будет услышана городскими властями, коммерческие перевозчики сомневаются, стоит ли им участвовать в предстоящих конкурсах на обслуживание новой маршрутной сети.
С одной стороны, позиция частных пассажирских компаний Тольятти понятна: предприниматели защищают свое дело и ищут любые возможности сэкономить на организации комфортных условий по предоставлению транспортных услуг для горожан. С другой стороны, коммерческие перевозки — это все-таки бизнес, действующий внутри муниципального образования и зарабатывающий как раз на простых налогоплательщиках. Тем более у транспортных предпринимателей было достаточно времени, чтобы заблаговременно подготовиться к новшествам, если уж они планируют оставаться на рынке внутригородских пассажирских перевозок.

А раз так, муниципалитет, опираясь на нормы законодательства, имеет все основания устанавливать правила игры, удобные прежде всего для самих пассажиров. Что, собственно, мэрия и делает. А выходить на конкурсы или нет — воля самих предпринимателей, которые должны заранее просчитать не только предполагаемую прибыль, но и риски, сопряженные со своей коммерческой деятельностью. Тем более мэрия со своей стороны все возможные острые углы уже проработала.

Так, руководитель управления транспорта департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о. Тольятти Андрей Чумаков сообщил, что волноваться тольяттинцам не стоит. После Нового года городские улицы не опустеют. Ходить пешком не придется. Общественный транспорт продолжит работать в обычном режиме.
В случае если конкурсы по продаже новых внутримуниципальных маршрутов до конца 2014 года не состоятся из-за отсутствия участников или по причине того, что заявки не будут соответствовать аукционным требованиям, муниципалитет знает, как действовать. Закон дает городским властям право вне конкурса заключить договора с любыми другими поставщиками транспортных услуг сроком на три месяца и в течение этого времени заново организовать и провести конкурсные процедуры. В связи с этим, полагает собеседник, причин для паники у населения города нет.

Остается надеяться, что расчеты чиновников верны, и новая маршрутная сеть со всеми ее плюсами и минусами окажется действительно работоспособной, несмотря на все предостережения со стороны коммерсантов. В противном случае ситуация может пойти по тому же печальному сценарию, что и реализация федерального закона «О рекламе». Напомним, на продаже рекламных конструкций чиновники по настоянию городских депутатов запланировали к концу года баснословный многомиллионный доход, но конкурсы из-за отсутствия заявок «валятся» один за другим, а сама вновь созданная схема размещения билбордов остается невостребованной у участников рынка.

Юлия Романенко, газета “Площадь Свободы”