Будем ходить пешком

Муниципальные транспортные предприятия рискуют остаться без средств к существованию.

Руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о. Тольятти Павел Баннов озвучил планы, руководствуясь которыми в 2016 году в Автограде будут реализовываться мероприятия муниципальной программы развития городского пассажирского транспорта. Доклад чиновника, озвученный на заседании парламентской комиссии по городскому хозяйству, состоял, по сути, из двух главных новостей – хорошей и плохой.

Хорошая новость состоит в том, что уже в этом году наш город все-таки войдет в состав участников государственной программы Самарской области по развитию рынка газомоторного топлива на 2014-2020 годы, за счет чего сможет приобрести новенькие экологичные автобусы, работающие на голубом топливе. Напомним, заручиться финансовыми средствами этой областной программы муниципалитет пытался и в 2014 году, но получил отказ. Выяснилось, что по условиям правительства Самарской области на софинансирование из средств вышестоящих бюджетов могли претендовать только те муниципальные образования, которые решили закупить автобусы на газовом ходу отечественного производства. Тольятти же настроился на покупку уже опробованных белорусских МАЗов, на чем, как говорится, и погорел. Теперь ситуация, похоже, изменилась, причем в лучшую для Автограда сторону. По словам Павла Баннова, проект соглашения на участие в областной программе по развитию рынка газомоторного топлива уже поступил из министерства транспорта губернии в мэрию. Цена предстоящей сделки уже известна и составляет 528 тыс. руб., из них 264 тыс. руб. заплатит за новые тольяттинские автобусы на газу город, еще столько же – вышестоящий бюджет. Рассчитано также, что на эту сумму Тольятти закупит 60 автобусов, работающих на газомоторном топливе. А главное – внести свою 50-процентную долю в оплату сделки муниципалитет должен будет не сразу, а поэтапно – с 2015 по 2020 годы, когда, собственно, и прекратит действие сама государственная программа.

А теперь плохая и самая, пожалуй, тревожная новость. При формировании городского бюджета на 2016 год финансисты мэрии пока не нашли средства, для того чтобы полностью обеспечить работу тольяттинских пассажирских предприятий.

Так, по словам Павла Баннова, департамент дорожного хозяйства и транспорта подсчитал: при стоимости проезда в общественном транспорте в размере 20 руб. отрасль должна будет получить в 2016 году 350 млн руб. на предоставление субсидий предприятиям, оказывающим услуги по перевозке пассажиров общественным транспортом; при стоимости проезда в размере 22 руб. объем субсидий для перевозчиков будет сокращен до 306 млн руб. Но даже от того, что мэрия, возможно, увеличит с 1 января тарифы на проезд пассажиров, легче транспортникам пока не становится. Дело в том, что в проекте бюджета 2016 года на предоставление субсидий перевозчикам заложено только 233 млн руб. И если эта цифра не увеличится, то ровно через год тольяттинцы могут остаться и без троллейбусов, и без автобусов.

Поясним, субсидии предприятиям общественного транспорта город выплачивает для того, чтобы перекрыть разницу между тарифом на проезд для населения и фактической себестоимостью одной поездки. Скажем, пассажир платит в автобусе 20 руб., по факту поездка стоит больше – 45 руб. Вот эту самую разницу в размере 25 руб. муниципалитет и перекрывает за счет своего бюджета путем предоставления перевозчикам субсидий. В департаменте дорожного хозяйства и транспорта подсчитали: если субсидиарная сумма в бюджете 2016 года сохранится на заявленной сейчас отметке в 233 млн руб., денег хватит только до конца третьего квартала. А уже в четвертом квартале 2016 года, то есть со следующего октября, городские автобусы и троллейбусы могут попросту встать, так как им будет не на что перевозить пассажиров.

Перспективы, прямо скажем, безрадостные. И надеяться горожанам остается только на то, что согласительная комиссия, которая еще не приступила к работе, перелопатит весь дефицитный годовой бюджет, но все-таки изыщет в нем те деньги, которые нужны как воздух, чтобы тольяттинские пассажиры смогли и впредь пользоваться общественным транспортом. Ходить пешком – это, конечно, полезно. Но и бросаться из крайности в крайность – не выход. А в отсутствие компенсационных субсидий из бюджета тольяттинские транспортные предприятия точно долго не протянут. Если даже сейчас, когда субсидии есть, то же ТТУ вынуждено поставить троллейбусы на прикол из-за долгов по электроэнергии.

Интересно:

Во вторник заместитель мэра по городскому хозяйству Григорий Вилетник провел совещание по вопросу возобновления работы МП «Тольяттинское троллейбусное управление». Напомним, в начале недели «Самараэнерго» отключило контактную сеть ТТУ от питания, так как муниципальное предприятие задолжало энергетикам 6,7 млн руб. В результате 13 троллейбусных маршрутов временно не работают, на плаву остаются пока только троллейбусы № 13 и 14, чья контактная сеть снабжается компанией «ТЭК». Однако Павел Баннов не исключает, что и ТЭК не сегодня завтра выставит ТТУ претензии за долги по оплате электричества на сумму около 7 млн руб. В этом случае работа предприятия будет парализована полностью.

В мэрии также отметили, что пассажирскую нагрузку ТТУ перехватили муниципальное АТП-3 и другие перевозчики, чьи маршруты частично или полностью совпадают с троллейбусными линиями. Напряжение сохранялось только на 21-м троллейбусе, который возил жителей Комсомольска на кладбище и к дачным массивам по Поволжскому шоссе. Но и эта проблема сейчас решена: на замену троллейбуса № 21 вышел автобус № 84к, который уже вчера доставлял дачников к участкам и обратно.

желтый автобус стоит

фото: Площадь Свободы

Юлия Романенко, “Площадь Свободы”

фото: из открытых источников