Убить «ЛАДУ» или капризы Бу Андерссона

Экономический кризис и стратегические ошибки акционеров ведут АВТОВАЗ к банкротству. Нынешний президент автозавода Бу Андерссон, позиционировавшийся как «убийца издержек», допустил в 2015 году убытков на 1 млрд долларов. Кадровая лихорадка, политизация «вазовской» темы, «пикантные» детали вроде скоропостижного ухода госпожи Матушковой – всё это придаёт кризису гиганта отечественного автопрома скандальный привкус…

Миллиард долларов убытка

12 февраля этого года АВТОВАЗ опубликовал отчет за 2015 год. Согласно ему убытки предприятия по сравнению с 2014-м утроились и составили почти миллиард долларов по нынешнему курсу. В аудиторском заключении к отчету говорится: «ОАО «АВТОВАЗ» и его дочерние организации понесли убытки в размере 73 851 000 000 рублей за 2015 год и на 31 декабря 2015 года краткосрочные обязательства превышали оборотные активы на 67 780 000 000 рублей. Данные условия наряду с прочими обстоятельствами указывают на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности ОАО «АВТОВАЗ» и его дочерних организаций продолжать свою деятельность непрерывно».

Практически все городские и федеральные СМИ уже просмаковали тему убытков и возможного банкротства АВТОВАЗа, посему повторяться не будем, а попытаемся проанализировать причины такого финансового состояния автозавода.

А спрос-то упал… и не поднялся

Одной из основных причин рекордного убытка АВТОВАЗа является снижение продаж его основных моделей LADA. Так по крайней мере считают на АВТОВАЗе. Виноват, мол, кризис, у российского населения нет денег на приобретение авто.

Статистика это подтверждает: в 2015 году продажи LADA упали на 30,5% по сравнению с 2014 годом и составили  269 тыс. автомобилей. Однако есть и другая статистика. По данным международной консалтинговой и аудиторской компании «Прайсуотерхаускуперс» (PwC), в прошлом году АВТОВАЗ лидировал на российском рынке по росту цен на автомобили. Так, самые популярные модели LADA увеличились в цене за 2015-й на 13%. При этом лидер продаж «Гранта» едва не уступила пальму первенства «корейцу» Hyundai Solaris. «Грант» было продано 120 тыс., а «Солярисов» – 115,9 тыс.

Из-за роста цен «Гранта» в прошлом году перестала являться самым дешевым автомобилем на российском рынке, коим она была с момента начала продаж. При цене от 348 тыс. рублей (до февральского повышения) отечественная машина проигрывает Lifan Smily (319 тыс. руб.) и Daewoo Matiz (314 тыс. руб.). В 2011-м с момента начала продаж минимальная стоимость «Гранты» была всего 220 тыс. руб.

Неадекватные цены

Вот и февраль принес очередное повышение цен на отечественные автомобили. 15 февраля АВТОВАЗ объявил о значительном (в среднем на 5%) росте цен на «Калины», «Гранты», «Ларгусы» и внедорожники 4х4, заявив, что «повышение цен вызвано конкурентной средой на рынке». Таким образом, семейство LADA Granta подорожало на 15-30 тыс. рублей в зависимости от комплектации и модификации.

Теперь рекомендованная заводом стоимость седана Granta начинается от 383,9 тыс. рублей, лифтбэка той же модели – от 404,2 тыс. рублей. Семейство LADA Kalina выросло в цене на 14-36 тыс. рублей. В базовой версии эта модель стоит 435,5 тыс. рублей. Универсал LADA Largus подорожал на 14-38 тыс. рублей. Его начальная цена теперь составляет 524,5 тыс. рублей. Внедорожник LADA 4х4 стал дороже на 14-18 тыс. рублей. Рекомендованная стоимость этой модели начинается от 462,7 тыс. рублей.

Такие действия руководства АВТОВАЗа вполне похожи на то, что Бу Андерссон «добивает» спрос на российские автомобили. То есть делает все возможное, чтобы на нашем внутреннем рынке покупали иностранные автомобили, а не отечественные. И такое объяснение, как «повышение цен вызвано конкурентной средой на рынке», достаточно прозрачно на это указывает.

Вот что по поводу роста цен говорят пользователи Интернета:
«Два года назад брал «Калину» «максималку» за 478. Гаишники при регистрации пальцем у виска крутили: за такие деньги иномарку мог взять))) За два года подорожала на 117 т. р. С чего это? Резина, что ли, китайская дороже стала? Предзаказа на «Ладу» до сих пор нет. А вот «Рено» тольяттинский – пожалуйста: и предзаказ, и все, и очереди даже на них… Цель всех этих политик – УБИТЬ «ЛАДУ»!»

«Вы уж простите, но с такими ценами уж точно ничего не купишь. «Калина» в максимальной комплектации подорожала с 559 тыс. аж до 595! За год на 140 тыс.! Вы там совсем с дуба рухнули? Да столько просто накопить невозможно!!! Хотел поменять машину в прошлом году – подняли цены. Думаю, подожду еще год, подкоплю – и вот снова подняли цену! Вы вообще думаете, как простому человеку, особенно семейному, с такой скоростью копить на новые машины?»

«Взрыва» не получилось

На АВТОВАЗе рассчитывали, что финансовую ситуацию исправит вывод в серийное производство LADA Vesta и взрывной спрос на эту модель, продажи которой стартовали в конце ноября. Завод планировал до конца 2015-го продать 5-6 тыс. «Вест». Однако высокая цена на новинку помешала осуществить задуманное. И в итоге было продано всего лишь 2,8 тыс. автомобилей. Дилеры объяснили низкий спрос тем, что цена «Весты» «неожиданно» оказалась приближенной к ценам основных конкурентов в сегменте – Hyundai Solaris, KIA Rio, Volkswagen Polo. Базовая версия LADA Vesta Classic стоит 514 тыс. рублей. За максимальную комплектацию нужно выложить от 634 до 677 тыс. рублей.

Безусловно, на цене «Весты» отразилось и то, что в её себестоимость  вошел и переезд производства из Тольятти в Ижевск. Такое странное логистическое решение Бу Андерссона стоило заводу дополнительных 10 млрд рублей. Дело в том, что, по рассказам работников предприятия, все оснащение для «Весты» в Тольятти уже было подготовлено, было закуплено оборудование, и даже начался его монтаж. Все, что создавалось в этом направлении на протяжении двух лет, пришлось фактически расформировать и создать заново на «Иж-Авто». Плюсом к этому проект получил логистическое плечо в 600 дополнительных километров (расстояние между Тольятти и Ижевском), по которому вынуждены возить значительную часть комплектующих для «Весты». По словам источника в высшем руководстве АВТОВАЗа, растиражированным СМИ, себестоимость «Весты» на данный момент составляет 1 500 000 рублей. Знатоки утверждают, что это рекорд в мировом автопроме.

Непрофильный гламур

В 2015 году АВТОВАЗ под руководством Бу Андерссона активно избавлялся от дочерних предприятий и при этом, как ни странно, вкладывал сотни миллионов рублей в непрофильную деятельность. Речь идет не о поддержке маркетинговых проектов типа автоспорта или хоккейной команды, а о финансировании ремонта на турбазах и в отелях, чтобы проводить там, например, «закрытые вечеринки с сигарами». Стоимость таких проектов, разумеется, тайна, но косвенно о них можно судить из того же ежеквартального отчета ОАО «АВТОВАЗ». Всеми гостинично-развлекательными делами АВТОВАЗа ведает ООО «Соцкультбыт-АВТОВАЗ». Финансовые вложения завода в эту «дочку» составили 769 000 000 руб. И на фоне всех проблем с оборотным капиталом и просроченными кредитами такая концентрация на непрофильной деятельности выглядит, мягко говоря, странно.

Еще более странным является заключение контракта на 5 000 000 000 (пять миллиардов) рублей с чешским рекламным агентством McShakespeare, занимающимся маркетингом и PR-консультированием (по словам источника сайта «Русские автомобили», абсолютно непроверяемые статьи расходов). Бывший сотрудник вазовского пресс-центра поделился с корреспондентом мнением по этому поводу: «Шекспиру» этому платятся миллионы евро ни за что! Они ничего не делают и, объективно говоря, ничего и не могут сделать. Не обладают компетенциями. Мы тут с коллегами рассуждали, что бы мог означать весь этот кавардак в PR-службе… И единственное разумное объяснение происходящему нашли только одно. Этот «МакШекспир» – личный маленький бизнес Катержины (Катержина Матушкова – гражданская жена Бу Андерссона. – Прим. авт.). Так, на кофе, сигареты и колготки. Другого разумного объяснения просто нет!»

Комплектующие начали кусаться

Еще одна официальная причина убытков АВТОВАЗа – рост цен на материалы и комплектующие. На них, по мнению экспертов и СМИ, приходится до 74% себестоимости продукции предприятия. И говорят, что каждый процент роста стоимости комплектующих – это примерно 1 600 000 000 рублей (в ценах 2014 года).

Также на увеличение убытков сыграло и снижение курса рубля в среднем на 33%, – говорится в отчетности АВТОВАЗа. А вот с этого момента, как говорится, пожалуйста, поподробнее. Мы неоднократно писали о том, каким образом Бу Андерссон выстраивал отношения с российскими производителями автокомпонентов: поднял поставщик закупочную цену, все! – он уже не поставщик АВТОВАЗа! Зато нанять военный самолет за 450 тыс. евро, чтобы слетать во Владивосток за кондиционерами и проучить «зарвавшегося» поставщика, для Бу Андерссона было делом легким.

Таким образом, наши компании заменялись турецкими, румынскими и чешскими, то есть теми, которыми владеет альянс Renault-Nissan. А они, как известно, за рубли не работают… Вот вам и увеличение убытков от снижения стоимости рубля.

Дешевый рубль мог бы увеличить экспортные продажи наших «Лад». Но никому из западных игроков авторынка не выгодно пустить их на европейский рынок! Там бы порядок навести со своими «Рено» и «Ниссанами», ведь со всех сторон американские да китайские конкуренты жмут. Кризис все-таки! А тут еще дешевая «Лада» объявится. Европейские власти нынче не очень дружелюбны к России. Да и какому европейцу захочется сделать так, пусть и за большие деньги, чтобы автопром государства, которое гнобят со всех телеканалов, вдруг начал мощно развиваться? Чтобы его автомобили продавались лучше, чем те же «Рено» или «Ниссаны»? Потому задача у Бу Андерссона, по-видимому, одна – сократить долю рынка российских автомобилей. И пусть у него в контракте написано – увеличить долю автомобилей до 20%. Не справится – расторгнут с ним контракт. Глядишь, еще и неустойку выплатят, как тренеру нашей сборной по футболу. «Золотые парашюты» нынче в большой моде.

Вот потому, наверное, и «не смог» АВТОВАЗ воспользоваться плюсами от ослабления рубля, потому «неправильно» позиционирует свою продукцию на рынке, «неудачно» расставляя приоритеты, когда популярные комплектации «Лад» покупателям приходится искать в автосалонах и ждать их в очереди, несмотря на общий спад продаж.
Вот каким образом и складывались убытки АВТОВАЗа, несмотря на значительное сокращение штата сотрудников, несмотря на удорожание автомобилей семейства «Лада». А зачем президенту Бу Андерссону экономить? Россия – щедрая душа! Правительство опять вложит деньги налогоплательщиков в градообразующее предприятие. Из этих денег Бу Андерссон снова заплатит себе хорошую зарплату.

P.S. Правительство РФ планирует в 2016 году выделить на поддержку автомобильной промышленности страны 138 000 000 000 (сто тридцать восемь миллиардов) рублей, что в три раза больше, чем в 2015 году, и составляет 15% от общей суммы антикризисного плана. Надо полагать, что значительная часть этого жирного пирога попадёт в руки Бу Андерссону.
В текущем году, помимо поддержания внутреннего рынка, помощь автопрому будет заключаться в компенсации затрат на транспортировку экспортируемых автомобилей по территории РФ. Короче, за наши деньги – любой каприз. Каприз Бу Андерссона.

Читайте: Бу Андерсона уволили

символ автомобильного завода

фото: ТН

автор: Игорь Мухин, Тольяттинский навигатор, № 6 (397), 4 марта 2016 года

фото: из открытых источников