11 пьес тольяттинских школьников представил на своей профессиональной сцене Молодежный драматический театр.

Этот необычный театральный вечер – финальная нота яркого проекта «Театр в классе – 2016», посвященного памяти тольяттинского драматурга Вадима Леванова и уже ставшего для города традицией. Все эти годы организаторами продуктивного сотрудничества «школа – театр» остаются Гуманитарный центр интеллектуального развития и МДТ. Вопреки кризисам они верны идеям шотландской проограммы Class Act, которая когда-то родилась в Эдинбурге, добралась до России, а по инициативе Вадима Леванова и до Тольятти. Эстафету из рук безвременно ушедшего драматурга приняли ученицы Вадима Ольга и Дарья Савины. Они и питерский драматург Юрий Клавдиев на нынешней сессии проекта учили обычных ребят искусству драматургии. 26 подростков из 10 школ Тольятти пришли в театр, чтобы, возможно, когда-нибудь вернуться в него профессионалами и как минимум остаться с ним в качестве близких людей.

Оревуар, хозяин

Всего одна апрельская неделя. Но какой насыщенной для школьных драматургов она получилось. Впрочем, большинство из них даже не догадывались до участия в проекте, что когда-нибудь напишут собственную пьесу, которую покажут на сцене настоящего театра. Как говорит 16-летний Кирилл Шевелев из центра «Виктория», где он проходит лечение и продолжает учиться, раньше он сочинял только сказки и даже не помышлял придумать какую-то театральную историю. Но вот сбылось. Кирилл назвал свою пьесу «Оревуар, хозяин» и заставил в ней Петуха, лошадь Гром и овечку Беллу… разочароваться в Человеке. Животные вдруг припомнили все свои обиды и усомнились в людской ценности. Однажды они решили проучить двуногих и сказали человеку пренебрежительное «оревуар, хозяин».

Мама-тиран

Девятиклассница Софья Мисюряева, как и большинство участников проекта, творила в команде. Вместе с ней над пьесой «Как у мамы» трудились Софья Пухова, Настя Крутова и Сергей Сызганцев. «Мы решили обойтись малым количеством персонажей, чтобы точнее представить их характеры. В центре – паренек-психопат с раздвоением личности и мама-тиран, которая довела его до этого состояния чрезмерной опекой. Она его настолько заопекала, что у парня возникли проблемы с психикой. Сначала у нас был образ типичной мамы, но мы довели его до высшей точки абсурда. С абсурдом у нас все получилось. И с комедией тоже, думаю. Над пьесой можно посмеяться. Я ожидала, что работа в проекте будет интересной, и мои ожидания сбылись», – поделилась Софья.

Диагноз себе, взрослым и времени

В своих маленьких одноактных пьесах подростки говорили о сложных проблемах, ставили диагноз себе, взрослым, своему времени. Они искали решения важных и острых для их возраста и среды вопросов, высвечивали темы, которые стали очевиднее для тех, кто их окружает в школе и дома.

Пьесы вошли в маленький драматургический сборник, вышедший по итогам этого проекта. «В нем есть что почитать», – уверен главный режиссер МДТ Дмитрий Квашко. «Вечеринка» и «Теплая уютная компания», «Два партизана» и «Плата за наивность», «Игра в жизнь» и «32 мая», «Я же тебе говорил» и «1903» – вот пьесы школьников, над которыми работали профессиональные артисты из МДТ в свои выходные дни.

В отсутствии стратегии

«Есть такое хорошее выражение: искусство – то же творчество, только в отсутствии стратегии, – улыбается Дмитрий Квашко. – Так вот здесь сейчас как раз полное отсутствие стратегии. И некоторых вещей я даже сам не могу понять. Вот, например, на сцене сейчас две наши актрисы, у которых по двое детей, и они могли бы посвятить свои выходные им. Но они, как и другие артисты, здесь в выходной добровольно и с удовольствием. Наверное, им и мне это дает некое ощущение новизны. Наверное, здесь артисты уходят от своих прежних ролей. У нас ведь репертуарный театр, рутинная работа, а проект привносит глоток свободы, свежей фантазии и некоторой детской наивности, которая, конечно же, есть в пьесах школьников».

Главреж МДТ поделился мыслями о будущем проекте театра, который, может быть, в следующем году профессиональные актеры осуществят вместе со студийцами. Квашко задумал довести одну из пьес до ее материального сценического воплощения уже не в режиме «читки», как это происходило 6 апреля, а в полной театральной одежке полноценного спектакля.

Не писарчуки и не отличники

Директор Гуманитарного центра интеллектуального развития Анастасия Хаирова – человек, без которого проект не состоялся бы. Центр опекает «Театр в классе». «Центральная точка этого проекта – дети, – убеждена Анастасия. – По этому проекту можно судить о том, что они делают, о чем думают, что у них в головах. Не нужно проводить никакого специального исследования, чтобы вычислить проблемы, которые волнуют подростков сегодня. Нам важно и интересно помогать школьникам, давать возможность развиваться в творчестве. Уникальность «Театра в классе» состоит в том, что к нам приходят не отличники, не писарчуки, не дети с пятерками по литературе. Мы приглашаем не гимназистов, не лицеистов, а учеников из обычных школ, стараемся привлекать профессионалов, которые многое могут дать ребятам».

Не останавливайтесь

В сборнике пьес участников проекта «Театр в классе Тольятти – 2016» руководители мастер-классов сестры Савины и Юрий Клавдиев написали несколько слов для своих нынешних учеников: «Наверное, не каждый из вас решит связать свою жизнь с театром и станет в дальнейшем драматургом. Но нам очень хочется, чтобы вы надолго сохранили в памяти наше с вами время, когда вы не просто приоткрыли дверь в новый для вас мир театра, но и смогли узнать о себе что-то важное, что-то, что, быть может, вы еще не знали. Не останавливайтесь ни на минуту, ни на секунду, что бы ни случилось, продолжайте искать свой путь, свой голос. Не останавливайтесь, ведь время бежит быстрее уходящего сквозь пальцы песка».

Дмитрий Квашко, главный режиссер МДТ:

– Театр – настоящее живое искусство. Мы много лет с удовольствием работаем над проектом Вадима Леванова, собирая талантливых ребят, которые пробуют силы в драматургии. Интересно, что если в предыдущие годы у пьес был четко определен жанр будущего спектакля и мы ставили или мелодраму, или трагедию или комедию, то в этом году все сложилось по-другому. Мне было сложно работать, потому что информационная нагрузка, когда падают самолеты и ведутся какие-то военные действия, невольно вошла в мир ребят и в сами их пьесы, спутала жанры: трагедию и комедию, фарс и лирику. В этом материале было сложно и одновременно интересно работать. Сложно было найти жанр, в котором пьеса может выйти на сцену. И я точно знаю, что эта многожанровость шла не от установок на мастер-классах. Напротив: там ребятам давали полную свободу. Их просили писать о том, что их волнует, чем они живут.

26 старшеклассников из образовательных учреждений Тольятти приняли участие в «Театре в классе – 2016»

В 2017 году одна из пьес «Театра в классе – 2016» может предстать перед зрителями в полной театральной одежке полноценного спектакля.

Наталья Харитонова, Площадь СВОБОДЫ

раздает автографы

фото: Площадь СВОБОДЫ

фото: из открытых источников