В большинстве дошкольных образовательных учреждений Тольятти есть группы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Количество малышей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), увы, постоянно увеличивается. Если в 2015 году группы компенсирующей направленности посещали 2744 ребенка, то в 2017-м их стало уже 2879. По словам руководителя департамента образования администрации г.о. Тольятти Елены Пинской, заслуга воспитателей, педагогов заключается в том, что в среднем 91 процент выпускников групп компенсирующей направленности переходят в общеобразовательную школу.

Вместо книг сплошные игры

Как рассказала заведующая детским садом № 197 «Радуга» Валентина Мелькина, наряду с шестью обычными у них работают две группы «Особый ребенок», предназначенные для дошкольников с ДЦП. Еще четыре группы работают для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата легкой степени. Большинство воспитанников посещают группы с полным режимом дня, наиболее «тяжелые» дети приходят в группу кратковременного пребывания (три-пять часов).

- Когда группы для особенных детей открывались, для закупки специального оборудования мы выходили на благотворительные фонды, в частности - «Фонд Тольятти», - рассказала Валентина Валентиновна и уточнила, что с помощью федеральной программы «Доступная среда» в «Радуге» смогли приобрести поручни, оборудовать пандусы, закупили коляски, ходунки. Заведующая продемонстрировала журналистам городских СМИ детские стулья, изготовленные по индивидуальному заказу. Они по сравнению с обычными более устойчивые и безопасные, используются на занятиях как тренажеры. Валентина Мелькина показала и мини-спортзал, находящийся прямо в спальне. Оказывается, все должно быть максимально приближено к особенным воспитанникам, чтобы индивидуальная работа была максимально эффективной. Оборудование для обучения ходьбе тоже делалось на заказ.
Самое сложное при работе с особыми воспитанниками, по словам Валентины Валентиновны, длительное отсутствие детей из-за операций, реабилитаций в санатории «Бережок» и центре «Ариадна». Через полгода отсутствия занятия с детьми надо начинать с чистого листа. Поэтому, как рассказала заведующая детским садом № 197, они открыли лекотеку. В названии этой методики явно прослеживается связь с библиотекой, только вместо книг для развития детей используются специальные игры.

Особенные вместе с обычными

Посещают лекотеку два раза в неделю 36 воспитанников в возрасте 5-6 лет с нормальным и нарушенным развитием (с диагнозом «детский церебральный паралич»).
Дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладеть образовательным стандартом, определяются в массовые группы на часть дня по 2-3 ребенка (частичная инклюзия) для участия в различных видах деятельности в условиях лекотеки (игры, развлечения, совместная досуговая деятельность, индивидуальные занятия). Так реализует свою деятельность группа кратковременного пребывания «Особый ребенок».

Также в «Радуге» практикуется точечная инклюзия, то есть ситуация, при которой все воспитанники специальной группы «Особый ребенок» вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 1-2 раз в месяц. Вместе дошкольники участвуют в разных формах детской деятельности: маршрутная игра, тренировка, мастерская, концерт, ярмарка. Инклюзивные формы обеспечивают равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизических, индивидуальных особенностей, связанных с ограниченными возможностями здоровья. Также формируется позитивное отношение к детям с особыми возможностями здоровья.

Геометрический комод полезен

Нам показали сенсорные комнаты, занятия в которых проходят при сочетании разных стимулов: света, музыки, цвета, тактильных ощущений. Здесь много специального оборудования, начиная с сухого бассейна, заполненного огромным количеством разноцветных шариков, заканчивая геометрическим комодом, содержащим все многообразие геометрических фигур. Средства на организацию лекотеки для детей-инвалидов специалисты детского сада № 197 получили, победив во Всероссийском конкурсном отборе инновационных социальных проектов, организованном Фондом по развитию социальных услуг детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Как прокомментировала учебный процесс педагог-психолог Юлия Тарасова, в момент нашего визита у детей из ортопедической группы шла работа на моторику и сенсорные эталоны. Попросту говоря, ребята из ортопедической группы знакомились с такими понятиями, как цвет, форма, величина. Они подбирали разные основания для конуса и цилиндра. По словам Юлии Николаевны, работа с геометрическими формами детям с ортопедическими нарушениями очень важна, так как у них нарушена пространственная ориентировка, восприятие формы иное.

- Мне сказали, что и родители к вам в рамках лекотеки приходят. Для чего? - спросила я у педагога-психолога.

- Дети с ДЦП вообще не умеют играть. Мы обучаем их родителей, как и во что играть с ребенком, чтобы развивать его в игровом сюжете. Мы объясняем родителям, какое оборудование для игры они могут дома сделать сами.

И пусть, по словам Юлии Николаевны, часть выпускников детского сада № 197 «Радуга» идут в специализированные школы, главное - не в интернаты для умственно отсталых детей. Важно, чтобы произошла максимальная социализация особых воспитанников.

- Главная задача педагогов - формирование бытовой независимости ребенка, чтобы он мог себя обслужить сам, - подчеркнула в конце беседы заведующая детским садом № 197 Валентина Мелькина.

Справка

В целом среди детей с ОВЗ самой многочисленной является доля детей с нарушением речи (57,48%). Причем доля эта не просто преобладает - она растет (за два последних года увеличилась на 2%). Доля детей с нарушением опорно-двигательного аппарата составляет 29,93%, с задержкой психического развития - 9,2%, с нарушением зрения - 6,25%, с умственной отсталостью - 1,94%, с сахарным диабетом - 0,27% с нарушением слуха - 0,24%, с синдромом Дауна - 0,25%, с ранним детским аутизмом - 0,17%.

Цитата

В названии «лекотека» явно прослеживается связь с библиотекой, только вместо книг для развития детей в этой методике используются специальные игры.

Ольга Пимантьева, «Площадь Свободы»
oleangelina@yandex.ru

игровые занятия для детей

фото: Площадь Свободы

фото: из открытых источников