Раньше на ВАЗе были такие специалисты, которые зарабатывали больше генерального директора

Очередную встречу с ветераном ВАЗа Юрием Целиковым мы специально приурочили ко Дню города, поскольку, как ни крути, а завод был и остается градообразующим. Впрочем, все чаще приходится слышать высказывания о том, что это уже не так. Все-таки слишком много сокращено сотрудников, да и социальная помощь городу максимально ослабла: сброшены с баланса детские сады, спортивные объекты, технический музей…

– Думаю, что ВАЗ как минимум остается градовлияющим предприятием, – сказал по этому поводу Юрий Кузьмич. – Завод всегда оказывал влияние на жизнь города, правда, сейчас (с приходом Бу Андерссона) оно заметно снизилось и распространяется в основном на Автозаводский район. Новое поколение горожан, наверное, не представляет, какую роль играл завод в Советском Союзе. Мы же не только были монополистами в плане продаж автомобилей, окутав фирменными дилерскими центрами всю страну, но и понастроили турбаз, домов отдыха во всех уголках, включая Грузию, Крым, а еще закупали для работников путевки в Прибалтику, Среднюю Азию, которые без проблем можно было получить в профкоме… А люди! Ведь трудились тогда на ВАЗе бок о бок армяне с азербайджанцами, украинцами и представителями других национальностей. Никто ничего не делил, и язык для всех был общий…

– Вы сказали, что влияние завода на городскую жизнь уменьшилось с приходом Бу Андерссона. А разве не в 2005 году, когда руководить ВАЗом стали москвичи?

– Бесспорно, хотя призываю быть тактичнее с использованием терминов «москвичи» и «варяги». Не забывайте, что Виктор Поляков приехал к нам из столицы, Анатолий Житков тоже, а, к примеру, Валентин Исаков и Владимир Каданников – горьковчане. Конечно, начиная с 2005 года, то есть с команды Чемезова, влияние стало больше негативным. Вспомним хотя бы Владимира Артякова, который не только ухудшил ситуацию на ВАЗе (обшелушивали завод, распродавая акции и объекты недвижимости), но и ослабил руководимую им губернию. На его фоне Николай Меркушкин смотрится хорошо, активно пользуется слабостью предшественника, чтобы поднимать рейтинг среди населения.

– А на продаже акций и объектов недвижимости завод что-то заработал?

– Мы с экономистами подсчитывали и пришли к выводу, что полученных денег вполне бы хватило, чтобы справиться с кризисом. Однако ВАЗ почти ничего не получил, поскольку основной доход оказался на банковских счетах «Ростехнологий». Вообще эта государственная корпорация до сих пор оказывает негативное влияние на завод. Вы помните помощь в размере около 50 миллиардов рублей, которую в 2009 году предоставило ВАЗу правительство страны?

– Да, конечно.

– Так вот, у меня есть информация, что сейчас завод постепенно возвращает эти деньги «Ростехнологиям», из-за чего перестали выплачивать дивиденды держателям вазовских акций.

– Как это так? Ведь предоставляли вроде бы безвозмездно… Так сказать, для спасения отечественного автопрома…

– Это «Ростехнологиям» деньги предоставили безвозмездно, а завод теперь с ними рассчитывается. Не зря же супруга Сергея Чемезова входит в пятерку самых богатых женщин России.

– Еще один вопрос, касающийся города. Некоторым читателям не понравилось, что в прошлом своем интервью вы посоветовали мэру подготовить себе сменщика. Просто многие в городе считают, что Сергей Андреев со своими обязанностями не справился, и лучше бы ему уйти, так сказать, без лишнего шума.

– У меня есть такая методика. Если какой-то начальник притворяется деятельным, энергичным и хорошим человеком, надо ему в этом помогать, стимулировать, чтобы он притворялся сначала до обеда, потом до ужина… А там, глядишь, и привыкнет быть таким, каким его хотят видеть! Наш мэр имеет приличный опыт, он грамотный человек, добротный семьянин, многодетный отец, опытный политик. Так помогите же ему переориентироваться в лучшую сторону, а не занимайтесь травлей! Я ведь в первом туре выборов за Андреева не голосовал, но когда увидел, как на него начали лить грязь и натравливать бешеных собак, изменил свое отношение.

От слов по поводу сменщика не отказываюсь, так как считаю, что в интересах города нужно не вести закулисные игры, а уже сейчас озвучить приблизительный список кандидатов на должность сити-менеджера, работать с этими людьми, чтобы не терять потом драгоценное время.

– В интернете некоторые горожане фантазируют на тему того, как бы развивался город в случае победы на мэрских выборах другого кандидата – Александра Шахова. Может, и вы попробуете?

– Думаю, что хуже бы не было, а вот по поводу более динамичного развития города есть сомнения. Все-таки период руководства Андреева осложнился непростой экономической ситуацией. Можно, конечно, фантазировать, что при Шахове губернатор проявил бы большую щедрость, но рассуждать об этом сложно.

– Давайте перейдем к событиям на ВАЗе. Ситуация трудная, причем не только с выпуском и сбытом продукции, но и с взаимоотношениями внутри трудового коллектива. Многие ругают политику Бу Андерссона, а он лишь подливает масла в огонь, премируя работников одних производств и игнорируя в этом плане других.

– Ругали не только Бу Андерссона, но и всех его ближайших предшественников, включая Комарова (его и сейчас ругают за то, что ракеты падают). Недовольные на заводе всегда были и будут. Просто раньше у нас практиковалось социалистическое соревнование, а сейчас приветствуется капиталистическое. При Викторе Полякове старались охватить премиями как можно больше людей, но, естественно, не всех, поскольку нужна конкуренция. Раз уж заговорили о зарплатах, скажу, что раньше были на заводе такие специалисты, которые зарабатывали больше генерального директора. Вот у меня данные за 1988 год, когда среднемесячный заработок слесаря-инструментальщика прессового производства по фамилии Войцеховский составил 1241 рубль. Зарплату в 800 рублей получали 44 человека (24 руководителя, 8 специалистов и 12 рабочих), а 550-600 рублей – около шестисот заводчан.

– Одна из городских газет недавно опубликовала материал, в котором предсказала скорую отставку Бу Андерссона и замену его на Михаила Рябова, много лет отработавшего на ВАЗе, а сейчас возглавляющего ижевский автозавод. Что вы думаете по этому поводу?

– Думаю, что основная задача авторов подобных публикаций – повлиять на то, чтобы руководство ВАЗа заключило с газетой коммерческий договор на освещение своей деятельности. Видимо, завод перестал оплачивать заказной пиар, вот и засуетились некоторые, начали искать повод как-то ужалить Бу Андерссона. Есть такое негласное правило: если кто-то заказывает рекламу, то на период действия договора никакого негатива не публикуется! В свое время Игорю Буренкову удалось на длительный период нейтрализовать «Эхо Москвы», когда вместо иронии и откровенных издевок эта радиостанция начала ставить в эфир передачи, где рассказывалось о том, что происходит на заводе. Наверняка вы понимаете, что стоило это заводу больших денег.

Скорую отставку Бу Андерссона я бы предсказывать не стал. Человек он вполне самодостаточный, которого уважают как в совете директоров, так и в правительстве России. Что касается Михаила Рябова, то он чрезвычайно грамотный, интеллигентный и умный специалист, отличник «поляковской школы», однако вряд ли он возглавит ВАЗ в ближайшие год-полтора. Кстати, подобные публикации могут оказать негативное влияние на карьеру Рябова, ведь Бу Андерссон может поверить в то, что это его прямой конкурент. Разве кому-то от этого будет лучше?

– В этой же газете было опубликовано письмо одного из ветеранов ВАЗа, рассчитывавшего, что заводское руководство купит у него за 100 тысяч рублей акции, на которые уже несколько лет нет дивидендов. Получив отказ, он очень расстроился…

– Это еще один информационный вброс с целью посеять раздор. Насколько мне известно, большинство ветеранов свои акции уже давно продали. Кто-то удачно и с большой выгодой, ну а кто-то промахнулся. Человек просто опоздал (возможно, думал, что времена изменятся и можно будет получить больше), так что я не считаю, что в данном случае уместно через газету как-то влиять на руководство ВАЗа. Возможно, года через два-три будут дивиденды, и у людей отпадет желание продавать акции.

– В одном из прошлых интервью вы сказали, что основная задача Бу Андерссона – сдерживание темпов выпуска автомобилей под брендом «Лада» в угоду продукции концерна «Рено-Ниссан». Если на все его действия смотреть именно под этим углом, то картина вырисовывается какая-то невеселая…

– Он свою главную задачу фактически выполнил, превратив ВАЗ в крупнейшее и лучшее отверточное производство в России. Из трех линий главного конвейера одна полностью демонтирована, а на другой соседствуют «Ларгус» и продукция «Рено-Ниссан». То есть на заводе уже нет мощностей для производства такого количества автомобилей «Лада», как раньше. Делал он замах и на конвейер, где собирают внедорожник, однако от своих темных мыслей в итоге отказался, видимо, понимая, что этот автомобиль еще много лет будет пользоваться популярностью.

– Можно ли сказать, что Бу Андерссон находится меж двух огней? С одной стороны –  руководство концерна «Рено-Ниссан», мечтающее убрать основного конкурента с российского рынка, а с другой – личная ответственность за возглавляемый завод…

– В первую очередь Бу Андерссон чувствует ответственность за свой имидж, ведь человек он очень честолюбивый и амбициозный, знающий, что его имя дорого стоит. Естественно, что при всем этом он обязан заботиться о предприятии, которым руководит. Понимает, что для сохранения собственного имиджа завод даже после его ухода должен года два-три работать стабильно. В то же время, думаю, что Бу Андерссону безразлично, что станет с ВАЗом лет через десять.

– Если главную задачу швед уже выполнил, то к чему он теперь стремится?

– Любой ценой добиться для завода прибыли, чтобы показать свою эффективность как менеджера. В этом плане он также сильно продвинулся, даже, может быть, чересчур. За это его многие и не любят.

– Некоторые жители страны не довольны тем, что среди продукции ВАЗа нет дешевых автомобилей стоимостью 200-250 тысяч рублей. Нужны ли они, на ваш взгляд?

– Это на сегодняшний день нереально, да и не нужно. Может быть, я вызову бурю негодования среди читателей, но все-таки скажу, что подход к транспортным проблемам в мире нужно менять. Экология страдает, в том числе из-за большого количества автомобилей. Нужен транспорт дорогой, качественный, безвредный. Конечно, если следовать желаниям основной массы населения, то машина должна быть у каждого, но вы ведь сами видите, что уже поставить ее негде, мест для парковки катастрофически не хватает.

– И что вы конкретно предлагаете в связи с этим?

– Развивать современный общественный транспорт с четким графиком движения, строить велодорожки, чтобы люди не с моторами ездили, а сами педали крутили. Перспективным считаю такое средство передвижения, как велоавтомобиль, едущий при помощи исключительно мускульной тяги. Одновременно с этим я предлагаю увеличивать цены на автомобили и бензин, чтобы заставить людей задуматься и сменить транспортное средство на более экологичное. Конечно, в ближайшее время такое вряд ли возможно, а вот производство автомобиля с водородным и гибридным двигателем (над этой идеей работал вазовский специалист Георгий Мирзоев) вполне реально, так что Бу Андерссону стоит задуматься.

– Ох, Юрий Кузьмич! Боюсь, что фразу про бензин многие вам точно не простят…

– Знаю, что не простят! Но я по себе сужу. Сейчас, когда бензин существенно подорожал, стал реже садиться за руль. Кстати, в США есть правило, согласно которому, если едешь по платной магистрали и в салоне кроме тебя больше никого нет, то выложить придется в два-три раза больше, чем если бы ехал с пассажирами. А все из-за того, что там понимают: если везешь кого-то, значит, превращаешь водителя в пассажира, и на дорогах становится на одну машину меньше.

– В заключение еще раз спрошу про город. Точнее, хочется узнать ваше отношение к программе капитального ремонта, согласно которой каждый собственник должен теперь платить взносы в региональный фонд.

– Я думаю, как любой здравомыслящий пенсионер, и не плачу за капремонт, потому что никто со мной договор не заключал. И пусть потом подают в суд, но я не могу отдавать деньги, не зная, когда и что планируют сделать. Мне осенью будет уже 74 года, а ремонт может начаться только лет через двадцать, как раз ближе к моему столетию… И зачем это нужно? Пусть при таком подходе как-то без меня обходятся, тем более что на протяжении многих лет мы исправно вносили деньги как за текущий, так и за капитальный ремонты, оплачивая их вместе с другими услугами ЖКХ.

люди идут с проходной
Андрей Липов, «Вольный город»

фото: из открытых источников