Очереди и неразбериха мешают тольяттинцам оформлять субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

С нового года многих тольяттинских получателей различных субсидий, льгот и выплат ожидали различные нововведения. Им теперь прямая дорога в офисы соцзащиты. И очень скоро в редакцию стали звонить наши читатели, возмущенные не столько самой необходимостью беготни со справками и бумажками по чиновничьи кабинетам, сколько бестолковой организацией работ ведомства. Журналист «Площади Свободы» решил на собственном опыте проверить, сколько требуется терпения и времени для подтверждения обещанных государством льгот.

Пришлось потратить три (!) дня, чтобы получить заветную расписку-уведомление, что ее документы приняты инспектором соцзащиты. На собственном опыте убедилась, что тольяттинские казенные учреждения работают как в каменном веке, их компьютерные программы то и дело виснут, малоимущие граждане, многодетные мамы в очередях томятся часами. Одно полное название конторы чего стоит, читать замучаешься: «Государственное казенное учреждение Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа», Управление по городскому округу Тольятти».

Как при царе Горохе

Обещанный чиновниками еще лет десять назад принцип одного окна в случае получения субсидий в Тольятти не действует. Никакой системой электронного документооборота между государственными учреждениями и организациями даже близко не пахнет. Поэтому для получения компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг надо собрать целую гору справок. Смысл половины из них – отсутствие долгов. Кому? Во-первых – коммунальщикам (в моем случае ООО «Департамент ЖКХ» Тольятти), во-вторых – газовикам (Тольяттигаз, ООО СВГК), в-третьих – Фонду капитального ремонта. За свою однокомнатную квартиру в перечисленные компании ежемесячно я плачу порядка 3000 рублей. Каковы доходы – никого не волнует. Должна — и баста. В конце концов перейди на трехразовое питание: понедельник, среда, пятница. Но пока долги не погасишь, в борьбе с нищетой государство тебе никак помогать не будет.

В первый день злоключений я приложила максимум усилий, чтобы получить выписку из поквартирной карточки (то есть справку о составе семьи) в паспортном столе информационно-расчетного центра на улице Мурысева, 90. Почему-то открылся паспортный стол после обеденного перерыва на 20 минут позже положенного. Собравшаяся под дверью толпа хлынула в заветный кабинет, как на пожар. Большая очередь моментально нарушилась, последние как обычно стали первыми. Мало того, выяснилось: из трех паспортисток, указанных в расписании, работали только две. Люди, конечно, возмутились, но, покричав, стали дружно снимать шапки и пуховики. Ведь стоять в очереди надо было минут 40 – не меньше, а в помещении царила жуткая духота. Поскольку вешалки в информационно-расчетном центре никогда не подразумевались, вещи людям пришлось держать в руках вместе с пакетами документов. Поскольку рук не хватало, бумаги, паспорта периодически падали на пол. Народ нервно комментировал ситуацию:

– Вы еще не видели, какой дурдом в соцзащите на улице Матросова творится, я там утром была.

– 21-й век на дворе, во всех кабинетах компьютеры, есть базы данных. Почему мы стоим в очереди с кипами платежек как при царе Горохе – непонятно…

Когда после томительного ожидания я оказалась-таки перед паспортисткой, она с улыбкой сообщила, что программа у нее в компьютере зависла, поэтому, пожалуй, самое время чайку попить. Прошло еще минут 15-20. После сверки необходимой информации мне написали, наконец, в справке: «На 1 февраля 2017 года долга нет» – и отправили в бухгалтерию поставить печать.

Когда в первый день этой нудной эпопеи я добралась до управления социальных льгот и выплат, оказалось, что по пятницам учреждение работает до 12 часов. На моих часах было 16.00, поэтому с приемом я, как говорится, пролетела.

Смиритесь, малоимущие

Во вторник штурм соцзащиты затянулся почти на четыре часа. Для начала вахтерша учреждения отправила меня не в тот кабинет, и я потеряла 40 минут. Но здесь сама виновата – не надо слушать вахтерш. Потом я взяла талон и больше двух часов ждала свою очередь уже в нужный кабинет. Вместе со мной в коридоре сидели мамы с младенцами, а также с детьми постарше. Как я поняла, кроме субсидий на оплату жилья люди писали заявление на получение детских пособий, малообеспеченных и многодетных мам в рядах заявителей тоже хватало. Судя по информации на стенах, работало пять кабинетов. Но с интервалом час-полтора людей приглашали только в два кабинета, в остальные посетители заходили еще реже. Казалось, время остановилось. Только дети иногда начинали плакать, устав от изнурительного ожидания. Процесс можно было назвать как угодно, только не социальной защитой населения.

Самое интересное, что в 15.30 автомат перестал выдавать талоны. Вновь подошедшие граждане стали возмущаться, ведь, если верить официальной информации, прием во вторник должен продолжаться до 17 часов. Наивные новички не знали, что на каждого заявителя у чиновников уходит около часа. Работники соцзащиты посоветовали новым заявителям занять живую очередь. Мол, мы вас примем, если успеем.

Попав на долгожданный прием в управлении социальной защиты, я спросила, почему так долго приходится ждать. Оказалось, зарплату работникам соцзащиты убавили, а обязанностей, наоборот, прибавили. Объять необъятное, конечно, невозможно. Отсюда очередь. Установили новый порядок, по которому сегодня требуется делать запросы в регпалату и другие учреждения, чтобы проверить информацию, предоставленную заявителями. А в регпалате компьютерная программа полетела. Это, сами понимаете, дополнительная заминка. В течение 10 дней субсидии должны быть назначены, а ответов на запросы специалисты соцзащиты вовремя, увы, не получают…

В среднем инспектор в течение рабочего дня принимает более 15 человек, в каждом деле надо сделать по три запроса. На каждый запрос требуется время. Пока полный пакет документов инспекторы не примут, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг никто не назначит. Так что смиритесь, малоимущие и многодетные, с часами ожидания!

Чиновничья халатность

Лично у меня, как оказалось, не было второй печати на выписке из поквартирной карточки. Запись о том, что на 1 февраля 2017 года долга за оплату коммунальных платежей у меня нет, должна быть заверена отдельной печатью. Я об этом не знала, ведь документы на субсидию подавала впервые. А вот почему в бухгалтерии информационно-расчетного центра ООО «Департамент ЖКХ» мне ни о чем не рассказали – вопрос.

За газ я заплатила за весь 2017 год вперед. Квитанцию к пакету документов приложила. Но, как оказалось, справка должна быть в другой форме, стандартный образец которой разработан в Тольяттигаз, ООО СВГК специально для управления социальных льгот и выплат. То есть придется этот документ переделать.

В Тольяттигаз я поехала в среду утром, а во вторник вечером повторно сбегала в информационно-расчетный центр ООО «Департамент ЖКХ», чтобы поставить упомянутую недостающую печать. Такой вот получился марафонский забег длиной в три дня. Сначала я подумала, что только в Комсомольском районе чиновники затягивают и всячески волокитят элементарную процедуру по оформлению субсидий. Нет, в Центральном районе та же петрушка. Как выразилась проживающая там коллега-журналистка, в космос легче слетать, чем собрать необходимые справки и попасть на прием в соцзащиту.

Справка

С 10 февраля 2017 года на территории Самарской области действуют новые величины прожиточного минимума. Прожиточный минимум в расчете на душу населения составляет теперь 9664 рубля. По сравнению с прошлым годом он уменьшился на 125 рублей, как утверждает официальная статистика.

В соответствии с этими коррективами, получающим субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам будет автоматизированно (без дополнительного предоставления документов) произведен перерасчет размера получаемой субсидии. Оглашение прожиточного минимума за первый квартал 2017 года ожидается в апреле.

Олеся Ангелина, «Площадь Свободы»
oleangelina@yandex.ru

очередь в коридоре

фото: dnews.dn.ua

фото: из открытых источников