Будучи не в силах устранить в положенный срок возникшие в результате гидроиспытаний прорывы теплосетей, АО «ТЕВИС» перекладывало вину на других?

С больное головы на здоровую...

Накануне длинных июньских выходных с жалобами на отсутствие в кранах горячей воды в редакцию газеты «Тольяттинский Навигатор» обратились жители нескольких домов Автозаводского района. Они недоумевали: гидравлические испытания завершены еще в конце мая, но горячее водоснабжение должного качества на их домах до сих пор не восстановлено. В некоторых домах вода из «красного» крана текла чуть теплая, в других она совсем отсутствовала. Опять же полотенцесушители были холодны как лёд. Особо негодовали жители 2-го квартала.

В чем причина оказания некачественной услуги горячего водоснабжения и кто в этом оказался действительно виноват, разбирался «ТН».

Как нам стало известно, горячая вода совсем не подавалась, или подавалась еле теплая, в некоторых домах, расположенных в 2, 3б, 6, 7, 8, 9, 11 и 13 кварталах. В массе своей потерпевшими оказались жильцы домов, обслуживаемых УК № 1, УК № 2 и УК «Стронж-Сервис». Собственники обрывали телефоны диспетчерских, но от этого накалялись лишь нервы, а температура воды в трубах не менялась.

Да и как ей было измениться, ведь, как это и положено, за доставку и подачу горячей воды в Тольятти отвечают не управляющие компании, а ресурсопоставляющие организации. В конкретно данном случае – компания ОАО «ТЕВИС». Туда за разъяснениями и обратились разгневанные люди. Однако вместо того, чтобы дать собственникам исчерпывающие объяснения, операторы диспетчерских служб ТЕВИСа, по слухам, только подливали масла в огонь: «Теперь мы не теплоснабжающая организация! Мы только посредники! По поводу горячей воды разбирайтесь с «Т-Плюс» и со своими управляющими компаниями!»

Тевис или не тевис?

Напрашивается вывод, что, отсылая жильцов в «Т-плюс» и «свои УК», ТЕВИС всё-таки лукавил. Чтобы понять природу этого лукавства, достаточно вспомнить то, что случилось в прошлом году.

Оказывается, и в 2016 году после гидравлических испытаний в Автозаводском районе сложилась подобная ситуация. Тогда активно муссировались слухи о том, что в отсутствии горячей воды виноват кто угодно, но только не монополист. А на деле оказалось совсем не так. После завершения гидроиспытаний выявленные порывы не были своевременно устранены специалистами ОАО «ТЕВИС», и большая часть домов в 11 и 3б кварталах оставались практически весь май 2016-го без горячей воды.

Поскольку согласно действующему законодательству ресурсоснабжающая организация не имеет права более чем на 14 дней оставлять собственников без горячей воды, ТЕВИС предложил УК, на чьих участках возникли проблемы, пойти на риск и подключить дома по обводным схемам. То есть на период проведения ремонта подавать горячую воду по одной трубе (на тупик) или без циркуляции. Как такая подача воды отразилась на практике? Очень просто: пока жильцы верхних этажей не сливали остывшую воду, на первых этажах горячая не появлялась. В результате предлагаемых монополистом схем собственники сливали кубометры холодной воды, чтобы получить чуть теплую воду в 30 градусов. При этом в итоге жители заплатили ресурсникам как за полноценную горячую в 60 градусов.

Пойдя на такое одолжение монополисту в 2016 году, жильцы и УК вполне справедливо ожидали перерасчета, ведь счетчики намотали приличные цифры. Однако ТЕВИС перерасчет не сделал.

В результате пострадали все. Все, кроме самого монополиста, разумеется. Видимо, прикрывшись сговорчивыми потребителями, компания обошла угрозу санкций за непредоставление горячей воды более чем 14 дней (нарушения якобы не было – ведь все согласились потерпеть), а кроме того, судя по всему, получила солидную прибыль (судьбу этих денег мы никогда не узнаем). А расплатились за это мы с вами, простые жильцы.

Особенно беспочвенными выглядят обвинения в адрес «Т-Плюс». Несмотря на то что именно «Т-Плюс» является единой городской теплоснабжающей организацией и имеет договоры с управляющими компаниями, в случае с Автозаводским районом «Т-Плюс» является в основном производителем, но не транспортировщиком тепла. А сложившаяся проблема касается как раз таки транспортировки, за которую в свою очередь отвечает уже ТЕВИС.

официальный ответ за холодную воду

Зло возвращается

Как уже стало ясно, в текущем 2017 году ситуация с «чуть тёпленькой водичкой» повторилась. Руководитель департамента городского хозяйства сообщил, что после гидравлических испытаний в Новом городе было обнаружено 43 порыва теплосетей. Они-то, по словам Вадима Ерина, и не позволили подать горячую воду в 47 многоквартирных домов Автозаводского района. И ресурсоснабжающая организация «ТЕВИС», видимо, решила действовать по прошлогодней схеме, предложив УК пустить воду без давления.

Но в этом году некоторые наученные горьким опытом управляющие компании принципиально отказались от тевисовской схемы. Из опыта 2016 года «учёные» управляющие компании знали, что они не смогут сделать перерасчет жителям, получившим некачественную услугу горячего водоснабжения, так как поставщик этой некачественной услуги в итоге будет брать с потребителей на всю катушку. В результате компании решили не подавать негорячую воду в дома, а сэкономленные кубометры отразить в квитанциях в виде уменьшившегося счёта за горячую воду.

ТЕВИСу, судя по всему, такая позиция управляющих компаний оказалась не по душе. Видимо, куда приятнее и для кармана, и для нервной системы подавать в дома чуть тёпленькую водичку, а брать при этом как за кипяток, предоставив ЖЭКам управляющих компаний отдуваться перед недовольными жителями.

Недовольные жители стали звонить в диспетчерские пункты ТЕВИСа. На телефонные звонки возмущенных жителей ресурсники стали отвечать: отсутствие горячей воды – это зона ответственности… никак не ТЕВИСа.

Таким образом, можно предположить, что ресурсоснабжающая организация снова пыталась переложить ответственность за непредоставление услуги с больной головы на здоровую.

И надо сказать, что монополисту таки удалось продавить некоторые УК и вынудить пользоваться тепленькой водой. Но нормальным такое ведение дел назвать нельзя. Ведь теперь эти компании ожидают серьезные разбирательства с жителями по перерасчетам…

Вообще, странно, что фирма, имеющая колоссальные прибыли в виде сотен миллионов рублей, не смогла своевременно и качественно устранить ожидаемые, прогнозируемые прорывы. Испытания на то и испытания, чтобы подготовиться к ним заранее. Но получается, что ресурсопоставляющая организация не смогла оперативно выполнить свою работу.

Комментарии

Татьяна Владимировна, инженер производственного отдела УК № 1:

– УК № 1 не стала полностью ограничивать подачу горячего водоснабжения, как это сделали некоторые УК, обслуживающие удаленные кварталы – 6, 7, 3б, – там на вводе температура теплоносителя снижена существенно. В домах, обслуживаемых УК № 1, на вводе подается норма и снижается температура теплоносителя только при перепадах давления. Все заявления на перерасчет от потребителей будут приниматься и рассматриваться в индивидуальном порядке.

Валерий Каменский, заместитель начальника ПТО ООО «УК № 2 ЖКХ»:

– В Автозаводском районе Тольятти запроектирована и выполнена открытая система подачи теплоносителя. Циркуляция воды в этой системе возможна только из-за разности давления в подающем и обратном трубопроводах. Эта разница создаётся насосами на ТЭЦ ВАЗа и на повысительных насосных станциях ОАО «ТЕВИС». Таким образом, температура теплоносителя в последней водоразборной точке (смесителе) обязательно должна быть не ниже 60 градусов. В случае снижения параметров давления, либо температуры на вводе в дом, либо на одной из составляющих, поддерживающих перепады давления, на концевых системах потребления горячего водоснабжения останавливается циркуляция теплоносителя, и в квартиры поступает горячая вода ниже 58 градусов (в конце дома температура падает до 28 градусов), и не работает система циркуляции (так называемые «полотенцесушители»). На ряде обслуживаемых нами домов как раз наблюдалась такая ситуация: из-за того что ОАО «ТЕВИС» осуществляло ремонт подающего трубопровода, в домах наблюдалось отсутствие циркуляции и пониженная температура ГВС.

Андрей Чигинев, технический директор ОАО «ТЕВИС»:

– Да, действительно, в некоторых домах Автозаводского района произошло ухудшение температурного и гидравлического режимов горячего водоснабжения. Однако корень проблемы находится за границей полномочий ТЕВИСа, поскольку порыв произошел на бесхозной сети, который должны устранить сегодня (9 июня. – Прим. ред.) совместно со специалистами департамента городского хозяйства. Будет ли ТЕВИС производить перерасчет? Это возможно только при наличии документов, доказывающих факт снижения температурного режима горячего водоснабжения.

Семен Жуков, директор УК «Стронж-Сервис»:

– В связи с некачественным водоснабжением в нашу управляющую компанию поступает множество звонков от жителей. Все ругаются, возмущаются. А я что могу сделать, если давления в трубе нет? А то, что порыв произошел на бесхозной трубе, считаю, представитель ТЕВИСа лукавит. Как это: в 8-м квартале и бесхозные сети?! Мое мнение таково, что после слияния ТЕВИСа и «Т-Плюс» слишком часто подобные ситуации стали складываться. А в ТЕВИСе нам явно что-то недоговаривают, не называя настоящую причину некачественного водоснабжения.

Пока верстался номер, редакция получила сведения, что горячее водоснабжение в большей части проблемных домов восстановлено. Впрочем, как сообщили источники, во 2-м квартале проблема по-прежнему не решена.

«Тольяттинский навигатор»

на трубе установлен измеритель давления

фото: ТН

Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № 16 (441), 15 июня 2017 года
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07

фото: из открытых источников