Из Москвы в провинцию

Алина Гударёва
фото: "Площадь Свободы"

Волга наполнила светом душу актрисы и режиссера Алины Гударёвой.

Москвичка Алина Гударёва снималась в сериалах, играет в Театре Моссовета, работала ассистентом у известного российского режиссера Нины Чусовой. Но уехала из столицы и вот уже год трудится в нашем Молодежном драматическом театре. Да-да, хрестоматийный чеховский призыв «В Москву, в Москву!» актуален не для всех! Для таких молодых, талантливых подвижников, готовых работать на культурной ниве в провинции, правительство РФ установило специальные стипендии. Алина Гударёва стала одной из 34 стипендиатов, которых Союз театральных деятелей РФ решил отметить в целях стимулирования творческой деятельности. Этот замечательный факт, собственно, и стал информационным поводом для моего визита в МДТ.

Алина рассказала, что ее актерские таланты стали проявляться рано. И в детском саду, и в школе про нее говорили: «Актриса». Хотя сама девочка хотела стать ветеринаром и создавать приюты для бездомных животных, потому что просто-напросто обожает собак. А в театр ее привел Дэвид Копперфильд, точнее — его популярное шоу, посмотрев которое по телевизору, Алина поняла: я тоже хочу делать волшебство. Так она оказалась в театральной студии, где был замечательный педагог Вячеслав Рыбаков. Он сейчас преподает сценическое движение в школе-студии МХАТ. Когда-то он делал театральные спектакли, на которых дети рыдали, потому что постановки были построены на сценическом бое, и юные актеры лупили друг друга вполне реалистично. Поскольку педагог был человеком харизматичным, детское увлечение стало для Алины профессией, она поступила в ГИТИС на актерско-режиссерский курс к Сергею Голомазову.

И преподаватели сразу стали говорить, что у Гударёвой режиссерские мозги. Она, естественно, стала пытаться ставить, организовала вместе с однокурсниками театр, который просуществовал года четыре и даже съездил на гастроли в Израиль со спектаклем в постановке Гударёвой «Золушка». Это были первые творческие опыты, Алина совмещала работу актрисы и режиссера. Потом стала ставить спектакли в провинциальных театрах, в Пскове, например, поработала с Ларисой Крамер — дочкой того самого Виктора Крамера, который поставил снежное шоу Вячеслава Полунина.

Москва, Пенза, Химки, Истра — города, театры, постановки в рабочем графике Алины менялись, как узоры в калейдоскопе. В волжском городке Плесе она встретилась со своим мужем Антоном Елисеевым, которого выбрала на роль главного героя в спектакле по пьесе «Осень в Плесе». Встреча оказалась судьбоносной, мало того что ребята поженились, Антон сказал Алине, что ей больше не надо заниматься актерской деятельностью. Режиссер должен сидеть в зале и руководить процессом.

фото: “Площадь Свободы”

— Да, — согласилась Алина и пояснила свой выбор: в актерской профессии она чувствовала себя нервной, несчастной, неуравновешенной женщиной, а в режиссерской профессии, наоборот, гармоничной, спокойной, востребованной, талантливой. Алина утверждает, что не выбирала себе профессию, так получилось, почему-то ее направило в режиссуру. Тогда она решила: если миру нужен режиссер Гударёва, буду режиссером. Сейчас она учится на третьем курсе Щукинского театрального института и получает второе высшее образование.

— Антон, как вы оцениваете такой вулкан? — спросила я у мужа Алины, который присутствовал при нашей беседе. — Она же все время куда-то мчится, учится, что-то ставит…

— А мы два вулкана, работаем в тандеме. С моей подачи Алина пошла конкретно в режиссуру. Прежде чем переехать в Тольятти и устроиться на работу в МДТ, отправили кучу заявок в разные театры страны, предложений было много, но они не удовлетворяли нас. И только в Тольятти Алину взяли как режиссера, меня как артиста, да еще и дали жилье. Поэтому мы здесь!

В разговор включилась Алина:

— МДТ — удивительный театр, где мирно уживается много режиссеров: и Дмитрий Квашко, и Олег Толоченко, и Юрий Роменсков, приехал и мой однокурсник Вячеслав Щелканов. В режиссерской среде такой симбиоз — редкость, обычно главный режиссер забирает себе все пространство. МДТ нам очень нравится, здесь много возможностей, Владимир Лукич с радостью и готовностью идет на разные сумасшедшие проекты…

Я люблю новые впечатления, всю жизнь жила в Москве, и она мне успела поднадоесть. Мне нравится жить в маленьких городах, а больше всего нравится Волга. На ее берегах как-то сказочно завязались отношения с Антоном, когда мы были в Плесе. Волга — река спокойная, умиротворяющая. А я стремлюсь в жизни к гармонии. Когда стою на реке, такое ощущение, что все плохие мысли улетают куда-то, душа наполняется светом и радостью. В Москве, к сожалению, нет возможности вот так постоять… И Москва-река очень грязная, и жить на реке означает жить далеко от центра. А это некомфортно в плане работы. В Тольятти есть возможность жить рядом с Волгой и ходить пешком в театр.

— Как пришли к своей философии: «Надо жить в гармонии с собой, людьми, миром»?

— Мне надоело быть нездоровой и все время болеть. Поняла: чтобы стать здоровой, мне надо наладить свое внутреннее состояние, прийти к внутренней гармонии. Для нас с Антоном главное — делать все с удовольствием, радостно и светло. Мы не едим мяса, вегетарианцы, не пьем алкоголь несколько лет, ведем здоровый образ жизни. Стремимся к позитиву, гармонии, недаром выбрали берег Волги, обливания. Мы хотим жить долго и счастливо. Для того чтобы быть счастливыми, нам нужна творческая работа, поэтому мы в театре.

— «На всех московских есть особый отпечаток», — еще Грибоедов заметил. — Чему вас, Алина, научила Москва?

— Скорости! Москва заставляет быстро работать. В провинции люди часто удивлены: как можно сделать спектакль за месяц? Можно, вопрос — в организации.

— Судя по количеству работ в театре и кино, вы успеваете многое. Значит, проблем с организованностью нет?

— Действительно нет. В 2006 году попала в Театр Моссовета, до сих пор играю два спектакля: «Мораль пани Дульской» и «Фома Опискин». Раз в месяц-два туда вылетаю, это мы сразу с Владимиром Лукичом оговорили, он сказал: «Буду тебя отпускать». У него лояльное отношение к сотрудникам, если не нарушают рабочий процесс в театре.

Сериалы рассматриваю исключительно как способ заработка, ролей в них было много, и большое спасибо, что они есть. Но основная моя деятельность — театральная режиссура. Потом возможна и кинорежиссура, ведь я очень молоденький режиссер, ясли режиссерские, пока можно, я расту…

— Говорят, режиссеры бывают двух видов: одни думают, что они боги, другие знают это точно. Вы какой режиссер?

— Я поклонник такой режиссуры, где работа с артистом — это сотворчество. Не люблю деспотизм, когда режиссер стучит кулаком по столу и кричит: «Делайте, как я сказал». Мне нравится, когда артисты активно предлагают. И мне нравится их мотивировать, чтобы они предлагали как можно больше. Предварительная разработка замысла у меня есть всегда, но многое в изначальном замысле могу изменить, если вижу, что на сцене не идет живой процесс. Актер должен фонтанировать, должен хотеть придумывать, изобретать, быть воодушевленным. Стремлюсь к гармонии: режиссеру нравится, когда актеру нравится, поэтому и зрителю нравится, ведь зритель смотрит на все глазами артиста.

В диалог вступил Антон:

— Я видел интервью с режиссером Таганки Любимовым и актером Владимиром Высоцким. Они рассказали, что в знаменитом спектакле «Гамлет» было 17 вариантов монолога Высоцкого, игравшего Гамлета. Они выбрали лучший!

— Вот я за такую лабораторную работу, — согласилась Алина, — мне интересно искать вместе с артистами, в результате пусть даже появляется новый реквизит. Это, конечно, накладно для театра, но творческий вопрос — самый важный.

— Каково, по-вашему, соотношение творчества и коммерческого успеха?

— Странный лабораторный театр, в который зритель не хочет идти, никому не нужен. Мне интересен театр-шоу, театр, совмещающий различные виды искусства: клоунаду, балет, оперу. Естественно, мы работаем для зрителей, чтобы они пришли и получили удовольствие.

— И последний вопрос: каковы ваши ближайшие планы в Тольятти?

— Начали работать над детским спектаклем «Незабудка».
Трогательная, очень хорошая пьеса из жизни цветов, предназначена для самых маленьких, автор — Елена Соловьева. Еще будет спектакль «Ромео и Джульетта». В ближайшее время планируется «Ночь в театре» — очень интересное мероприятие, подобного которому в Тольятти, скорее всего, еще не было. Оно будет продолжаться три часа — с 22.00 до 1.00. Участникам «Ночи в театре» мы предложим фуршет, экскурсию, театральный капустник, концерт группы. Антон Елисеев выступит в роли координатора, Слава Щелканов — в роли режиссера театрального капустника, а я в роли режиссера-постановщика всего мероприятия.

Интересно:
В творческом багаже режиссера Алины Гударёвой 20 спектаклей:
— «Афинские вечера» П. Гладилина (премьера состоялась в апреле 2011 года в Псковском академическом театре им. Пушкина);
— «Шум за сценой» М .Фрейна (премьера состоялась 7 июля 2011года в Пензенском драматическом театре им. Луначарского);
— «Новогодние превращения» по мотивам сказки «Морозко» (премьера состоялась 29 октября 2011 года в московском театре «Малая драматическая труппа»);
— «Плачу вперед» Н. Птушкиной (премьера состоялась 10 марта 2012 года);
— «Осень в Плесе» А. Беклемишева (премьера состоялась 5 мая 2012 года в Дачном театре им. Шаляпина в г. Плесе);
— «Гипнотизер» (по пьесе В. Сигарева «Детектор лжи», премьера спектакля состоялась 8 марта 2013 года в Истринском драматическом театре), спектакль участвовал в фестивале «Театральные ассамблеи» в г. Балашиха и награжден за оригинальный подход к трактовке современной драматургии;
— «Не хочу быть собакой», Белов, Куваев (премьера состоялась 10 января 2014 года в московском театре «Малая драматическая труппа»);
— «Маленькие супружеские злодеяния», Э.Э. Шмитт (премьера состоялась 29 марта 2014 года в химкинском театре «Апрель»);
— «Последняя любовь…» Д. Верясова (премьера состоялась 19 мая 2014 года в тольяттинском Молодежном драматическом театре;
— «Тайна пропавшего снега», К. Драгунская (премьера состоялась 21 декабря 2014 года в тольяттинском МДТ).

Роли в 50 кинофильмах, в частности, в сериалах: «Закон и порядок», «След», «Гадалка», «Понять и простить», «Жизнь после Ванги».

Алина Гударёва
фото: “Площадь Свободы”

Ольга Пимантьева, газета “Площадь Свободы”