Многоквартирный дом в Центральном районе продолжает рассыпаться из-за проблем со стройматериалами.

По предложению департамента городского хозяйства мэрии г.о. Тольятти гордума в октябре внесла изменения в бюджет, предусмотрев средства в размере 966 тыс. руб. на аварийный ремонт фасада жилого дома по Автозаводскому шоссе, 41. Панельная 10-этажка была введена в эксплуатацию в 2001 году, но спустя всего 15 лет начала «сыпаться». Как прозвучало на заседании парламента, виной всему стали некачественные панели, использовавшиеся при строительстве жилого дома.

Говоря простым языком, панели, изготовленные по принципу многослойного пирога, начали расслаиваться, что и привело к возникновению аварийной ситуации. На момент обследования было подсчитано: ремонт панелей обойдется в 1,380 млн руб. В рамках муниципальной программы капремонта 70% из этой суммы (966 тыс. руб.) выделили из городского бюджета, оставшиеся 30% (414 тыс. руб.) выделило ООО «Управляющая компания № 3» с условием, что в дальнейшем собственники компенсируют расходы УК по строке текущего ремонта.

В решении «аварийного» вопроса службы городского хозяйства и ЖКХ сработали оперативно: восстановление аварийных панелей приближается к финалу. Невооруженным взглядом видно, как изменился фасад: швы утеплены и запенены герметиком, по всему периметру панелей установлены анкеры — металлические стяжки для восстановления целостности строительного «слоеного пирога». Но жильцы 10-этажки радоваться не спешат и имеют для этого все основания.

От обследования фасада до внесения судьбоносных поправок в бюджет времени прошло прилично, поэтому количество аварийных панелей увеличилось: было чуть больше 30, стало порядка 60. В связи с этим в УК № 3 не отрицают необходимость дополнительных средств на аварийный ремонт панелей в 10-этажке. Сумму называют сопоставимую — около 1,5 млн руб. Где найти эти средства? На одном из совещаний в администрации Центрального района от имени УК № 3 звучало осторожное предложение: не попытаться ли включить расходы в программу благоустройства внутриквартальных территорий г.о. Тольятти на 2017 год?

Но заместитель мэра — глава администрации района Артем Гончаров резонно заметил, что в проекте бюджета города на момент его принятия в первом чтении деньги на благоустройство по депутатским округам отсутствовали в принципе. Да и потом, каким таким образом аварийный ремонт фасада многоэтажки можно «приспособить» под обустройство дворов? Скорее всего, обращаться снова придется к муниципальной программе капитального ремонта, которая работает по схеме «70/30». Но, во-первых, бюджет Тольятти трещит по швам, и в 2017 году будет только хуже, а во-вторых, собственники могут не наскрести свои 30%. Что же делать? Брать кредит? Но почему люди должны отвечать за ошибки строителей?

Сэкономили на очередниках?

Проблема нарастает как снежный ком. И одним только ремонтном панелей на фасаде решить ее получится вряд ли. По крайней мере, целая группа жителей дома по Автозаводскому шоссе, 41, подозревает: дальнейшее проживание в 10-этажке может оказаться для них просто опасным. Беспокойство людей лучше всего подтверждает обстановка в некоторых квартирах, где по стенам, потолкам и полу ползут хорошо заметные трещины.

В том, что трещины действительно есть, корреспонденты «Площади Свободы» убедились, побывав в проблемных жилых помещениях. Хуже всего в торцевых квартирах двух крайних подъездов, но и в «середине» дома все далеко не безоблачно. А жильцы тем временем находят происходящему вполне закономерное объяснение. Как рассказала «Площади Свободы» представитель инициативной группы собственников Татьяна Алисова, большинство жителей дома получали квартиры в 10-этажке как очередники или переселенцы из аварийного и ветхого жилья. Другими словами, дом, вероятно, строился за бюджетные деньги или как своего рода обременение, которым мэрия, к примеру, могла наделить коммерческую строительную организацию.

По словам Татьяны Алисовой, на продажу в новостройке было выставлено всего несколько квартир, львиная доля квадратных метров была распределена между очередниками. Жильцы в связи с этим не исключают, что строить «социальный» дом могли не только в спешке, но и в режиме экономии. А там, где экономия, могло найтись место и дешевым строительным материалам: например, недорогим панелям с невысокими эксплуатационными характеристиками, которые и стали трескаться всего через несколько лет после заселения новостройки.

Кто следующий

«Площадь Свободы» обратилась с официальным запросом в мэрию г.о. Тольятти с просьбой прокомментировать ситуацию, сложившуюся в доме по Автозаводскому шоссе, 41. Пока ответ готовится, напомним, что при выделении средств на аварийный ремонт фасада 10-этажки депутаты ТГД также рекомендовали чиновникам досконально разобраться в случившемся, установить лиц, виновных в возникновении проблемы, и добиться, чтобы они компенсировали городу бюджетные расходы на выполнение фасадных работ в размере 966 тыс. руб. Кроме того, на заседании думы прозвучало, что в Тольятти есть и другие дома аналогичной серии со схожими сроками строительства и ввода в эксплуатацию, где по примеру Автозаводского шоссе, 41, также могут возникнуть очаги аварийности на фасадах и т.д.

В связи с этим мэрии было рекомендовано проверить все соответствующие многоквартирные дома на предмет их целостности или наличия повреждений. Вопрос не праздный: случись что, расходы по устранению аварийных ситуаций или, чего доброго, по расселению непригодных для проживания многоэтажек лягут первым делом на дефицитный городской бюджет. Печальный пример аварийного подъезда в доме по ул. Ворошилова, 55, свидетельствует об этом как нельзя лучше.

Город, конечно, со временем сможет найти застройщиков и через суд попытаться обязать их компенсировать убытки, но все это будет уже позднее, а сначала муниципалитету придется выложить кругленькую сумму, чтобы обеспечить безопасные условия проживания для жильцов. К слову сказать, многомиллионный ущерб муниципалитету за расселение квартир на Ворошилова, 55, до сих пор застройщиком не компенсирован. Не исключено, что именно по этой причине межведомственная комиссия, закрепленная за департаментом градостроительной деятельности, не спешит реагировать на жалобы и обращения тольяттинцев. Как говорится, нет аварийного дома — нет и проблемы.

Комментарий

Татьяна Алисова, представитель инициативной группы жителей дома по Автозаводскому шоссе, 41:

- Пять-шесть лет назад, когда в стенах, на потолках и в полу стали появляться трещины, мы уже обращались в мэрию с просьбой проверить наш дом на прочность. Насколько я знаю, комиссия тогда отработала, но заключение нам так и не выдали. Была, правда, информация, что в заключении вроде бы писали о непригодности крайних подъездов для проживания. Но получить подтверждение или опровергнуть эти данные мы не можем, потому что мэрия не дает нам никаких сведений. Знаем только, что заключение находится то ли в департаменте градостроительной деятельности, то ли в межведомственной комиссии по признанию домов аварийными. Но чиновники надежно прячут документы, поэтому нам остается только гадать: рассыплется наш дом или нет.

Наша справка

Жилой дом по Автозаводскому шоссе, 41, был введен в эксплуатацию 26 июля 2001 года. Строительство 10-этажки осуществляло ЗАО «Тольяттистройзаказчик» (ТСЗ). В качестве генерального подрядчика при возведении объекта застройщик привлекал ЗАО СК «Жилградстрой». Производителем и поставщиком железобетонных изделий для строительства жилого дома являлось ЗАО «Левобережный завод железобетонных изделий» (ЛЗЖБИ). По данным открытых источников, ЗАО «ЛЗЖБИ» осуществляло деятельность с 11 октября 1995 года по 9 сентября 2004 года и было ликвидировано по решению суда. Таким образом, можно предполагать: компенсировать те или иные бюджетные убытки по ремонту дома по Автозаводскому шоссе, 41, предстоит ЗАО «ТСЗ» (руководит компанией почетный гражданин г. Тольятти Владимир Гусев).

«Площадь Свободы»

панельный дом

фото: Площадь Свободы

 

 

фото: из открытых источников