Заседание было выездным и состоялось в инжиниринговом центре «Сапфир» ЗАО «ГК «Электрощит» - ТМ Самара». Заместитель министра образования и науки Самарской области Лариса Загребова рассказала, что дуальное образование - явление, пришедшее к нам из Германии. Основным его принципом является совмещение обучения в образовательной организации и на производстве. Сегодня в России система, которую условно можно назвать «Учеба и работа - два в одном», находится на самом начальном этапе внедрения. В мае 2015 года Самарская область была включена в число пилотных регионов по реализации проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Базовой отраслью для реализации проекта выбрали авиационное и космическое машиностроение, а также автопром - это, как известно, стратегические приоритеты развития экономики Самарской области.

Согласно программе студент половину времени будет обучаться в образовательном учреждении, вторую половину - на предприятии. При этом обучающиеся в техникумах и колледжах заключат с предприятием договоры, по которым им создадут необходимые условия для обучения, назначат наставников, окажут меры социальной поддержки.

Депутат Самарской губернской думы Сергей Иванов уверен, что создание системы дуального образования требует сама жизнь. Предприятия испытывают своеобразный голод в кадрах, техникумы и другие учреждения среднего специального образования, готовящие специалистов, должны определить их на работу. Дуальное обучение предполагает, что предприятие заказывает того специалиста, который ему необходим, а также предлагает свою производственную базу и для прохождения практики, и для дальнейшего трудоустройства. А система образования выполняет этот заказ.

Но руководители техникумов и колледжей, участвовавшие в совещании вместе с депутатами, были настроены не столь оптимистично. Они отметили низкий престиж рабочих профессий, из-за чего студенты не остаются работать на производстве даже после заключения договоров с ними как с молодыми специалистами, даже при условии выплаты денежного пособия. Кроме того, производственная практика у студентов пока длится недостаточное время - всего лишь две недели. Чему можно научить за это время? Причем работодатели предъявляют к студентам одни требования, а в образовательных стандартах, спущенных Министерством образования, прописаны совсем другие требования. Мало того: в кризисных условиях, когда закрываются заводы и даже квалифицированные кадры сокращаются с производства, кому нужны молодые неопытные специалисты?

Среди образовательных учреждений, которые должны внедрить дуальную систему, практически все самарские, тольяттинское только одно - машиностроительный колледж. В числе восьми предприятий, задействованных в пилотном проекте, упомянуты АВТОВАЗ и ЗАО «Инновационный центр «Жигулевская долина» (Технопарк). Как прокомментировала ситуацию Наталья Ватолина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе машиностроительного колледжа, пока рано говорить о внедрении целой системы дуального образования - только про отдельные модули и элементы можно рассуждать. Лекции по спецкурсам (например, по слесарно-такелажным работам) студенты прослушали, а буквально на следующий день знания хорошо бы закрепить в производственных мастерских.

Самый болезненный - вопрос финансирования, никто ведь бесплатно вести практические занятия со студентами не будет. Мало того, каждую гаечку для практических занятий надо купить, не говоря уже о современных станках и оборудовании. Руководство колледжей и техникумов готово к любой форме сотрудничества с работодателями - и на базе своих производственных мастерских, и в производственных цехах. Лишь бы работодатели повернулись лицом к учреждениям профессионального образования! Для стимулирования внедрения системы дуального образования государство, например, могло бы ввести налоговые льготы предприятиям, которые готовы сотрудничать с учебными учреждениями - как с колледжами и техникумами, так и с вузами. Пока, увы, нет никаких преференций.

Аналогом дуального образования в вузовской системе, отметим, является кооперированное обучение, при котором с третьего-четвертого курса студенты переводятся на вечерние занятия, а днем работают на профильном предприятии техниками, а потом - и на инженерных должностях. Обязательно заключается договор с предприятием, на котором студент или учащийся техникума проходит практику. Получается, практика эта вписывается в реальный рабочий процесс. Как прокомментировал ситуацию ректор Тольяттинского госуниверситета (ТГУ) Михаил Криштал, все новое воспринимается не просто. В случае дуального и кооперированного обучения студент ни в коем случае не является обузой для предприятия. Он приходит на практику, чтобы заниматься конкретной работой, выполняет должностные обязанности, прописанные работодателем. С одной стороны, работодатель экономит зарплату, а с другой - получает нужных специалистов, которые придут к нему на производство после получения высшего образования или рабочей профессии. В медиахолдинге, в центре информационных технологий ТГУ вовсю трудятся студенты, они заняты в разработке и продвижении сайта. С одной стороны, для них - интересная практика, с другой стороны, университету - польза.

В общем, правительство РФ уже утвердило дорожную карту дуального образования, и чем быстрее руководители образовательных учреждений найдут ответы на все возникшие у них организационные вопросы, тем меньше будут штамповать слабых выпускников, для которых нет места на современных инновационных предприятиях.

Интересно:

В 2013 году самарское ОАО «Кузнецов» заключило соглашение с Минобрнауки Самарской области. Благодаря этим договоренностям на производственной базе предприятия за последние три года прошли практику более 2,5 тыс. студентов, около 300 из них в дальнейшем трудоустроились на производство. ОАО «Кузнецов» намерено в этом году заключить договоры с учащимися четырех техникумов и колледжей.

дуальное образование

фото: Площадь Свободы

Ольга Пимантьева, "Площадь Свободы"

фото: из открытых источников