Юрий Целиков: ВАЗ достиг дна и теперь медленно зарывается в ил

Юрий Целиков
Юрий Целиков

На днях мы созвонились с ветераном ВАЗа Юрием Целиковым, попросив его прокомментировать две главные новости последних дней: утверждение Медведевым плана празднования 50-летия выпуска первой «копейки» и неоднозначный тольяттинский автосалон.

– Про этот план я недавно слышал из уст губернатора, выступавшего на вечере памяти первого секретаря Куйбышевского обкома Владимира Орлова, – сказал Юрий Кузьмич. – Все эти мероприятия хоть и важны, но по большому счету притянуты за уши к столь важной для города и страны дате. Сложилось впечатление, что Меркушкин хочет оставить позитивный след в истории губернии, поэтому совместно с российским правительством затеял эту масштабную пиар-акцию. Есть большие сомнения, что все намеченное будет выполнено, ведь нам постоянно твердят о нехватке денег в бюджете. Мы во все времена слышали подобные радужные обещания, причем от руководителей различного ранга. Вспомните заявления пришедшей на завод в 2005-м команды «Рособоронэкспорта», из которых выполненными оказались не более пяти процентов. Так что предлагаю горожанам особо не раскатывать губу и рассуждать здраво.

– А если рассуждать здраво, на что можно рассчитывать?

– Думаю, что выполнить удастся лишь часть намеченного, да и то с определенными недоделками. До 50-летия выпуска первой «копейки» осталось три с половиной года, и построить за столь короткий период времени мост в районе Климовки, а также десятки километров новых дорог, которые соединят его с трассой М-5. Но такое ощущение, что составлявшие этот план люди живут какими-то иллюзиями и не знают истинной ситуации в Тольятти. Считаю, что нужно наметить основной план (строительство школ, поликлиник, крематория, ремонт подземных переходов) и сконцентрироваться на нем. А то, что возле парка построят выставочный зал – может, тоже важно, но в нынешних условиях это излишество. Также пусть к юбилею вспомнят о ветеранах, выпускавших ту первую «копейку». Много ли их осталось и на какие средства существуют?.. Хватает ли им денег на хлеб и лекарства?..

– Какой, на ваш взгляд, подарок вазовцам к юбилею «копейки» от правительства России можно было бы назвать «королевским»?

– Да пусть доведут до 3-5 процентов ставки по кредитам для малого и среднего бизнеса и объявят 10-летний мораторий на всякие проверки. Тогда город «заиграет», появятся перспективы в плане развития экономики. А пока происходит обратное, свидетельством чему являются два уничтоженных федералами тольяттинских банка.

– То есть о подарках, касающихся непосредственно ВАЗа, вы даже мечтать не хотите?

– А каких тут ждать подарков с учетом того, что завод по сути уже не наш? Жизненный цикл российского ВАЗа подошел к концу, а на его развалинах сегодня начинает расцветать зарубежное предприятие. Хотите помечтать? Пожалуйста. Нужно вернуть регистрацию завода в налоговом поле Самарской области, чтобы все денежные потоки оставались здесь. А вообще, лучшим подарком было бы банкротство зарубежного предприятия под названием АВТОВАЗ и установление там внешнего управления, так как сегодня Франция через Мора проводит оригинальнейший вариант санкций против России. Объемы выпуска автомобилей под брендом «Лада» падают, зато увеличивается производство иномарок на заводской площадке.

– Юрий Кузьмич, также хочу спросить ваше мнение по поводу завершившейся тольяттинской автовыставки, которую называют самой масштабной за последнее десятилетие.

– Соглашусь, что этот салон – один из лучших в истории, правда, вот руководителей Волжского автозавода я там не заметил. Видел на открытии главного дизайнера Стива Маттина, да еще вице-президента по безопасности, а где высшие начальники – непонятно.

– Нужно ли было выставлять иномарки за 20 миллионов рублей? У нас ведь не Нью-Йорк и даже не Москва…

– Ну пропиарились автопроизводители через своих московских дилеров. При нынешнем криминально-клановом капитализме это вполне нормальное явление. Хотя, конечно, у рядовых посетителей машины за 20 миллионов рублей вызывали скептическую улыбку. Все-таки ситуация в стране такая, что большинству сейчас не до роскоши. Вот у меня дача в Ташелке, так там школу уже седьмой год достроить не могут, потому что денег нет. Нет их на пандусы для инвалидов, велодорожки через лесную зону, так что демонстрировать роскошь (пусть даже автомобильную) в таких условиях не совсем правильно.

– Вазовский стенд на автосалоне понравился?

– Частично. Там все замешано на букве «икс», а мы еще со школьных времен помним, что она обозначает неизвестность.

– Как думаете, новинка «Икс код» сможет пробиться на конвейер и дойти до покупателя или она так и останется прототипом?

– Могут сделать микросерию и тем самым показать, что это реально. Все забывают, что наш завод строился для поточно-массового производства доступных для небогатого населения автомобилей. А «икс код» – это выпендрежный вариант, который положительно влияет на имидж завода. Вы же понимаете, что на разработку подобных шедевров Стиву Маттину выделяются огромные деньги. Если бы в свое время доступ к таким солидным ресурсам имели наши доморощенные дизайнеры (и в частности команда Марка Демидовцева), то тоже создавали бы концепт-кары необычайной красоты. А они умудрялись творить при весьма скромном финансировании, за что им честь и хвала. Выделять же Маттину огромные суммы в период кризиса, когда ВАЗ несет колоссальные убытки – непозволительная роскошь. Завод уже давно достиг дна и теперь медленно зарывается в ил. Достаточно сказать, что за два последних месяца более 20 дилеров прекратили существование. У них даже нет денег, чтобы зарплату работникам выплатить.

– Почему докатились до такого?

– Потому что их заставляют заниматься запчастями, аксессуарами и прочей фигней, а продажи автомобилей падают, потому что политика в области торговли на ВАЗе порочна.
Есть дилеры, которые заплатили деньги вперед, но второй месяц не могут дождаться машин с завода и вынуждены работать по 3-4 дня в неделю.

Господин Мор обещал собрать ветеранов и пообщаться по поводу дилерской сети, но до сих пор этого не сделал. Я вообще не вижу у него такого энтузиазма в работе, какой в свое время был у Бу Андерссона, который хоть дров и наломал, но зато пахал с утра до ночи. Кризис на ВАЗе продолжается, причем причины его не только в общей экономической ситуации, но и в некомпетентности управленцев. К примеру, потратили впустую огромные деньги при запуске «Весты». Закупили дорогущее оборудование для сварки и окраски на полтора миллиарда, а потом взяли и перенесли сборку в Ижевск, так что оборудование это оказалось невостребованным.

Беседовал
Андрей Липов, «Вольный город», № 38 (1115) 30.09.16

Юрий Целиков
Юрий Целиков