Юрий Целиков: Почему на ВАЗе проблемы?

девушка работает на заводе

Свой профессиональный праздник – День машиностроителя – работники ВАЗа в этом году будут отмечать в состоянии озабоченности, ведь за полтора месяца после корпоративного отпуска пока не удается наладить бесперебойный выпуск продукции. Мало того, по прогнозам некоторых аналитиков, дефицит электронных микрочипов будет сохраняться на рынке еще полгода, а это может довести ситуацию на заводе и в дилерских центрах до критической. О том, были ли на предприятии столь же сложные периоды, связанные с поставками комплектующих, мы пообщались с самым известным ветераном ВАЗа Юрием Целиковым. Естественно, коснулись и других важных тем: постоянного повышения цен на машины, коронавирусной суеты и того, почему быть заводчанином среди молодежи сейчас менее престижно, чем разносчиком еды…

Нарезал шланг, как колбасу

– Юрий Кузьмич, получается парадоксальная ситуация: ижевская площадка ВАЗа работает, а основная, тольяттинская, стоит. Может нужно теперь Ижевск называть столицей российского автопрома?

– Автозавод в Ижевске – это 100-процентная дочка ВАЗа, насколько мы с вами это понимаем. Столица «российско-французского» автопрома по-прежнему пока в городе, носящем фамилию итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти.

– Кризис производства микрочипов может быть кем-то искусственно спланирован, чтобы создать на мировом рынке ажиотаж, влияющий на цены?

– Вопрос чрезвычайно сложный и интересный. Проблема поставок микрочипов выросла из «безголовой» политики, когда в стране практически ликвидировано направление развития собственной электронной промышленности.

Удивляет забывчивость чиновников, отдавших в руки иностранцев почти всех специалистов России в этой области. Теперь судьба ВАЗа полностью в компетенции владельцев контрольного пакета акций автозавода.

Успешно справился с задачей утечки мозгов в фирму «Рено» бывший председатель совета директоров, беглец из японских застенков Карлос Гон, а его вазовские друзья почему-то проморгали ситуацию, когда надо было развивать внутрикорпоративное производство таких микрочипов. Так что тут не диверсионный случай, а откровенная глупость менеджеров ВАЗа.

– Возникала ли в истории ВАЗа ситуация, схожая с нынешней, когда из-за отсутствия комплектующих предприятие буксовало несколько месяцев?

– Самый трудный период в жизни главного конвейера был в первый год работы, когда поставки комплектующих из Турина и других городов осуществлялись в рваном ритме. Про комичный случай вспоминал даже итальянец Луиджи Сталицци, который сказал начальнику цеха Мамаеву, что процесс сборки может остановиться из-за непоставки резиновых уплотнителей для пробок радиатора. Они делались из специальной высокотемпературной резины с очень жесткими допусками по всем параметрам.

– И как решили проблему?

– Мамаев прямо на глазах итальянца взял обычный резиновый шланг, из которого поливают сады, и начал резать его ножом, как колбасу. Потом протянул пригоршню колечек представителю шеф-монтажников со словами: «Можешь ставить на свои пробки». Тот едва не захлебнулся от возмущения.

Но, как ни удивительно, они подошли, выдержали, пока не начались поставки уплотнений точно по требованиям «ФИАТа». Вот слова итальянца: «Я понял, что эти люди владеют какой-то высшей истиной, которая мне еще недоступна. И я вскоре сам стал в чем-то похож на них, усвоив постулат, что нет ничего невозможного».

Вот еще один эпизод из воспоминаний Луиджи Сталицци: «Однажды пришлось везти из Турина 110 чемоданов с деталями для ВАЗа. Ждать специального самолета оказалось некогда, и я вез их обычным рейсом «Аэрофлота». На таможне показал гору чемоданов, но мне не поверили, сочтя это за не очень умную шутку. Хуже было в Москве, когда пришлось перемещать багаж на другой самолет, чтобы лететь в Куйбышев. Но я таскал железо и думал о людях, что ждут его сейчас в Тольятти».

В те годы жизнь главного конвейера подчиняла себе весь коллектив завода и поставщиков комплектующих. Тогда царил удивительный дух, который захватывал всех! Надо помнить, что стоимость материалов и комплектующих – это более двух третей себестоимости автомобиля.

Чего достоин Каданников?

– Можете представить себе такую ситуацию с поставками комплектующих во времена, когда заводом руководили Виктор Поляков или Владимир Каданников? Они бы смогли что-то сделать для возобновления бесперебойной сборки?

– Такие ситуации периодически возникали в те времена, когда страну лихорадила горбачевская перестройка, но руководство завода всегда находило выходы. Создание поставщиков-дублеров и привлечение оборонных предприятий позволяли как-то поддерживать ритм конвейера.

Качество автомобилей, конечно, серьезно пострадало, но ВАЗ работал удовлетворительно. Некомплектные автомобили тысячами скапливались на площадке завода, которые потом дособирались и уходили дилерам.

Трудные времена всегда маячили на горизонте ВАЗа. Не сомневаюсь, что Поляков, Исаков и Каданников смогли бы найти варианты корректировки программы сборки автомобилей, в том числе за счет переориентации на модели, для которых поставки комплектующих не были такими трагичными.

– Кстати, не так давно Владимиру Каданникову могло бы исполниться 80 лет. Отмечали ли как-то ветераны эту дату, и достойна ли фигура бывшего президента ВАЗа того, чтобы его именем назвали улицу, площадь или сквер в Тольятти?

– К сожалению, ветеранам не разрешили провести встречу к юбилейной и печальной дате по Каданникову – сослались на ухудшение положения по коронавирусу в городе. Так что вспоминали в самоизоляции.

Про увековечивание имени Каданникова пока разговоры не велись, хотя фигура достойная. Главный храм в Автозаводском районе – дело его рук. Много полезного сделал Каданников для города, области, да и для всего автопрома России.

– Если бы вам поручили составить рейтинг руководителей АВТОВАЗа, в каком порядке вы бы их расположили? Особенно интересует, кого вы поставили бы на последнее место и почему? Артякова, Есиповского, Мора? Или кого-то еще?

– Первые шесть всем известны: Поляков, Житков, Исаков, Каданников, Николаев, Вильчик… Из последующих сильные – Комаров и Андерсон. Неплохо начал Есиповский, но судьба распорядилась по-своему, и не удалось «порулить» ВАЗом более семи месяцев…

Мор пока не раскрылся полностью, но его деятельность вызывает позитивные эмоции. Остальные малозаметные – Артяков, Алешин и Каракадзанис. Вообще, число 13 (чертова дюжина) требует отдельных комментариев.

– В этот кризисный год ВАЗ так часто поднимает цены, как будто пытается защитить себя от экономической нестабильности. Дошло до того, что в автосалонах можно встретить «Гранту» за миллион рублей и «Весту» почти за полтора. Не слишком ли опасную игру затеяло руководство завода с покупателями, ведь разница в ценах с иномарками становится всё меньше?

– До «декабрьского вооруженного акционерного собрания» 2005 года ВАЗ стабильно был ориентиром для всего авторынка России в вопросах ценообразования. Все производители автомобилей (в том числе иномарок) внимательно следили за графиком изменения цен у лидера продаж.

Потом повышать стоимость стали, лишь чуть-чуть приглядывая за ВАЗом, а с коронавирусного периода авторынок находится в свободном плавании. Политика в ценах на автомобили «Лада» весьма рискованная, но пока приемлемая из-за большого спроса и того, что продавцов держат на голодном пайке. На недавней конференции дилеров ВАЗа в Сочи руководство завода призывало стремиться к плавному повышению цен на все модели.

Дилеры на голодном пайке

– Как переживают этот сложный период официальные вазовские дилеры? Судя по фотографиям из автосалонов, они вынуждены увеличивать стоимость машин за счет дополнительных опций.

– Собственная сбытовая сеть скукоживается всё сильнее. Независимые дилеры пока терпения не потеряли и, сидя на голодном пайке (в плане поставок автомобилей), продолжают мечтать о том, что когда-нибудь иностранные хозяева ВАЗа начнут выполнять свои обещания по сборке в режиме «дилер заказал – завод произвел»! Трудные нынче времена…

– Какие-то дополнительные льготы АВТОВАЗ предусмотрел для дилеров в период коронакризиса?

– Дилеры мечтают только лишь о том, чтобы не лишиться имеющихся квот на поставки автомобилей. Вопрос о дополнительных льготах чисто риторический.

– Правильным ли вы считаете решение законсервировать завод «Лада-Запад»? Ведь столько сил в него было вложено в свое время!

– Консервация завода (бывшего «Джи-Эм – АВТОВАЗ») в условиях неопределенного спада всех рынков – мера вынужденная. Она подтверждает, что при таком капитализме забота об обеспечении россиян со скромными доходами доступными по деньгам автомобилями сегодня не в моде, даже с учетом выборов в Госдуму.

– Бывший президент АВТОВАЗа Бу Андерссон отправился поднимать узбекский автопром. Как думаете, получится? Тольяттинцы уже шутят, что он им там все туалеты в порядок приведет…

– Бу Андерссон – фигура весьма заметная в мировом автопроме. Он не имеет криминального шлейфа в своей деятельности, как Карлос Гон, например. Швед оставил ВАЗу две новых модели, на которых до сих пор держится экономика завода. В среде ветеранов всё чаще слышу позитивные отклики про Бу Андерссона. Просто ему не повезло политически и экономически. Такой период был кризисный…

В Нижнем Новгороде на «ГАЗе» он до сих пор герой труда! И у нас, надеюсь, справедливость по отношению к этому топ-менеджеру со временем восторжествует. Думаю, что появление Бу Андерссона в автопроме Узбекистана – это позитивная новость.

– Недавно российским олимпийцам, отличившимся на играх в Токио, правительство вручило ключи от автомобилей «БМВ». У многих сразу возник вопрос: а почему не «Весты» или «Икс Рея»? Ведь это была бы отличная реклама для нашего автопрома. А тут получается, что чиновники самого высокого уровня подчеркивают, что вазовские машины не достойны того, чтобы на них ездили чемпионы…

– Отлично помню, как когда-то олимпийскому чемпиону Алексею Немову вручали ключи от автомобиля «ВАЗ-2110». Теперь времена изменились. Спортсмены именитые стремятся попасть в Госдуму, чтобы иметь стабильный доход и нажимать на кнопку при нужном голосовании за любые законы от правящей партии.

Сегодня передовики производства, врачи, учителя и вообще представители трудового народа радуются любым подаркам от властей и готовы одобрять много из того, что вызвало бы раньше только удивление…

Автомобили нашего (бывшего нашего) завода потихоньку уходят в ценовую нишу, из которой вскоре тоже можно будет черпать дополнительный доход, когда призовые места оценят в сумму более миллиона рублей. А пока чемпионы жаждут получить в подарок машины из ряда роскоши, облагаемой увеличенными налогами. Срок славы чемпионов очень короткий, им надо успеть заработать на жизнь пораньше… Всё логично и понятно!

– Еще вопрос на спортивную тему. Появилась информация, что Волжский автозавод решил поддержать швейцарских гонщиков, которые готовятся выступить на ралли «Дакар» на «Ниве» 1984 года выпуска. Неплохой пиар-ход, однако хотелось бы, чтобы поддержка оказывалась россиянам, а не иностранцам. Вы согласны с этим?

– Если кому-то интересны раллийные гонки, то, на мой взгляд, участие в них вазовского автомобиля «Нива» вызывает большой интерес. Не так важно, кто будет за рулем, главное, что бренд «Нива» узнаваем и уважаем во всем мире.

Мы уже привыкли к тому, что футбольные команды из России покупают себе иностранных игроков. Вот и с автоспортом то же самое. Печально, конечно, но такова жизнь.

Выкуп акций – большой позор

– Нужен ли современной России свой автопром? Я говорю сейчас не про «ГАЗ» с «КАМАЗом», а именно про выпуск легковушек.

– Продажа ВАЗа французам говорит о том, что нынешнему правящему страной слою руководителей отечественный автопром не интересен.

– Закончились полномочия депутата Владимира Бокка в Государственной думе. На выборы он шел под лозунгом: «Спасем завод – спасем город!», но в итоге почти ничем не запомнился, пять лет нажимая кнопки в Москве и получая огромную зарплату. Как думаете, может, впредь кандидатам не стоит приплетать ВАЗ к своим предвыборным обещаниям?

– Владимир Бокк завершает «дежурство» в Госдуме с оценкой «удовлетворительно»! Он, как и Леонид Калашников, использовал слоган про спасение завода и города, причем они оба не смогли ничего и никого спасти.

Самая позорная страница в истории завода та, которая перевернулась с выкупом акций у ветеранов ВАЗа, и более сотни тысяч людей лишились надежды на продолжение участия в жизни предприятия в качестве акционеров!

Оценка «удовлетворительно» у наших депутатов говорит о том, что они удовлетворили себя и своих родственников во всем, что хотели в прошедшие годы «дежурства» в думе.

– Сильно ли коронавирус ударил по вазовским ветеранам?

– Текущий год всё еще считается коронавирусным. Надеюсь, что послевыборные недели скажутся на поумнении тех, кто развалил остатки советского здравоохранения и теперь будет правдивее показывать цифры по болеющим аденовирусными и ковидными заболеваниями.

В 2021-м ветераны потеряли много товарищей, причем не только от ковида. Все потери печальные: в феврале на 97-м году жизни ушел первый технический директор ВАЗа Евгений Башинджагян, в июне – Владимир Каданников (79 лет), в июле – Анатолий Шаврин (85), в сентябре – Валентин Шендяпин (70). Всех перечислять не буду…

– Не за горами ваш очередной юбилей. Поделитесь планами, как планируете праздновать 80-летие?

– Бог даст, постараюсь скромно в кругу самых близких повспоминать хронику жизни. Загадывать в таком возрасте и в такое время, что будет с нами – весьма опасная затея…

– Мечты какие-то остались нереализованными?

– Мечтателем в прямом смысле никогда не был, а вот полностью не прочитанных книг еще много. Архив свой не привел в нужное состояние, а надо бы успеть передать в библиотеки и музеи кое-что, на мой взгляд, ценное…

Как поется в моей любимой песне: «Помирать нам рановато, есть у нас еще дома дела». Хотя, может быть, отдельным штатским людям эта песня малость невдомек.

– Что пожелаете заводчанам и остальным тольяттинцам в День машиностроителя?

– Радости и надежды на здравый смысл руководства всех уровней. И здоровья, конечно!

– Кстати, в последние годы молодежь старается не задерживаться надолго на ВАЗе, предпочитая искать менее пыльную работу в городе. Почему развозить по квартирам еду сейчас престижнее, чем собирать автомобили?

– Привлекательность работы на заводе сегодня минимальная. В этом направлении французы почти не работают. Молодежь нынче умная и самостоятельная с ранних лет…

С Кузьмичом переписывался Андрей Липов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 37 (1370) 24.09.21