Виртуальный концертный зал в Тольятти будет показывать свои программы бесплатно

    Можно ли посмотреть концерты мировых музыкальных звезд в нашем городе, да еще совершенно бесплатно? «Можно», – уверенно отвечает на вопрос корреспондента «Площадь СВОБОДЫ» директор Тольяттинской филармонии Лидия Семенова.

    – Лидия Валентиновна, недавно наша филармония выиграла солидный федеральный грант, который сделает доступным для тольяттинского зрителя практически любой концерт классической музыки из разряда мирового достояния.

    – «Виртуальный концертный зал» – часть проекта «Цифровая культура» в рамках национального проекта «Культура». Восемьдесят залов в тридцати трех регионах страны будут открыты в этом году, и Тольятти один из этих городов. Хотя на самом деле первые виртуальные залы появились более десятка лет назад. Первооткрывателем в этом направлении была Свердловская филармония. За ней потянулись другие филармонические площадки крупных городов, и в частности, Москвы.

    Что же касается контента, то сам объект трансляции в этих залах действительно можно отнести к разряду национального достояния. Имея возможности видеосъемок, а на это специально выделяются средства, Московская филармония может транслировать все самое интересное в сфере классической музыки, что происходит в столице нашей родины. Виртуальные залы, которые будут создаваться в разных городах страны, в том числе в Тольяттинской филармонии, сделают более доступным музыкальное академическое искусство самых высоких образцов. Я хотела бы подчеркнуть: именно академическое.

    – Интересно, во сколько обойдется Минкульту РФ такой виртуальный зал только в одном нашем городе?

    – В пять миллионов шестьсот тысяч рублей. И такого качества экрана, видеопроектора и другого цифрового оборудования, которое заложено в этом проекте, у нас до сих пор никогда не было. Сейчас мы ждем движения средств по межбюджетному трансферту. И по дорожной карте не позднее первого декабря мы должны быть готовы провести первые трансляции в нашем виртуальном зале.

    – Лидия Валентиновна, правильно ли я понимаю, что в этой программе вы выиграли самый большой грант из возможного?

    – Да, это так. Министерство культуры РФ поделило все филармонические залы на три группы в зависимости от возможности их наполнения. Мы подавали заявку на самую крупную категорию – от ста шестидесяти мест. И приняли решение, что получать оборудование мы будем на наш большой зал. Такая перспектива не ограничена в верхнем пределе. Мы понимаем, что если это дело пойдет и будет хорошо развиваться, мы вполне можем собрать на какое-то яркое событие и полный зал.

    Конечно, любое исполнение в великолепном цифровом формате все равно не заменит живого исполнения классики, не передаст дыхания зрительного зала. Ни один человек, который хотя бы раз испытал во время великолепного классического концерта чувство сопричастности, сопереживания, не усомнится в этом: живое исполнение повторить просто невозможно.

    – Но мы же будем смотреть на концерт глазами оператора…

    – В плане показа, возможно, виртуальный концертный зал может быть даже выигрышнее. В том же Екатеринбурге звуко- и видеорежиссер имеют музыкальное образование. Режиссер изучает партитуру, прежде чем приступить к съемке. И конечно, у них на огромный миллионный Екатеринбург найдутся лишь единицы режиссеров, которым филармония доверяет снимать классику.

    – Тут сразу хочется задать вопрос: а у вас режиссеры такого профессионального уровня уже есть?

    – А перед нами сейчас не ставится задача снимать свои программы. Мы получаем деньги на оснащение зала, прием и передачу того контента, который произведен Московской или другой крупной филармонией.

    – То есть мы можем прийти в ваш зал и послушать концерт одновременно с жителями столицы?

    – Конечно. Трансляции будут и в онлайн, и в оффлайн формате. Мы можем присоединиться к онлайн-трансляции концерта здесь и сейчас с учетом разницы во времени с Москвой. Но мы можем заказать что-то и из их архива для трансляции офлайн в то время, которое мы сами выберем для показа. И по той тематике, которую выберем мы или наши слушатели. Очень многое в развитии виртуальных залов зависит и от того контента, который готовят наши ведущие филармонии и их коллективы, и от качества того оборудования, которое будет установлено у нас.

    – Тогда давайте поговорим о технических возможностях.

    – Мы выбрали очень большой экран, который фактически займет пространство всего задника сцены. В комплект войдут видеопроектор соответствующей мощности и профессиональный звук. А мы должны обеспечить беспрепятственную работу Интернета. В виде отдельного канала, скорее всего, потому что должны избежать ситуаций, особенно в онлайн-трансляциях, которые могут испортить впечатление зрителей от концерта.

    – Ну да, перетерпеть зависший компьютер на почте во время отправки письма еще не трагедия, а вот полуслово оперной дивы – совсем другое дело.

    – Мы понимаем, какая ответственность в этом смысле ложится на нас: важно не испортить техническими погрешностями впечатление у тех слушателей, которые придут к нам на виртуальный концерт. Мы будем отчитываться за свою работу. Но мы – не единственные ответственные люди в этом проекте. Нужно понимать, что, подписывая пакет документов, наши учредители – департамент культуры администрации Тольятти и министерство культуры Самарской области – своим поручительством за конечный продукт не только оказывают нам поддержку, но и делят с нами ответственность за результат работы. Мы должны выделить в штатном расписании две клеточки для специалистов, которые специально будут работать в этом проекте. Это будут администраторы, а фактически полпреды филармонии, которые хорошо понимают, что такое концерт академической музыки, какие люди приходят к нам на такие концерты.

    Нам трудно предположить, что когда-нибудь к нам приедет оркестр, который исполнит на нашей сцене самую крупную симфонию Малера – Восьмую, например. Для этого нужен состав оркестра, увеличенный в пять раз, и хор. Неслучайно это произведение называют симфонией тысячи участников. Мы понимаем, что есть произведения, которые мы сами исполнить не в состоянии, просто потому что у нас ограниченный состав симфонического оркестра. Точно так же пригласить Валерия Гергиева и его музыкантов – недоступная роскошь. Но сделать трансляцию такого концерта в хорошем качестве с отличным звуком мы сможем.

    – И зрителя в этом смысле уговаривать прийти в виртуальный зал не придется?

    – Какая возможность есть у зрителя? Съездить раз или несколько раз в год в Самару либо в другой город или включить компьютер, чтобы посмотреть трансляцию дома на диване. Мне кажется, лучше прийти в виртуальный зал. Тем более что виртуальные концертные залы будут показывать свои программы совершенно бесплатно.

    – О перспективах виртуального зала Мединский говорит «прорыв в будущее»?

    – Виртуальные залы делятся не только по наполняемости, но и по типам. Те, что только принимает трансляции контента, и те, кто через себя пропускает сигналы в свои филиальные сети. В принципе мы пока еще до второй ипостаси не доросли, нам еще предстоит поработать с приемом виртуальных трансляций. Но по идее то оборудование, которое будет получено и установлено в большом зале, позволит транслировать принимаемые программы в другие залы, например, в школы и музыкальные колледжи. Сами устроители проекта хотели бы увеличивать число принимающих сигнал залов.

    – То есть будут создаваться этакие виртуальные трансферы: Москва – Тольяттинская филармония – университет, школа, детский сад…

    – Неслучайно же грант дают только одному залу в городе. Второй зал в Тольятти выйти на грант уже не сможет. Мы, конечно, опередили всех, но это правильно, потому что мы – концертная организация и хорошо знаем, какими бывают концерты, сможем грамотно выбрать контент для его трансляции. Хочется надеяться, что когда-нибудь дорастем до создания собственной продукции для трансляции.

    – Когда же, когда?

    – К новому году мы будем смотреть концерты в виртуальном зале. Хотя план работы начинается с первого января двадцатого года, на первое декабря нынешнего Министерство культуры РФ для вновь подключаемых залов наверняка сделает какую-то особенную трансляцию. И это здорово.

    – Значит, в успехе проекта вы не сомневаетесь?

    – Во всяком случает серьезные обязательства перед федеральным министерством культуры, учредителями и зрителями не оставляют нам шансов сомневаться.

    Марта Тонова, газета «Площадь Свободы», mail-ps@mail.ru
    Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь Свободы»

    концертный зал виртуальный

    фото: «Площадь СВОБОДЫ»