Неожиданно и компрометирующе поступили представители мэрии Татьяна Леснякова и Наталья Тонковидова на прошедшем недавно собрании общественности, посвященном судьбе тольяттинской консерватории.
Председательствующие Антонина Шамрай и Татьяна Жарикова поначалу очень обрадовались, что администрация города прислала компетентных представителей – заместителя мэра по социальным вопросам и заместителя руководителя департамента культуры. А ведь изначально пришлось даже перенести мероприятие с запланированной «мэрской» площадки – зала библиотеки Автограда. Актовый зал был любезно предоставлен руководством Волжского университета имени Татищева.
В чем суть проблемы, уже писали «Вольный город» и другие издания, активная полемика и сбор подписей идут в интернете. После прошедшего на профильной комиссии городской думы обсуждения председатель общественной палаты Виталий Гройсман встретился лично с мэром и передал собравшимся:
– Я получил четкий ответ: «Вопрос о закрытии консерватории не стоит». Прасолову дважды поручали провести аккредитацию учебного заведения, этого сделано не было. В консерватории самая дорогая (для бюджета, – прим. авт.) стоимость обучения студента, в полтора раза выше, чем в любом другом вузе области.
Легко убедить несведущего могла и речь Лесняковой – яркая и образная:
– Бесспорно, нам консерватория нужна, в силу своей уникальности и как составляющая городской культуры. Но вспомните, когда она создавалась – в счастливые годы профицита в городском бюджете. Тольятти мог тогда себе позволить многое: и еще один муниципальный вуз, и зарплаты для преподавателей от ста тысяч и выше, и общежитие для иногородних студентов, ни один из которых не остался в дальнейшем в городе, и зарубежные командировки. Да, мы гордились нашей консерваторией, но надо признать, что по основному критерию оценки – образовательная деятельность – имеем полную «баранку». Как устранить этот недостаток? Если мне скажут: «Вы не можете считаться многодетной матерью, у вас нет пятерых детей», я же не могу ответить: «Хорошо, я в ближайший месяц устраню этот недостаток». Мы обращались в министерство культуры с просьбой сделать консерваторию филиалом самарского института культуры, но там считают такой шаг нецелесообразным: областной центр находится в достаточной доступности. Стоимость обучения студента в консерватории – более 500 тысяч в год, а бюджет несколько лет принимается с дефицитом. Вы знаете, что сейчас принята тенденция сокращения нерентабельных вузов, за два года «схлопнулось» более тысячи учебных заведений.
Антонина Шамрай тут же возразила:
– Это не так! Новый министр образования приостановила этот процесс. Ведь есть вузы, для которых принцип рентабельности не может быть основным, там готовят «штучный товар» – литературный институт, например…
Из зала стали раздаваться вопросы, уже звучавшие на комиссии в думе и не получившие ответа:
– В чем причина отказа минобразования в аккредитации тольяттинской консерватории?
Леснякова ответила:
– Ноль баллов за содержание образования.
Тонковидова добавила:
– За два года замечания не были устранены.
Евгений Прасолов, вышедший под аплодисменты зала, сразу заявил:
– Все прозвучавшее – ложь! Консерватория создана в 1998-м – это год кризиса, дефолта…
И тут произошло неожиданное. Леснякова, за ней Тонковидова, не слушая экс-ректора, спешно стали пробираться к выходу на глазах опешившего зала. Только одна ярая общественница пыталась собственным телом перекрыть чиновницам путь к отступлению. Безуспешно… Поступок говорящий, но как же он дискредитировал всю нашу городскую власть, неужели ей совсем уж наплевать – да нет, не на людей – на собственную репутацию?!
Прерванный оратор после паузы смог продолжить излагать свои аргументы, главный из которых касался «баранки» и «многодетности за месяц»:
– Главный критерий образовательной деятельности – регультаты ЕГЭ при поступлении, а нам уже два года как мэрия закрыла прием.
Опроверг Евгений Николаевич и утверждение Лесняковой, что все иногородние выпускники уезжают. Наоборот, более 90% остаются, если кто уезжает – только в Москву или Питер. Стоимость обучения студентов, по его словам, не выше, чем в других аналогичных вузах, и 50 миллионов рублей в год не могут серьезно подорвать городской бюджет.
Представитель профильной комиссии губернской думы прошлого созыва Степан Филатов обратил внимание собравшихся на то, что решения экспертов Рособрнадзора так никто и не видел. Следовательно, их нужно затребовать. Собрание приняло обращение в адрес мэрии с требованием запланировать финансирование консерватории в должном объеме, восстановить в должности или трудоустроить ректора. Продолжается и сбор подписей за сохранение консерватории.
P.S. О судьбе консерватории я хотела спросить непосредственно у самого мэра на пресс-конференции, которая традиционно проводится после аппаратного совещания. Но пресс-служба градоначальника сообщила, что аппаратку вместо Сергея Андреева проведет его заместитель Алексей Бузинный и на вопросы отвечать не станет. Не исключено, что это связано с прошлой пресс-конференцией, когда Андреев не ответил ни на один вопрос и выглядел достаточно бледно, хоть и пытался полемизировать с журналистами.
Надежда Бикулова, «Вольный город», № 41 (1118) 21.10.16