Таких очередей давно не видывал наш город

Новости Тольятти augustnews.ru

Светлане Крючковой удалось внушать не только вкус к поэтическим строкам, но и трогать патриотические струны души русской.

Таких очередей давно не видывал наш город. Длиннющая цепочка отбивших ладошки зрителей ждала своей очереди за автографом народной артистки России Светланы Крючковой. «В разноголосице сценического хора» — моноспектакль, который привезла в Тольяттинскую филармонию актриса из Санкт-Петербурга.

Из Самары, от Марины

Точнее, привезла спектакль из Самары. Потому что в эти октябрьские дни она была почетным гостем в нашей губернской столице, где 20 октября у дома № 41 по улице Галактионовской была торжественно открыта мемориальная доска памяти великого русского поэта Марины Цветаевой.

В этом доме в июле 1911 года юная Марина провела две недели. Там она жила со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Ну как было не зазвать Светлану Крючкову на эту улицу именно в этот день?

«Вчера в Самаре в два часа дня мы открыли доску на доме, в котором Марина останавливалась в девятьсот одиннадцатом году. Там замечательные люди. Очень мне понравились дети. 174-я самарская школа стала инициатором того, чтобы в городе появилась эта доска. Они читали стихи, они много знают о Цветаевой. И самое главное, что власть адекватно откликнулась и поддержала эту инициативу».

Потому что надоело

Крючкова привезла в Тольятти свою авторскую книгу, которую она «написала, потому что надоело, что меня все время интерпретируют. Единственная ценность этой книжки в том, что она безыскусна. Без фальши. И все в ней — абсолютная правда. Не надо больше спрашивать про меня в Интернете. Вот в книге все написано. В ней — мои великие мастера, учителя. В ней — мои великие партнеры. Действительно, слово «великие» им всем подходит. Потому что я очень люблю школу-студию МХАТ, и я успела буквально впрыгнуть в последний вагон этого поезда, уходящего с великими мастерами».

Сохраним тебя, русская речь

Актриса и сама — величина и масштаб. Она продолжает по крупицам собирать сокровищницу, которая и без того полна фактами и стихами, которыми Светлана Крючкова щедро делилась с тольяттинскими зрителями:

— Я только что вернулась из Чехии, где общалась с крупнейшим специалистом по творчеству Марины Цветаевой Галиной Ванечковой. Абсолютно все, что связано с каждым днем, каждым часом пребывания Марины в Праге, Галя знает как никто другой. И она водила нас с моим сыном по всем этим местам. И когда мы вернулись из Праги, в арт-кафе «Бродячая собака» мы читали Цветаеву. Вы помните, что в Петербурге есть такое кафе, открытое в 1911 году, где собиралась вся художественная элита страны: Мандельштам, Маяковский, Ахматова, Лурье, Блок… В этом кафе до сих пор идет такая интенсивная духовная жизнь. Мы с сыном провели там программу, посвященную чешским страницам

Цветаевой. По горячим следам.

И вот только что, буквально на той неделе, мы с ним были в Гамбурге, правда, не по очень веселым делам, но раз мы там были, то провели вечер «Сохраним тебя, русская речь». Я говорю «мы», потому что уже более десяти лет я партнерствую со своим младшим сыном. Он — лауреат международных конкурсов, классический гитарист, в данное время — студент Брюссельской королевской консерватории. И поэтому после нашей поездки он поехал учиться, а я сегодня буду смотреть с грустью, что вот здесь должен звучать Каприс № 7, он не звучит. Здесь должен звучать каприс № 2, но его нет… Но вы люди с воображением. И вы представите, что здесь звучит божественная музыка. В Цюрихе мы читали две программы.

Мандельштама и «Анна Ахматова и ее окружение. Вечер первый». Первый — потому что очень много материала. Есть и второй вечер. И третий. И четвертый. И цветаевских программ тоже очень много. Потому что это то, чем я занимаюсь всю жизнь. И чем дальше, тем с большим удовольствием, потому что не очень меня устраивает то, что происходит на сцене. У меня два спектакля в БДТ — «Васса Железнова» и Достоевский, и я этим вполне довольна. Но весь мой интерес, конечно, здесь — в русской поэзии. И здесь есть что делать».

Русские гении

Светлане Крючковой удалось внушать не только вкус к поэтическим строкам, которые она привезла с собой в Тольятти, но и трогать патриотические струны души русской. Они были тронуты, судя по бурным аплодисментам, которыми завершился фрагмент о шести гениях:

— Где бы я ни выступала, в России или за рубежом, я обязательно акцентирую внимание зрителя вот на чем. Россия, конец девятнадцатого века. 23 июня 1889 года в России родилась Анна Ахматова. Через год, 10 февраля 1890 года, родился Борис Пастернак. Через год, 15 января 1891 года, — рождение Осипа Мандельштама. В этом же году в апреле рождение Сергея Прокофьева, и в том же году родился Михаил Афанасьевич Булгаков. Через год, 8 октября, в Москве родилась Марина Цветаева. Шесть гениев за четыре года. Назовите любую другую страну, рождавшую гениев в такой концентрации. Я знаю только Россию.

Петербурженка «по любви» Светлана Крючкова привила любовь к большой поэзии многим современникам, которые, возможно, впервые по-настоящему расслышали Цветаеву, Ахматову, Гумилева, Мандельштама именно с ее голоса. С голоса, который, похоже, вообще не умеет врать. За ее голосом, за ее чувствами, за ее гордостью и гениями пришел в Тольяттинскую филармонию целый зал. Аншлаг, который практически всегда предсказуем, когда стихи читает такая актерская и человеческая величина.

Таз и свет

Актерская, которая буквально с первых минут забрала зал в кулак, скромно сидя за столиком с лампой под абажуром. Человеческая, которая сумела осадить одного недовоспитанного зрителя, случившегося на этом концерте в единственном экземпляре. Искрометную отповедь со сцены наверняка запомнил не только тот, кто нарушил запрет на фотосъемку во время выступления. Светлана прервала чтение и, обернувшись в сторону непрошеного фотографа, подарила ему жесткую и остроумную пощечину: «А чем вы лучше других? Вы же мне мешаете. Это падение таза и включение света во время занятия любовью. Упадет и больше не встанет».

Параллели и меридианы

Зал невольно ловил себя на ассоциациях. Крючкова говорила о себе, рассказывая о российских гениях поэзии:

— Как только Мандельштам познакомился с Мариной Цветаевой, он начал постоянно курсировать между Санкт-Петербургом и Москвой. Я тоже так живу. Закончила студию при Московском художественном театре. Была после нее приглашена в пять московских театров. А в Петербург уехала по любви. Я туда вышла замуж. Но до сих пор так существую между ними. Для Мандельштама это был дар. Потому что «с одним Петербургом без Москвы нет вольного дыхания и настоящего чувства России». Абсолютно с этим согласна. Абсолютно.

***Светлана Крючкова в 1973 году окончила Школу-студию при Московском художественном академическом театре.

Дебютировала в роли Нелли Ледневой в фильме «Большая перемена». Снялась более чем в восьмидесяти фильмах.

Лауреат многих российских профессиональных премий за театральные и киноработы, дважды лауреат «Ники».

В 2016 году получила приз за духовность в культуре на кинофестивале «Виват кино России!».

Наталья Харитонова, «Площадь Свободы»

фото: Площадь Свободы