Суета из-за черного кота

Новости Тольятти augustnews.ru

В МДТ состоялась премьера спектакля «Лейтенант с острова Инишмор» по пьесе Мартина МакДонаха.

С удовольствием посмотрела постановку, но категорически не рекомендую ее «любителям котиков», большинству беременных женщин и другим впечатлительным натурам, а также зрителям с больным сердцем или нервами. Режиссер-постановщик «Лейтенанта» Олег Толоченко определил жанр спектакля как «черную комедию на фоне заката», поэтому неудивительно, что на сцене во время действа громко стреляют, жестоко пытают, в финале появляются реки крови и горы трупов. В общем, действие развивается в «добрых» традициях культового режиссера Квентина Тарантино — признанного оскароносца. И если вам близка его стилистика — добро пожаловать!

На программке есть ограничение — 18+. Создатели спектакля предупреждают зрителей перед его началом: наличие сцен насилия и ненормативная лексика — это не дань моде, оправдания террору нет, все, что происходит на сцене, можно рассматривать как смелый эксперимент.

Действие переносит нас в Ирландию времен войны за Ольстер и начинается с того, что члены группировки, отколовшейся от Ирландской независимой освободительной армии (INLA), хотят расправиться с бывшим своим коллегой лейтенантом Падрайком, прославившимся своей жестокостью. Чтобы заманить в ловушку монстра-террориста, они убивают его единственного друга — черного кота Томаса. Злодеи переживают, что им пришлось убить кота (убийство людей за преступление не считается), но утешают себя тем, что свобода Ирландии того стоит. А также тем, что в дальнейшем коты Ирландии будут свободны от угнетающих их английских котов.

Падрайк (Давид Саакян), соответственно, страшен в порыве мести и не знает пощады к своим врагам, как, впрочем, и его вновь приобретенная подружка — юная Мейрид. Ее очень убедительно сыграла Людмила Мунирова, чего только стоят ее эмоциональные рассуждения по поводу своих необыкновенных способностей. Дело в том, что Мейрид выстрелами с 60 ярдов повыбила глаза всем коровам в округе. Причем бедных животных она ослепляла отнюдь не жестокости ради, а справедливости для. Так Мейрид протестовала против бесчеловечной торговли мясом.

«Сладкая» парочка Падрайк и Мейрид динамично расправляется с убийцами кота. Интрига закручена настолько лихо, что из восьми действующих лиц четверо к финалу черной комедии погибают, а из трех котов выживает только один — Малыш Томас. Оказывается, злоумышленники все перепутали, Томас, как любой нормальный кот, какое-то время гулял сам по себе и представить себе не мог, что стал невинной причиной кровавой бойни. Абсурд? Безусловно! А насколько можно просчитать логику любой войны? В день умирают десятки, сотни людей, и непонятно, какие высшие соображения могли бы это оправдать. Но война, с другой стороны, и понятна, то есть банальна, как банально любое зло…

— Я раньше думала, что убивать людей — это забавно. А оказалось, что это скучно, — бросает Мейрид, уходя в финале из заляпанного кровью жилища Падрайка. Впрочем, кровь эта не воспринимается всерьез, сразу вспоминаются детские сказки, где количество жестокостей и убийств на квадратный сантиметр страницы выше, чем в сценарии среднего голливудского боевика. И здесь хочется сказать о режиссерских приемах Олега Толоченко, использованных в спектакле «Лейтенант с острова Инишмор». Как только расправа над очередным террористом заканчивается, на сцену выскакивает веселый, бодрый, танцующий морячок, который заменяет ликвидированного злодея картонным силуэтом. Оставшиеся в живых персонажи старательно режут монстра на кусочки, трут на терке. Плакать или смеяться — личное дело каждого. Судя по тому, что некоторые зрители покинули зал во время антракта, шутки, звучавшие со сцены, им веселыми не показались.

А я считаю, что спектакль надо посмотреть обязательно, ничего подобного в театрах Тольятти лично я не видела, полностью согласна с авторами текста программки: «Чтобы получить удовольствие от спектакля, вам понадобятся всего лишь чувство юмора, крепкие нервы и… отсутствие ханжества».

Ольга Пимантьева, газета “Площадь Свободы”

фото: “Площадь Свободы”