Перспективы Тольятти: мираж и фантазии

Новости Тольятти augustnews.ru

На днях в Автозаводском районе состоялись публичные слушания, на которых был представлен проект генерального плана г.о. Тольятти на ближайшие 20 лет, состоялись 28 октября. Мероприятие прошло в районной администрации на Новом проезде, 2. В актовый зал набилось столько людей, что некоторым пришлось не только стоять в проходах, но и сидеть на полу.

На фоне повествования о блестящих перспективах Тольятти, который вот-вот превратится в один из главных инжиниринговых центров России, удивил крайне низкий уровень подготовки слушаний. В горадминистрации не нашлось не только достаточного количества стульев, но и микрофона, так что речи выступающих зачастую приходилось читать лишь по губам.

Села станут городом

Жители Автозаводского района показали себя очень терпеливыми слушателями, по крайней мере, в первые 10 минут. Далее из зала посыпались реплики с замечаниями к проектировщикам с плавным перерастанием в балаган. Людей можно понять: представленный проект слишком уж напоминал мираж, фантазии в духе маниловщины, на воплощение которых в городе элементарно не будет денег. Кроме того, люди спрашивали, каково юридическое значение генплана, ведь предыдущие генпланы сплошь и рядом нарушались, и никто не понес за это никакой ответственности. Генплан даже назвали политическим документом — лишь бы тольяттинцы надеялись на светлое будущее и не уезжали.

Автозаводцы обратили внимание на ряд нестыковок. Например, генплан прогнозирует рост численности населения Тольятти — с 712 тысяч человек (сейчас) до 740 тысяч (к 2037 году). При этом разработчики полагают, что через 20 лет в территорию Тольятти войдут окружающие населенные пункты: п. Приморский, с. Подстепки, Русская Борковка, Тимофеевка и Васильевка. Но ведь в указанных населенных пунктах проживает суммарно около 20 тысяч человек. И это официальные данные. Неофициально там проживает в 2-2,5 раза больше. Выходит, численность населения г.о. Тольятти практически не увеличится, а может, даже и уменьшится.

Светлое будущее не за горами

Многих жителей Автозаводского района удивила информация о том, что за Московским проспектом будет строиться район, условно названный Smart (по-английски — «умный»), «инноград» (инновационный город»). На картинке район вышел нереально красивый. От дороги у проходных АВТОВАЗа на юг до ул. Дзержинского (которая протянется дальше, за Московский проспект) предполагается построить новый «опорный» университет, центр молодежного творчества, кванториум (детский парк), автодром и индустриальные площадки и прочие радости.

Ниже улицы Дзержинского до п. Приморского предполагается жилая застройка на 180 тысяч человек (тогда опять неясно, почему в Тольятти будет жить 740 тыс. человек, а не 892).
В жилой зоне Smart-район напичкан современными домами и даже высотками уровня Москвы, при этом, как сообщили докладчики, Приморское кладбище будет «парковой зоной». Предлагают ли власти потревожить прах усопших и перезахоронить всех покойников где-нибудь подальше от чудо-современного района, или «умный город» вырастет прямо вокруг могил, где будут гулять мамы с колясками и резвиться детвора? Это осталось неясным. Однако слушателей не устроила перспектива получить рядом с домом «уютное кладбище», как и соседство с АВТОВАЗом, откуда роза ветров будет приносить счастливым жителям «иннограда» выбросы производств.

Представитель общества «Диалог» Елена Пузырева, например, сочла «инноград» чистой утопией, поскольку он планируется на территории, где отсутствуют инженерные коммуникации. «В генплане слишком большие участки общественно-деловых зон, которые оторваны от жилья, — отметила Пузырева. — На практике такие территории осваиваются в последнюю очередь, пока не сформируется жилье. В условиях кризиса инвесторы не будут вкладывать средства в развитие общественно-деловых зон».

Пузырева также высказывала недовольство мелкой нарезкой кварталов «иннограда», что приведет к удорожанию строительства и повышению стоимости жилья.

Нет дороге через лес

Жителям Автозаводского района категорически не понравилось наличие в генплане четырехполосной лесной дороги, которая должна соединить ул. Спортивную и Баныкина. Проектировщик объяснил, что дорога через лес нужна, но ранее рассматривавшийся вариант «Ленинский проспект — ул. Мира» делать нельзя, поскольку дорога пойдет прямо по водозабору. В результате решили «разрезать» лес немного южнее, тем более что большая часть деревьев в этом месте сгорела. Однако люди стали кричать из зала, что если деревья — сажайте новые, а еще одна дорога через лес не нужна — лучше сделать четыре полосы у имеющейся дороги через зеленую зону.

«В целях и задачах генплана нет ни одной цифры, — выступил с достаточно конструктивной критикой бывший заммэра по строительству Аркадий Эстрин. — Одна из задач генплана — создание комфортной среды. У нас из генплана в генплан идет фраза про комфортную среду, а люди из города уезжают. В 2016 году уехало 7 тысяч человек молодежи. Комфортная среда выражается в конкретных цифрах. Сколько людей приехало, насколько больше родилось, насколько меньше умерло и так далее.

Все это надо отразить. В задачах генплана есть строчка «Решить вопрос альтернативного транспорта». Лично мне альтернативный транспорт не нужен. Задача должна быть, например, такой: как на общественном транспорте за 40 минут добраться из Федоровки до АВТОВАЗа. Вот это задача, и тогда она решится. Задача «найти новые территории под промышленные площадки» нам не нужна. В других генпланах значится «разработать генплан без увеличения площади промышленных площадок».

Чем богаты, тем и рады

«Нет исходных данных о том, как мы живем сейчас и что нам нужно, — продолжил Эстрин. — Есть анализ территории Тольятти в целом, но нет поквартального анализа. Например, в обосновании генплана написано, что нам хватает детсадов. А что происходит в 17, 17а, 18 кварталах? Этого в генплане нет — ни по садикам, ни по школам, ни по объектам соцкультбыта. Где обоснования застройке новых микрорайонов и кварталов, например, за Московским проспектом, за ул. 40 лет Победы. Застроить-то мы застроим, но встанем в пробках».

Эстрин особо отметил, что генплан нельзя рассматривать без Ставропольского района и Жигулевска: «В 2015 году в Ставропольском районе сдано 250 тысяч кв. метров жилья, и застройка продолжается. Все это покупают тольяттинцы. И они стоят, бедные, на остановках с детишками, потому что там нет социальных объектов. На Ягодное ездит 17 тысяч рейсов, на Хрящевку — 26 тысяч. Это примерно 100 тысяч человек ездит в город и из города. Здесь мы строим жилье — оно не продается, а там продается. Так, может, не надо его в городе строить? А строить за городом и исходя из этого решать социальные и транспортные проблемы. Не увидел я и этапов развития города, например, что будет через пять лет. Нет приоритетов. Мы идем сначала за Московский проспект или в «золотой треугольник»? Поэтому я считаю, этот генплан нельзя принимать».

Проектировщики на ходу отвечали на возникающие вопросы. В целом их ответы сводились к тому, что генплан — общий документ, в него невозможно запихнуть все данные. Кроме того, одна из разработчиков, представитель «Ленгипрогор» Римма Воронкова, отметила, что институт направил в мэрию очень много запросов, а ответов получил очень немного: какие данные получили — с теми и работали. В итоге большинство присутствовавших жителей Автозаводского района проголосовали против проекта.

«Площадь Свободы»

фото: Площадь Свободы