Все-таки Россия – страна парадоксов. Десятки тысяч тольяттинцев смогли лишний раз в этом убедиться, когда получили октябрьские квитанции за капремонт, где помимо основной суммы долга значились немаленькие пени – примерно по 100 рублей на каждую неуплаченную тысячу. Получается, что нам «включили счетчик» за услугу, которая не была оказана…
Не скажу, что за последние полгода тема капремонта стала менее актуальной, однако писать о ней стали реже. Почему? Просто проблема эта пропитана безысходностью и по сути не имеет путей решения: собственники жилья остались один на один с фондом капремонта, не получая поддержки ни от партий (в том числе оппозиционных), ни от общественников, ни от юристов, которые лишь разводят руками и говорят, что раз есть закон – значит, надо платить.
Позвольте, а как же здравый смысл? Большинство должников – не какие-то анархисты или пьяницы, это люди, которым чувство собственного достоинства не позволяет оплачивать эти сомнительные квитанции. Во-первых, не заключались договоры (то есть в случае чего спросить будет не с кого), во-вторых, многие просто не верят, что в их домах когда-нибудь будет сделан капремонт, а если случится чудо и до этого все-таки дело дойдет, то устроят ли собственников качество и объемы выполненных работ? Система как была «сырой» в 2014-м, так и осталась, а следовательно, большинство россиян как считали взносы дополнительным налогом, так и считают. Вот и не платят в надежде, что разума в кремлевских головах станет больше, однако суммы долга уже начали переваливать за 10-тысячную отметку и далеко не все готовы продолжать молчаливый бойкот, тем более что сейчас надежды на отмену взносов фактически нет. Стоит признать, что в этом вопросе государство своих граждан победило.
Репрессивные меры стали применять к неплательщикам еще в начале года, когда начались первые суды, решения которых были исключительно в пользу фонда капремонта. Позже начали угрожать введением пеней, однако до выборов злить народ не рискнули, так что «особенные» квитанции с завышенными суммами дошли до адресатов лишь в октябре. К примеру, задолжавшему 5 тысяч владельцу однокомнатной квартиры площадью 33 квадратных метра насчитали лишние 500 рублей, а за 66-метровую «трешку» – больше тысячи. Было бы понятно, если бы работы в этих домах уже выполнили, однако как можно называть должниками людей, которые мало того, что никогда не видели капремонта, так еще и вынуждены дополнительно скидываться на то, чтобы залатать крышу или покрасить стены в подъезде.
– Зачем на текущий ремонт-то скидываетесь, если все равно капитальный делать будут? – спросил я на днях у одного из жителей дома №6 по улице Свердлова.
В ответ раздался смех, а потом была такая фраза:
– Не настолько я наивный, чтобы в эти программы верить. Они не для нас с тобой придумывались. Денег просто кому-то не хватает, вот и попросили народ раскошелиться. Делают, конечно, для вида капремонт в совсем уж старых домах, но эти траты – капля в море по сравнению с тем, что собирают с людей по всей стране.
Общаясь с другими горожанами, сделал вывод, что платить они не отказываются (все равно ведь заставят), однако ждут от государства шагов навстречу. Оптимальным вариантом было бы сначала сделать капремонт, а потом уже выставлять собственникам счет на ту сумму, которая потрачена. Понятно, что в этом случае потребуется некое первичное участие государства, однако нашлись же в свое время миллиарды для фонда содействия реформированию ЖКХ, на которые выполнялся капремонт по 185-му закону с минимальным софинансированием жильцов. Так что же мешало взять те деньги и использовать по предлагаемой нами сегодня схеме (выполнить работы, а потом выставить счет)? А то получилось так, что не только не решили с помощью 185-го закона проблему ветшающего жилфонда, но и новые – почти драконовские – меры придумали.
Сделали бы сначала капремонт, а потом бы разбили всю сумму на 30 лет. В этом случае хотя бы понимали люди, за что конкретно платят, однако даже такой соответствующий здравому смыслу компромисс оказался неприемлем для тех, кто навязал нам программу капремонта. Рассылая квитанции со включенными пенями, региональный фонд лишний раз подчеркнул, что первичны деньги, а не люди с их текущими проблемами (все-таки кризис на дворе) и уж конечно не здравый смысл, о котором мы сегодня так много говорим.
Реакция горожан на квитанции с пенями однозначно негативная, а тот факт, что пришли они после выборов, лишь укрепил в мысли, что верить вообще никому нельзя (интересно, как теперь победители будут смотреть в глаза избирателям?). Люди ежедневно звонят в редакцию, жалуются на непосильный оброк, а в соцсетях вообще поднялась буча, особенно после того, как выяснилось, что пени присылают даже тем, кто исправно платит.
Жильцы дома № 45 по улице Юбилейной обратили внимание на то, что работы по замене батарей начались у них в конце августа, но до сих пор не закончены. Вот что написал по этому поводу тольяттинец Дмитрий Афонин, который проиллюстрировал свою реплику несколькими снимками:
– За окном температура около нуля, а в квартире еле переваливает за плюс 10. В доме еще не везде установлены батареи, люди живут в полном хаосе. Работы ведутся плохо, в квартире грязно… Рабочие зачастую пьяны… Жалуются на маленькую зарплату, которую им не платят… Зато власти отчитались о проведенном ремонте!
Действительно, на сайте областного правительства мы нашли информацию о том, что паспорта готовности к пуску системы получили все многоквартирные дома Тольятти, в том числе те, где в текущем году проводились работы по капитальному ремонту инженерных коммуникаций. В большей части домов замена внутридомовых систем отопления – стояков, розливов, запорной арматуры, тепловых узлов – выполнена своевременно. Неужели опять лукавят господа чиновники?
Добавим, что нынешний скандал с начислением пени совпал по срокам с весьма любопытным сообщением областной счетной палаты, где говорится о том, что в период с 2014 года по настоящее время в работе регионального фонда капремонта выявлен ряд нарушений. В частности, выборочной проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства и условий заключенных договоров фонд принял и оплатил подрядчикам невыполненные работы по капитальному ремонту на общую сумму 1,1 миллиона рублей.
Кроме того, организацией ненадлежащим образом осуществляется контроль за ходом проведения ремонта, за устранением выявленных дефектов в период действия гарантийного срока. Обращения граждан в органы государственной власти по устранению нарушений свидетельствуют об отсутствии у фонда надлежащих взаимоотношений с жильцами многоквартирных домов.
Проверкой также установлено, что при формировании региональной программы капитального ремонта туда включались объекты, которые были признаны ветхими, аварийными и подлежащими сносу (56 домов), то есть проведение там работ является нецелесообразным.
Это далеко не полный список нарушений, выявленных в работе фонда капитального ремонта, однако все они, по мнению чиновников, конечно же не являются поводом для того, чтобы не платить взносы. Просто перегибы на местах, с которыми безуспешно борются уже два года. Так что пусть каждый сам для себя решает: жить в мире с фондом капремонта (то есть по сути с государством) либо же продолжать успокаивать себя тем, что не идем вразрез с совестью и чувством собственного достоинства. У второго варианта есть один существенный минус: «счетчик включен» и пени капают…
Илья Просекин, «Вольный город», № 41 (1118) 21.10.16