Обещают всем новую работу, но практика выглядит иначе

    девушка читает смс

    На почве текущего кризиса и нарастающей безработицы на рынке инфобизнеса как грибы растут вебинары, курсы, марафоны, обучающие людей новым профессиям.

    Как выяснила «Панорама Тольятти», почти в каждом случае потенциальному обучающемуся обещают новую высокооплачиваемую работу, но практика выглядит иначе.

    Крепкая пятерка

    За последние два месяца безработица в городе увеличилась в несколько раз, и специалисты службы занятости уже спрогнозировали, что к концу года безработных в городе, возможно, станет около 40 тысяч.

    Источники «Панорамы Тольятти» предполагают, что в основном это будут люди не рабочих специальностей: сокращенные бюджетники, офисный планктон, работники среднего и малого бизнеса, люди из сферы обслуживания.

    Понятно, что отправить такой контингент «на лесоповал» не получится никак. И на этот раз, в отличие от 2010 и 2014 годов, ни у кого нет иллюзий, что где-то на карте РФ может быть лучше. Осознавая масштаб случившегося, фрустрированные, но привыкшие учиться кадры уходят в головой в интернет, надеясь быстро переквалифицироваться. И здесь их уже ждут не менее готовые к этой встрече маркетологи.

    Универсальная удочка, на которую ловят покупателей интернет-образования, сконструирована приблизительно так. Желающих приглашают на бесплатный вебинар (стрим, интенсив, марафон и т. п.). На них вполне реальные, закаленные практикой специалисты рассказывают о новых профессиях, которые можно быстро (за 2-3 месяца) освоить и начать работать в новой сфере. Естественно, обучение стоит денег. Средний чек составляет от 5-6 тысяч рублей за курс и до 150-300 тысяч за индивидуальное обучение у наиболее раскрученных спикеров.

    Только побывав на десятке-другом таких бесплатных промоакций, можно уловить сходство между старыми лохотронами, когда людям предлагали набирать тексты, собирать макраме, растить грибницы и продавать это все неким покупателям, которые только этого и жаждали. Сегодня, когда иммунитет обывателя к лохотронам значительно возрос, в разы усложнились и приемы работы с ним. Упаковка инфопродуктов становится все более изощренной, содержательной, авторитетной.

    Массовый переход в онлайн добавляет убедительности даже тем «школам», которые начинали сходить с дистанции. Пятерку самых узнаваемых и очевидных обучающих ловушек составляют: курсы разнообразных интернет-маркетологов и вместе с ними SMM-специалистов. А также программистов, психологов-коучей, райтеров, специалистов индустрии красоты (дизайнеров, стилистов и т. п.). И это не считая собственно самих инфобизнесменов, которые продают даже не профессию, а просто инфобизнес, продающий лайфстайл.

    Логика у всех похожа: мы вас обучим за деньги, но вы их быстро вернете, потому что на российском рынке огромная потребность в такого рода специалистах. В этом приеме не все ложь: из-за развития продаж онлайн-спрос на тех, кто будет «упаковывать» товар для продаж через сеть, действительно растет. Недавно Институт прогрессивного образования опубликовал исследование, утверждая, что в будущем вырастет спрос на копирайтеров, SMM-специалистов, PR-менеджеров и т. п.

    Не спешите учиться

    Работники умственного труда будут снова очень нужны. Есть и «но». Они не нужны в таком количестве и такого качества. Недавно на эту тему высказалась в интервью основатель сервиса «Антирабство» Алена Владимирская: «Пандемия показала, что наступает время профессионалов. Для суперпрофи ничего не изменится. Даже если он работает в той сфере, которая подлежит автоматизации. В той же бухгалтерии останется много задач, требующих серьезной умственной работы».

    К слову, недавно в сети появились и онлайн-экспресс-курсы высокооплачиваемых бухгалтеров. Стоимость невысокая: от 6-12 тысяч за курс. То, что под «суперпрофи», как правило, подразумевается профильное образование, курсы повышения квалификации, большой опыт работы и т. п., уходит на второй план под влиянием рекламных приемов. Иллюзии рассеиваются, если обратиться за информацией хотя бы к сервису «Отзовик».

    В настоящее время в обществе уже накопился опыт онлайн-обучения, и найти отзыв о любом курсе труда не составит. Комментарии оставляются, как правило, анонимно, но выглядят достоверными. Большинство людей жалуются на непроработанность учебного материала, но есть и те, кто уже понял, что такое образование онлайн-учителей ни к чему не обязывает.

    «Уже с первых уроков у меня возникли затруднения в изучении материала. Практические же задания я просто не понимала, как выполнять, было мало примеров. В упражнениях нужно заполнять книгу хозяйственных операций, главную книгу, отчеты о финансовых результатах за квартал и т. д., — пишет автор под ником nuss19. — В общем, с курсом я не справилась и забросила его».

    Есть в сети и те, кто уже попробовал стать психологом, автор с ником Med.ps пишет: «Имел «беду на свою голову» пройти курс обучения на коуча, который будет работать в сфере профориентации людей. Заплатил за экономвариант — 7,5 тысячи. Только на втором месяце я понял, что никто трудоустраивать нас не будет и нужно купить еще курс обучения, как себя продавать в качестве психолога. Полученные знания применяю на практике к себе, так как сижу без работы».

    Мы поговорили с HR-специалистами, пытаясь оценить, как внутри корпораций относятся к растущему сегменту быстрой переквалификации онлайн: «Такого рода обучение — это не совсем лохотрон. В отличие от разводов 90-х, люди за свои деньги получают реальные компетенции, но все должны понимать, что система трудоустройства так не работает, — говорит один из специалистов по кадрам крупной торговой сети. — Резюме после курсов к нам приходят пачками, но сегодня знать предмет недостаточно. Нужны реальные навыки, чтобы сразу нагрузить специалиста и ждать результат, время презентаторов ушло».

    Исследуя этот вопрос, корреспондент «Панорамы Тольятти» столкнулся и с обучающими курсами по писательскому ремеслу. Журналистка регионального уровня с раскрученной аудиторией в «Инстаграме» предлагает такой курс. Мы прослушали бесплатную часть курса, в которой не обсуждали его цену и много говорили «о высоком», но вывод о жизнеспособности будущих райтеров сделать было можно. За три месяца автор курса предлагала под ее чутким руководством стать профессиональным копирайтером.

    Дальше все было расписано по уже упомянутому сценарию. Новоиспеченные писатели должны будут найти и уговорить пользователей соцсетей, заинтересованных в развитии своих аккаунтов, купить их услуги. Вероятно, до этого им придется купить еще аудиторию своих аккаунтов, хотя некоторые профессиональные маркетологи обходятся даже без этого. Просто утверждают, что они могут продвинуть чужой аккаунт, хотя у самих 100 подписчиков.

    Кто во что горазд

    «Самое смешное, что если посчитать пропорционально, то стоимость этого так называемого образования будет не дешевле, чем высшее, — отмечает один из наших собеседников. — Три месяца в Тольяттинском государственном университете обойдутся однозначно дешевле, чем те же три месяца в онлайн-программе, а результат будет тот же. И тут, и там — поверхностные знания и не более. Сегодня гораздо интереснее, во что трансформируется высшее образование».

    Недавно один городской сайт сайт разместил рекламу курсов, на которых людям предлагают получить профессию программиста и работать на известную американскую компанию за валюту, чуть позже на сайте появилось похожее предложение купить курс от некой компании. Компания работает давно, и о ней есть масса отзывов. Некто под ником bostut из Минска прошел курсы программирования и теперь просвещает других.

    «Оказавшись в неприятной ситуации, связанной с трудоустройством, пришлось опробовать множество вариантов и потратить кучу времени на поиски вакансии, однако все равно ничего достойного подобрать так и не удавалось, — пишет автор комментария. — Несмотря на то, что когда-то накопленные средства уже очень долгое время лишь уменьшались в объеме, потратить их на обучение не казалось зазорным. Тем более с перспективой возможного трудоустройства, хотя надежд на это было очень немного, так как уровень любителя далеко не то, что ищет практически каждый работодатель».

    Дальше он развивает мысль о том, что в принципе знания на курсах даются, но их точно недостаточно для поиска работы. Тем, кто серьезно думает о смене профессии, собеседники «Панорамы Тольятти» рекомендуют мониторить дистанционные программы вузов. Тем более что в ближайшем будущем в этой сфере, по всей видимости, нас ждут большие перемены, о которых пока пишут в основном федеральные СМИ. В частности, расширение возможностей качественного, удаленного и, что важно, недорогого дополнительного образования.

    Ирина Смирнова, газета «Панорама Самарской области» № 15, июнь 2020 года