Главное – создать рассол

Новости Тольятти augustnews.ru

Конкурс «Лучший учитель истории и обществознания» прошел в рамках городского сетевого проекта «Педагогические высоты Тольятти».

Тринадцать историков демонстрировали свое педагогическое мастерство в гимназии № 38 Автозаводского района. Именно эта гимназия вместе с городским ресурсным центром выступила инициатором проведения конкурса «Лучший учитель по предмету». Дело в том, что активность и здоровые профессиональные амбиции тольяттинских учителей растут с каждым годом, ведь когда-то в общегородском конкурсе «Учитель года» между собой соревновались шесть-восемь человек. Всего! А сегодня только историков 13, а есть ведь еще и лучшие физики, словесники, учителя младших классов. Активность эта не может не радовать, так как престиж труда школьного педагога растет.

В первой половине дня все участники конкурса «Лучший учитель истории» показывали жюри свою визитную карточку, то есть рассказывали о своей педагогической технологии, приемах, изюминках, которые есть только у них. Однако матрицы, представленные историками, смогут запросто использовать на своих уроках учителя любого предмета, поэтому в актовом зале гимназии № 38 было многолюдно. Педагоги многих школ города пришли на конкурс из профессионального любопытства и в качестве группы поддержки. Как считает директор гимназии № 38 Юлия Мищенко, можно прослушать десятки лекций, но ни одна теория не заменит хороший мастер-класс, урок истинного учителя. А мнение Юлии Сергеевны очень авторитетно: 24 года она работает учителем, 12 лет – директором, в 2002 году стала победителем конкурса «Учитель года России», с 2006-го входит в состав жюри этого престижного конкурса.

По словам Юлии Сергеевны, с одной стороны, контингент участников «Учителя года» молодеет, но и педагоги с опытом не боятся публичных выступлений. На конкурсе надо быть и артистом, и оратором, и учителем. Участники должны выложиться на все сто процентов, не потерять во время своего выступления драйв, вдохновение, смелость. Это серьезное испытание, поэтому руки от волнения у конкурсантов тряслись и слова путались. «Жюрить», однако, было ничуть не легче, чем участвовать. Достойных претендентов на победу много, но из 13 участников надо было выбрать только одного победителя и двух лауреатов.
Почетную миссию по подведению итогов волнительного соревнования взял на себя самарский педагог-историк, победитель всероссийского конкурса «Учитель года – 2015» Сергей Кочережко.

Сергей Сергеевич отметил смелость каждого конкурсанта, вышедшего на сцену под прицел внимания компетентной публики и придирчивого жюри. Каждый участник конкурса профессионального мастерства, по мнению Кочережко, победитель над собой. А преодолев себя, учителя, скорее всего, и дальше будут стремиться к победам. Поэтому Сергей Сергеевич посоветовал смельчакам как можно интенсивнее знакомиться с уроками победителей всероссийского конкурса «Учитель года», ведь без знания опыта лучших из коллег добиться собственного успеха невозможно. Сам Кочережко просмотрел сотни записей мастер-классов в YouTube, некоторые выучил наизусть. Второй совет – к выступлению надо готовиться очень тщательно, не помешает прогнать свою презентацию пять раз как минимум. Ведь даже актеры школьного театра репетируют спектакль, прежде чем выйти на сцену.

– Когда я впервые показал подготовленное для конкурса выступление своей жене, она уснула, – признался Сергей Кочережко. А еще он настоятельно порекомендовал педагогам при участии в новых конкурсах одновременно работать на два фронта – как с фокус-группой на сцене, так и с залом. Иначе заскучают либо те, либо другие. В общем, все как на уроке: интересно должно быть каждому, кто слушает учителя.

От департамента образования мэрии Тольятти награды победителям вручила Елена Пинская, которая с гордостью отметила: «Приятно, что наших детей учат такие звезды». С Еленой Олеговной я согласилась полностью, когда увидела молодых симпатичных победителей и услышала их ответы на вопросы. В частности, я поинтересовалась: «Раньше учителей истории называли бойцами идеологического фронта, а сейчас как вы себя позиционируете?»

Лауреат конкурса «Лучший учитель истории» из гимназии № 48 Владимир Введенский ответил: «Сегодня нет общеобязательной идеологии, тем не менее после окончания школы каждый ученик становится избирателем и принимает важнейшие решения на выборах. Учителя истории и обществознания должны давать учащимся знания, умения и навыки, позволяющие стать достойными гражданами своей страны, развивать их политическую культуру».

А Елена Пентешина, также лауреат конкурса, убеждена: «Войны выигрывают не полководцы, а учителя и приходские священники. Именно учителя влияют на молодежь. Задача учителя – воспитывать детей правильно, иначе потом непременно пожнем плоды неправильной политики. Пример – Украина, где 20 лет детей в школах воспитывали в духе национализма, а сейчас пожинают плоды своего воспитания».

«Елена Олеговна, а что самое трудное сейчас для преподавателя истории? Чему сложнее всего научить детей? – поинтересовалась я. «Многое зависит от личности учителя. Если есть авторитет у педагога, дети будут подражать ему. Посмотрите на нашу когорту историков – молодых людей в школы много пришло! Возможно, совсем скоро мы вернемся к тем временам, когда профессия учителя была престижной, в гимназиях дореволюционной России работали в основном мужчины, которые могли на зарабатываемые деньги обеспечить семью», – отметила Елена Пентешина.

А Ксения Соловьева – победитель конкурса – добавила: «Самое сложное в преподавании истории – быть интересным каждый день. Исторические темы установлены давно и не меняются. Многие педагоги написали когда-то кучу конспектов к урокам (многотомные такие труды) и применяют только их. Мне кажется, современный педагог должен постоянно меняться, применять современные формы урока, новые подходы к образованию. Я все время ищу изюминки, стараюсь сделать урок интересным для учеников, чтобы они постоянно удивлялись! Самая сложная задача педагога сегодня – удивлять! Ведь практически всю информацию дети могут прочитать в Интернете. Темой моей визитки на конкурсе было «Следствие». То есть исторический процесс я представляла как следствие, в котором ребенок выступает в роли сыщика. Он изучает улики и приходит к определенным выводам. Эту идею я закладываю в свою деятельность: пусть ученик находится в состоянии постоянного поиска, нехватки информации, стремится эту информацию добыть различными методами и способами.

Мнение эксперта

Ксения Соловьева, победитель конкурса «Педагогические высоты Тольятти», учитель истории:

– Мы воспитываем мыслящих людей, которые не следуют слепо за чужим мнением, а умеют анализировать, сопоставлять факты, видеть причинно-следственную связь событий. Наши ученики способны принимать решения, нести за них ответственность.

Елена Пентешина, лауреат конкурса:

– Известный советский педагог Виктор Федорович Шаталов утверждал, что в школе должен работать «эффект соленого огурца». Главное – рассол. Какой бы огурец ни был – плохой или хороший, – но, попав во вкусный рассол, он замечательно просолится. Как говорил Шаталов, «у нас в школе нет плохих огурцов». Если атмосфера в школе есть, то каждый ребенок, попавший в нее, будет таким, каким его сделает атмосфера.

фото: Площадь Свободы

Ольга Пимантьева, “Площадь Свободы”