Это случилось спустя 16 лет

Новости Тольятти augustnews.ru

О многодетной семье Трухановых «Площадь Свободы» писала несколько лет назад. В 2000-е годы в их дом пришла беда — супругов обманул черный риелтор, забравший их деньги на покупку четырехкомнатной квартиры. Трухановы выиграли суд, но деньги с риелтора так ни копейки и не взыскали — якобы нечего… Одним словом, в 2000 году семья оказалась на улице и стала жить по съемным квартирам.

В 2008 году Трухановы через «Площадь Свободы» обратились за помощью с открытым письмом к губернатору Владимиру Артякову. Тогда в семье было пятеро детей (теперь уже восемь). К сожалению, администрация прежнего губернатора проигнорировала просьбу о помощи многодетной семье, хотя они не попрошайничали, а требовали вернуть свое. И вот наконец в 2015 году на проблему тольяттинской семьи обратил внимание нынешний губернатор Николай Меркушкин, который распорядился включить их в программу поддержки многодетных семей.

В 2016 году областной бюджет выделил Трухановым из резервного фонда 1,92 млн рублей, еще 19,2 тысячи рублей (1%) добавила мэрия Тольятти. Этого хватило, чтобы семья, добавив свои накопления, наконец-то приобрела собственное жилье. Семье помогло и падение цен на недвижимость, потому что в начале года на имеющиеся 2,65 млн они могли купить только трехкомнатную квартиру, а в сентябре — уже четырехкомнатную.

В свое жилье на первом этаже 9-этажного дома Трухановы въехали под Новый год, в декабре. В гостях у семейства новоселов побывал корреспондент «Площади Свободы», чтобы своими глазами посмотреть, как они устроились.

Елочка уже зажглась

Экскурсию по довольно просторной квартире проводит Ольга Труханова, вокруг оживленно играют несколько ребятишек разных возрастов. «С тех пор как вы у нас были, старшие дети уже подросли, сейчас работают, помогают папе, — рассказывает Ольга. — Ивану сейчас 20 лет, Валентине 19, Алене 12, Юле 11, Антону 9, Софье 8, Темочке 3 годика и Мирону 4 месяца. Итого у нас четыре мальчика, четыре девочки и мы, двое родителей. Всего 10 человек».

Папа и двое старших детей во время нашего визита были на работе (отец занимается установкой систем автополива, сын — повар японской кухни, дочь — консультант в магазине). Все остальные были в сборе. Самым веселым в доме выглядел Тема, то и дело проползавший мимо нас туда-сюда на четвереньках.

В квартире тепло, при этом она довольно просторная — 80 кв. метров. «Мне еще понравилось, что кухня совмещена с самой большой комнатой, — рассказывает Ольга. — Получилась как бы гостиная, где можно и готовить, и покушать, и еще четыре комнаты. То есть пять комнат».

Вещи семья до конца еще не разобрала, комнаты все еще уставлены коробками. Но в гостиной уже наряжена елка, и настроение у всех праздничное. «На Новый год мы будем готовить манты и много разных блюд, но все без курицы, потому что курица — это символ нового года», — по-хозяйски объясняет корреспонденту «Площади Свободы» одна из девочек.

Зачем вы кричите на детей?

«Готовлю я вместе с детьми, они помогают мне чистить овощи, — рассказывает Ольга. — Жизнь в многодетной семье не такая уж тяжелая, как себе представляют многие женщины. Допустим, в семье один ребенок, и вы готовите небольшую кастрюлю супа. Мы готовим кастрюлю побольше, но время на это уходит столько же, потому что все равно надо варить тот же самый суп, и по времени он делается столько же. Поэтому разницы я не вижу».По словам Ольги, все эти годы она сидит дома с детьми, то есть является домохозяйкой, но вообще собирается написать книгу о жизни в многодетной семье, благо опыта борьбы с трудностями предостаточно.

«Бывало, конечно, всякое — и руки опускаются, и истерики, я ведь женщина. Сколько за 16 лет пролито слез… Но вы знаете, почему-то я чувствовала, что у нас будет свое жилье. И еще я в год Быка родилась, поэтому если я вижу цель, то иду к ней. Какие бы трудности у нас ни были, в конце концов я говорю себе, что надо брать себя в руки и идти дальше…»

«Мне часто говорят, что не представляют, как можно управляться с восемью детьми, потому что с двумя-то намучаешься — постоянно приходится на них кричать, — рассказывает Ольга. — Я отвечаю: «А зачем вы кричите? Выстроите отношения так, чтобы не кричать». Я, например, практически не кричу на своих детей и, что бы ни случилось, разговариваю с каждым отдельно. Стараюсь растить в детях прежде всего личность, чтобы они сами понимали, чего хотят в жизни, и не зажимать их психологически: ты этого не умеешь, у тебя никогда не получится и тому подобное.

Многие родители думают, что если они сами бедные, то и ребенок тоже будет бедный. Но дело ведь не в том, сколько ты денег получаешь, а в том, насколько правильно ты ими пользуешься. Можно, например, купить дорогую одежду или мобильный телефон и жить впроголодь, а можно купить недорогие вещи и нормально питаться. Я, например, одеваю детей на распродажах, но обделенной себя не считаю. Кто-то купил одни джинсы за 3 тысячи рублей, я купила на те же деньги трое джинсов. В итоге расходы одни и те же».

Танцуем и поем, весело живем

«Я также не приемлю авторитарный стиль отношений с детьми и не наказываю одного ребенка или всех сразу за проступки другого ребенка, как практикуется во многих семьях, — продолжает Ольга. — Вообще, в семье нужна правильная организация, и родители должны быть хорошими организаторами в первую очередь. У меня такие способности есть с детства — я была председателем совета отряда, дружины, комсоргом. Потому училась на педагога, потому что очень люблю детей».

— Многие не понимают, как можно рожать, не имя своего жилья. Они говорят: «Зачем плодить нищету?»

— Мы с мужем очень любим детей, нам нравится их растить, видеть, как они развиваются, и развиваться вместе с ними. У нас Валя и Алена, например, хорошо рисуют. Валя даже вошла в книгу «Юные художники Тольятти». Алена — победитель конкурса «Краса Тольятти 2014 года. Притом, кроме внешности, в конкурсе учитывались творческие способности ребенка. Алена у нас и поет неплохо, и танцует. Юля у нас была мисс обаяние.…

Я считаю, что по мере роста и развития своих детей сама расту и развиваюсь как личность вместе с ними и многому у них учусь. Иногда говорят: яйца курицу не учат, а я считаю, что бывают моменты, что и устами младенца глаголит истина. Меня иногда упрекают: зачем вы рожаете? Я отвечаю: а почему вас это тревожит? Вы вынуждены заниматься воспитанием моих детей, тратить на них свои время или деньги? Мы никого не нагружаем своими детьми, все проблемы решаем сами. Почему же вы так волнуетесь за нас?

Мне говорят: вы рожаете на «съеме», поэтому вы — безответственная. Я говорю: а в чем ваша ответственность? Вы рожаете одного ребенка, и потом его воспитанием занимается телевизор или ваша бабушка, а вы живете для себя: я хочу туда, я хочу сюда. Или когда семья до 30-40 лет не заводит ребенка, хочет поездить по миру или что-то еще — это эгоизм.

Так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети

— За 16 лет сколько раз вы снимали квартиры?

— Девять раз, и в основном в старых кварталах Автозаводского района. Так получилось, что в этих кварталах было лучше с доступностью школ и детских садов. Самое долгое, сколько мы жили в одной съемной квартире, — шесть лет, самое быстрое — две недели. Там была такая хозяйка, что могла без предупреждения прийти в любой момент, открыв дверь своим ключом, и начать проверять, что у нас лежит в шкафах.

Это было уж слишком… Последнее время снимали четырехкомнатную квартиру, платя 18-19 тысяч рублей в месяц. Из них 11 тысяч уходило непосредственно за аренду, остальное — за коммуналку. Иногда нам говорят: почему вы не снимали двухкомнатную квартиру, например? Я отвечаю, что по цене выходило так же, как четырехкомнатную, поэтому смысла не было.

— Почему вы выбрали квартиру на первом этаже?

— Однажды мы снимали квартиру на первом этаже, и мне очень понравилось наличие погреба и то, что не нужно ездить на лифте. В этой квартире тоже есть большой погреб, неплохой ремонт и вообще здесь хорошая аура — до нас здесь жила творческая семья. А самое главное, в этом квартале есть хорошая школа. Для нас это очень важно.

— Старшие дети вам помогают деньгами, на коммуналку, например?

— Они нам помогают тем, что содержат себя сами. Я считаю, что пока этого достаточно.

— Вы будете еще рожать?

— Не знаю, позволит ли здоровье, но хочу взять как минимум двоих или троих приемных детей на воспитание. Я видела отказников в роддоме, как они плачут по ночам, это очень страшно. Я хочу, чтобы у всех детей была своя семья, свои мама и папа.

«Площадь Свободы»

фото: Площадь Свободы