Дорога через лес: Основные опасения горожан

При грамотном распределении бюджетных ресурсов на строительство дороги через лесной массив в Тольятти может уйти около 5 лет.

Тольяттинцы продолжают обсуждать плюсы и минусы строительства новой автомобильной дороги между Центральным и Автозаводским районами через лесной массив. При этом некоторые скептики утверждают: независимо от того, какое решение жители города примут в ходе общественного опроса 18 марта, лесной дороги в Тольятти не будет. Главной причиной такого развития событий многие считают отсутствие у муниципалитета средств на реализацию проекта ориентировочной стоимостью от 2,8 до 3 млрд руб. Однако не стоит забывать, что в последние несколько лет г.о. Тольятти получает ежегодно около 1 млрд руб. и более на ремонт и реконструкцию дорожных объектов. А в 2017 году после успешного старта ремонтной кампании федеральный бюджет предоставил городу дополнительные средства на эти цели. Так что сомневаться не приходится: если горожане проголосуют за лесную дорогу, то при грамотном перераспределении бюджетных ресурсов, а также с учетом возможности привлечения инвестиций из внебюджета реализовать проект удастся. Причем в самом обозримом будущем — в течение 4-5 лет.

Окончательно вопрос с дорогой решится 18 марта, после того как жители Тольятти выразят свое мнение на этот счет. Как неоднократно отмечали в администрации города, решение горожан будет основополагающим для власти при ответе на вопрос: быть или не быть новой транспортной артерии? А пока стратегически важную перспективу обсуждают в различных общественных институтах и объединениях. Например, в режиме круглого стола, который прошел на днях в администрации Центрального района.

— Проблема взаимоотношений города и населения будет всегда, — отметил на заседании врио директора Института экологии Волжского бассейна РАН Сергей Саксонов. — Когда планировали строительство Тольятти — создали по сути три города под одним общим названием. Наверное, это была утопическая идея. Но если лес есть, а его ценность никто не будет отрицать, то его нужно хранить. У нас в институте есть такое понятие, как национальное природное достояние. Мы этот лес не сажали, мы только ухаживали за ним, поэтому распоряжаться им через строительство или отчуждение — это не совсем по-хозяйски. Вопрос с дорогой на самом деле стратегический. И не по времени — из-за того, что он может долго решаться, а потому что нам жить в этом городе, и город должен быть комфортным.

Сергей Владимирович полагает: дорога — это хорошо, потому что это прежде всего логистика. Но нельзя забывать о водозаборах. «Почему водные линзы и сами водозаборы образовались именно в лесном массиве? Потому что лес и подземные грунтовые артезианские воды — это одно и то же. Не было бы леса — не было бы этих артезианских бассейнов. Пожары 2010 года, я думаю, привели к сокращению запасов подземных вод. И любое вмешательство в лесной массив может быть чревато. Я понимаю, что дорога — это линейный объект и, возможно, не широкая полоса отвода. Но мы в России живем, в широкой стране. Поэтому очень опасаюсь, что полоса отвода дороги рано или поздно будет застроена кафе и сопровождающими службами», — обозначил свою позицию эколог.

Действительно, основные опасения горожан связаны с тем, что по обе стороны от новой дороги могут вырасти объекты капитального и некапитального характера, в том числе коттеджные поселки, заправки и пр. Но, возможно, существует возможность установить жесткие рамки по использованию придорожной территории? Об этом на круглом столе рассуждал председатель правления общественной организации «Наше время» Анатолий Секлетов: «С одной стороны, есть лес и есть желание совершенно разумных людей сохранить это природное богатство для наших детей. С другой стороны, я понимаю: эволюцию не остановить — дорога там будет. Сегодня ли, завтра ли. Другое дело — нужно, чтобы не получилось негативных последствий. Если у нас есть инструмент, чтобы оградить обочину дороги от строительства, то да — дороге быть. Если нет такого инструмента, то трогать лес нельзя».

Как полагают в городской думе, упомянутые «инструменты» у органов местной власти присутствуют. Поэтому, принимая то или иное решение, муниципалитет имеет рычаги установить дополнительно четкие регламенты в генплане и правилах замлепользования и застройки, после чего вопросы строительства в лесном массиве будут на 100% сняты — это просто невозможно будет сделать по закону. Другими словами, если решение о дороге 18 марта жителями будет принято, то нормативными актами и регламентами город сможет предусмотреть все необходимые ограничения и запреты на проведение любых работ на землях, прилегающих к магистрали.

Юлия Романенко, «Площадь Свободы»
roma-jul@yandex.ru

сосна в инее

фото: Вадим Кондратьев