Анатолий Иванов: Перемены на ВАЗе возможны, но только в следующем году

Новости Тольятти augustnews.ru

Как известно, с середины прошлого месяца на АВТОВАЗе снова введена неполная рабочая неделя. «Вольный город» обратился к заместителю председателя вазовского профсоюза «Единство» Анатолию Иванову с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию и ответить на вопросы, касающиеся перспектив деятельности автогиганта.

– Анатолий Семенович, как отнеслись вазовцы к введению снова неполной рабочей недели?

– Привыкнуть можно как к хорошему, так и к плохому. Заводчане затягивают пояса и терпят, пока терпение еще не иссякло. Помню те времена, когда нам не выплачивали зарплату два месяца, многим не на что было купить даже хлеб. Поэтому работники приняли решение о проведении забастовки, и профсоюз «Единство» ее организовал. И это подействовало: заработную плату начали выплачивать. Сейчас же, хоть и сокращенная, заработная плата выплачивается – на хлеб и каши хватает, овощи и фрукты у многих со своих дач. Но, конечно, тяжело, особенно тем, кто имеет кредиты.

– А как к неполной рабочей неделе относится профсоюз «Единство»? И что планируется делать по защите интересов работников?

– Профсоюз, конечно, относится отрицательно. На последнем заседании профсоюзного комитета мы обсуждали этот вопрос, но никакого решения пока не приняли. Мы с Петром Золотаревым предложили провести митинг: бастовать в условиях неполного рабочего времени смысла нет. Однако у членов профкома есть сомнение в том, что он будет массовым, да и не всем понятно, к кому сейчас предъявлять требования.

– По вашему мнению, к кому сейчас надо их предъявлять?

– Прежде чем ответить на этот вопрос, следует назвать причины сложившейся на предприятии ситуации. Думаю, для большинства здравомыслящих людей очевидно, что в первую очередь они связаны с падением спроса на автомобили на отечественном рынке, который, в свой черед, обусловлен российским экономическим кризисом. Спад продаж начался еще в 2013 году – после мирового финансового кризиса.

В 2014-м он продолжился со II полугодия, но уже связан был с введением западных санкций и снижением курса рубля и по итогам года составил примерно 10%. Не очень большой спад объясняется ажиотажным ростом спроса в конце года из-за обвального ослабления курса рубля. В прошлом году снижение продаж составило уже 35%. Это связано с существенным ростом цен на автомобили из-за ослабления курса рубля почти в 2 раза и увеличением ставок по автокредитованию. За первые 9 месяцев текущего года в целом по российскому рынку продажи снизились еще на 15%. Мало чем отличался от этих показателей и спад продаж вазовских автомобилей.

Таким образом, основная причина сложившейся кризисной ситуации на АВТОВАЗе является внешней. Следовательно, в настоящее время требования надо предъявлять не к руководителям завода.

– Тогда к кому же?

– К руководителям государства, ответственным за состояние российской экономики, которое в настоящее время связано в основном с внешнеполитическими факторами. Да, мировая экономика, в которую интегрирована и российская, не полностью еще восстановилась после мирового финансового кризиса 2007-2010 годов, но его негативные последствия для нашей экономики уже мало ощутимы. Конечно, существенным фактором является и цена нефти, которая резко снизилась. Однако, по существующей версии, которой придерживаюсь и я, это снижение является западной санкцией, то есть внешнеполитическим фактором.

Не менее влияющим факторам является и такой как введенное западными странами ограничение на пользование дешевыми кредитами, предоставляемыми их банками российским банкам и крупным компаниям, а также на передачу нашим компаниям высокотехнологичной продукции. Кстати, недавно на валдайском инвестиционном форуме «Россия зовет» впервые о негативном влиянии западных санкций на состояние российской экономики сказал президент РФ, правда, он говорил только об ограничении в передаче технологий. До этого же во всех российских СМИ говорилось наоборот – о пользе санкций. Как же так? Западные санкции влияют, и влияют очень сильно! В основном из-за них в России экономический кризис, отсюда – и кризисное состояние на автогиганте.

– К кому вазовцам предъявлять требования, стало понятно. А теперь, Анатолий Семенович, обозначьте: какие конкретно требования?

– Требования простые: обеспечить заводчан работой в режиме полной занятости и выплачивать при этом достойную зарплату. Но, как я уже сказал, такие требования в сегодняшних экономических условиях работодатель выполнить не сможет, поэтому направлять их ему не имеет смысла. Он может только сократить доходы высших руководителей завода, которые, конечно, несправедливы, но на кризисную ситуацию они не особенно повлияют.

Требования, повторяю, следует направлять руководителям государства: именно они должны создать условия для нормальной работы предприятий. А как они будут это делать – работникам все равно, это не их проблема. Считаю, руководителям государства следует начать с отмены санкций, тем более власть в США меняется. Каким образом начать? Любым. Главное – чтобы в стране закончился экономический кризис и жизненный уровень россиян не только восстановился, но и стал расти.

– Но для отмены санкций руководителям государства придется выполнить определенные условия западных стран…

– Наверное, если не смогут добиться их отмены каким-либо другим способом. Надеюсь, что при принятии своих внешнеполитических решений руководители нашего государства думали, как это скажется на жизненном уровне народа. Потому что именно он и должен являться основным критерием правильности любых решений, как внутриполитических, так и внешнеполитических. Сейчас мы видим, что наш жизненный уровень продолжает снижаться. Когда этот процесс остановится? В любом случае пора действовать! Руководители государства просили нас потерпеть два года – они уже прошли, а никакого света в конце тоннеля мы не видим. Поэтому и появляется сомнение в правильности их внешнеполитических решений.

– Но нас убеждают в том, что принятые в последнее время внешнеполитические решения являются правильными и в случае их непринятия было бы еще хуже…

– Было бы хуже или лучше – этого никто доказать не сможет. Считаю, что народ никогда не должен соглашаться с такими решениями, которые приводят к снижению его жизненного уровня. Иначе власть всегда будет иметь возможность оправдать любые свои действия и решения, в том числе и ошибочные.

– Анатолий Семенович, как вы относитесь к существующему мнению, что кризисная ситуация на ВАЗе связана с приходом на завод французско-японского альянса? И что альянс не заинтересован в производстве вазовских моделей, а пришел для продвижения на российский рынок своих автомобилей?

– Знаю о существовании такого мнения, особенно часто и громко оно звучало в период последней выборной кампании из уст некоторых кандидатов. Считаю, подобные их заявления предвыборной риторикой, то есть обманом избирателей. Я согласен только с тем, да и сам еще до появления этих кандидатов много раз публично говорил, что передача АВТОВАЗа государственной корпорации «Ростехнологии» была ошибочным решением. И если бы этого не произошло, думаю, завод не был бы сейчас в собственности иностранной компании.

А вот с тем, что французско-японский альянс не заинтересован в производстве вазовских моделей автомобилей, не согласен. Это не согласуется даже с элементарной здравой логикой, особенно в период, когда альянс терпит огромные убытки. Как и любой производитель, он заинтересован в производстве тех моделей автомобилей, которые приносят прибыль. А если какая-то модель является убыточной, то ее производить никто не будет.

Считаю, что альянс заинтересован и в использовании комплектующих, производимых на российской территории, которые дешевле иностранных. Ведь их использование приводит к удешевлению автомобилей, и как следствие – к повышению на них спроса. Это подтверждается и существующей практикой: политика альянса направлена на рост локализации производства автомобилей. Кстати, по постановлению правительства страны уровень локализации производства автомобилей в России иностранными компаниями должен в течение 5 лет достичь 60%, на АВТОВАЗе он уже выше.

О производстве комплектующих хочу сказать отдельно. Для увеличения спроса на автомобили руководителям страны следовало бы в качестве мер государственной поддержки установить существенные льготы для производителей комплектующих, помочь им в техническом перевооружении. Затраченные на это средства возвратились бы в бюджеты всех уровней за счет развития автомобильной промышленности, которая везде является одним из основных локомотивов экономического роста. Вместо того чтобы тратить средства на гонку вооружений…

– Есть информация по конкретным комплектующим, что ВАЗом они закупаются за рубежом – по ценам, в десятки раз выше по сравнению с ценами российских производителей…

– Слышал об этом, но к такой информации отношусь с недоверием, она требует изучения.

– Анатолий Семенович, в настоящее время, особенно с учетом роста антизападных настроений, ваше мнение в отношении альянса может оказаться непопулярным…

– Может, но я никогда не стремился кому-то понравиться, а всегда выражал свое мнение, то есть всегда говорил правду в своем понимании. Никогда не стремился завоевать популярность, используя любые средства. Из-за этого часто что-то терял, так как правда не всем нравится, особенно власть имущим.

– Тогда ответьте на последний и самый важный вопрос: когда, по вашему мнению, вазовцам стоит ожидать положительных перемен?

– По мнению аналитиков, с которыми, думаю, можно согласиться, на российском автомобильном рынке накапливается фактор отложенного спроса. То есть потребность в приобретении или замене автомобилей у населения была и есть, как и средства, но оно их не покупает из-за экономической нестабильности и пугающей неизвестности в условиях экономического кризиса. Период адаптации к этим условиям заканчивается, поэтому в следующем году ожидается повышение спроса на автомобили.

Но его уровень будет зависеть от стоимости нефти. При существующей цене и сохранении мер государственной поддержки повышение спроса ожидается на уровне 7-8%. На вазовские автомобили спрос может повыситься и на больший процент, в этом случае может восстановиться полная рабочая неделя. Восстановление же производства до прежнего уровня с увеличением численности работников, повторяю, возможно только при прекращении российского экономического кризиса. А это может быть только при отмене западных санкций и существенном повышении цены нефти.

Беседу вел
Виктор Зимогоров, «Вольный город», № 44 (1121) 11.11.16

Анатолий Иванов, депутат Госдумы от города Тольятти 3, 4 и 5 созывов