Результаты для многих жителей Тольятти оказались неожиданными

на пешеходном переходе

Некоторые результаты недавних выборов для многих россиян, в том числе и тольяттинцев, оказались неожиданными. Их анализом, выявлением определенных тенденций на российском политическом поле с читателями газеты делится ее парламентский эксперт Анатолий Иванов, в свое время трижды представлявший интересы тольяттинцев в Госдуме.

– Анатолий Семенович, в феврале на страницах «Вольного города» вы высказывали свое мнение о возможных результатах сентябрьских выборов. В чем прогнозы подтвердились, а в чем не сбылись?

– Большинство моих прогнозов подтвердились. Во-первых, я говорил, что партия «Единая Россия» проведет в Госдуму не менее 300 депутатов, и это произойдет при ее поддержке Владимиром Путиным. Так и произошло.

Во-вторых, я говорил, что от объединения «Справедливой России», «Патриотов России» и «За правду» синергетического эффекта, на что рассчитывали их руководители, не будет, но проходной барьер новая партия преодолеет. Как известно, она набрала 7,46 процента голосов, и этого хватило для «попадания» в парламент страны.

В-третьих, сбылся мой прогноз и по прохождению в Госдуму новой партии – «Новые люди». В-четвертых, как я и ожидал, сбылась мечта нашего самарского земляка Михаила Дегтярева – он стал губернатором Хабаровского края. Это произошло потому, что его соперниками были специально подобранные слабые кандидаты, о чем я тоже говорил.

И последнее. Как я и прогнозировал, применение политической технологии так называемого «Умного голосования» властью было сильно ограничено, поэтому на конечный результат оно фактически не повлияло.

А вот по представительству в Госдуме партий КПРФ и ЛДПР, а также по участию Леонида Калашникова в выборах мои прогнозы не сбылись.

– Несмотря на повышение партией власти пенсионного возраста, на рост цен и снижение жизненного уровня, она опять убедительно победила – в Госдуме у нее 324 депутата. Как вы объясните такой вроде бы парадокс? Опять помог авторитет Путина?

– Чтобы это объяснить, надо рассмотреть результаты голосования за партию, начиная с ее первых выборов в 2003 году. На них она набрала всего 37,56%, что обеспечило получение 120 депутатских мест. А ее кандидаты победили в 103 одномандатных округах. Но в Госдуме, за счет вступления в «Единую Россию» беспартийных депутатов, она получила 308 мест.

Потом в Кремле приняли решение о переходе на партийный принцип формирования власти с перспективой создания двухпартийной системы. В связи с этим выборы по одномандатным округам были отменены. В декабре 2007 года состоялись выборы только по партийным спискам. «Единую Россию» возглавлял тогда Владимир Путин, в итоге она набрала 64,30% голосов избирателей, а в Госдуме заняла 315 депутатских кресла.

Однако что-то пошло не так, и на выборах в декабре 2011 года «Единая Россия» набрала всего 49,32% голосов, заняв в Госдуме только 238 депутатских мест. Председателем ЕР всё еще был Владимир Путин, но партийный список возглавлял Дмитрий Медведев.

– А когда опять вернулись к одномандатным округам?

– Тогда же. В Кремле решили вернуться к выборам по одномандатным округам, чтобы через них увеличить количество депутатов от партии власти, так как кадровый резерв у нее значительно выше по сравнению с соперниками. Ведь только одной принадлежности к какой-либо партии недостаточно для того, чтобы быть избранным – надо еще хотя бы стать известным для избирателей, а таких в партии власти всегда много.

И вот на выборах в 2016 году «Единая Россия», набрав 54,20% голосов и победив в 1203 округах, получила 343 депутатских места. Притом что партийный список возглавлял непопулярный Дмитрий Медведев, он же был и председателем ЕР.

После этих выборов произошло повышение пенсионного возраста, а также выросли цены и снизился жизненный уровень. Однако в Кремле к выборам сентября 2021 года подготовились.

Во-первых, партийный список возглавили популярные Сергей Шойгу и Сергей Лавров. Во-вторых, Владимир Путин публично поддержал «Единую Россию», а напоследок одарил пенсионеров существенной для них денежной суммой. Думаю, немалую роль в пользу партии власти сыграли трехдневные выборы и электронное голосование.

В результате она сохранила лидерство, набрав 49,82% голосов избирателей и получив 324 депутатских мандата. Думаю, их число даже увеличится за счет беспартийных депутатов.

– Но ведь на прошедших выборах много голосов набрала и КПРФ, а в нескольких регионах даже опередила «Единую Россию». Какова, по вашему мнению, ее перспектива? Станет ли она когда-нибудь реальным конкурентом партии власти?

– Чтобы ответить на эти вопросы, надо также посмотреть на результаты голосования за КПРФ в прошлые годы. Так, на выборах 2003 года за нее проголосовали 12,61% избирателей, а в Госдуме было 52 депутатских места. В 2007-м она набрала 11,57% голосов и получила 57 депутатских мест. В 2011-м – 19,11% и 92 места, в 2016-м – 13,34% и 42 места. И вот теперь набрала 18,93% голосов и получила 57 депутатских мест.

Как следует из данных результатов, у КПРФ нет тенденции на развитие. Был скачок на выборах 2011 года, но его основной причиной, как мне представляется, стал мировой кризис, который затронул и экономику России. Тольяттинцы его тогда на себе ощутили – ведь основные сокращения на ВАЗе прошли в эти годы.

А вот причины улучшения результатов КПРФ на только что прошедших выборах, думаю, всем очевидны. Это в основном связано с повышением пенсионного возраста.

Что же касается перспективы развития КПРФ, то она маловероятна. Во-первых, при авторитарных режимах политическая конкуренция и реальная оппозиционная деятельность не допускаются.

Во-вторых, у партии нет понятной реальной программы развития страны в интересах всего общества. Та же, которая есть, реальной не является, это набор лозунгов, взятых из так называемого советского прошлого, возвращение к которому не только невозможно, но и не нужно. Как сказал в своих мемуарах известный политик времен перестройки Егор Лигачев: «Вернуться в прошлое, к государственному социализму? Это неприемлемо, государственный социализм себя исчерпал и стал тормозом движения вперед».

Народная же поддержка КПРФ в настоящее время имеет протестную основу, которая в лучшем для партии случае будет держаться на достигнутом уровне.

– А как вы, Анатолий Семенович, относитесь к достижениям КПРФ в Самарской области и Тольятти? Ведь их представительство в законодательных органах страны и региона существенно возросло.

– Да, результаты прошедших выборов для КПРФ в Самарской области стали, думаю, неожиданными и для самих партийцев. Ведь впервые кандидаты от КПРФ победили в двух из пяти одномандатных округах на выборах в Госдуму, а также в четырех округах на выборах в губернскую думу. Однако, как мне представляется, это достижения не партийной организации, а избирателей, повышение их протестной активности, причины которой я уже называл.

К достижениям партийной организации можно было бы отнести то, если бы она хотя бы проводила протестные акции против принятия властью каких-либо непопулярных законов. Однако таких акций не было, даже против повышения пенсионного возраста. Голосования же «против» оправданием и заслугой не являются.

– Но победа Леонида Калашникова на выборах в Тольятти вряд ли была неожиданной…

– Для меня неожиданным был сам факт выдвижения. Я считал, что одних только появлений Калашникова в различных телевизионных ток-шоу недостаточно для избрания, а каких-либо конкретных дел в интересах Тольятти и горожан у него не было. Поэтому рисковать своей репутацией, как я думал, Калашников не будет.

Ходили слухи, что с властью он договорился о своем выдвижении, во что я сначала не поверил. Но когда против него от «Единой России» была выдвинута мало кому известная и очень молодая Ирина Долгополова, я понял, что слухи правдоподобные.

При этом я учитывал, что выдвижение Долгополовой не является ошибкой политтехнологов, которых знаю и считаю их опытными. Победить же слабого соперника, особенно когда в этом заинтересована сама власть, труда не составляет и достижением тоже не является.

– На ваш взгляд, мог бы КПРФ вместо Зюганова возглавить более молодой Калашников?

– Помню, такая версия звучала еще перед выборами в 2016 году. Мол, в случае победы Калашникова в Тольятти он заменит Зюганова. Но тогда Леонид одномандатником избран не был.

Думаю, ближайшие соратники Зюганова этого не допустят. Во-первых, Калашников по своему мировоззрению никакого отношения к коммунистической идее не имеет. Да, был комсомольским работником на ВАЗе, а потом ушел в бизнес. Работая на заводе, я даже о нем не слышал. Сейчас, как следует из СМИ, бизнесом занимаются его жена и младший сын, а старший живет во Вьетнаме.

Во-вторых, у него близкие отношения с некоторыми друзьями руководителя страны, поэтому в Кремле выдвижению Калашникова были бы рады. При этом зависимость КПРФ от Кремля только усилилась бы.

– Ладно, этих тоже поругали. Кто следующий на очереди? Не является ли неожиданным для вас низкий результат ЛДПР?

– Да, для меня это стало неожиданностью. В своих февральских прогнозах я ошибся, посчитав, что поддержка ЛДПР на выборах останется примерно на прежнем уровне. Как и всегда, за счет яркой выборной кампании.

Однако кампания была слабой, как мне представляется, в связи со снижением уровня харизмы лидера партии – он заметно постарел. И это плохой сигнал для жириновцев.

– Ваше отношение к молодым по возрасту кандидатам? У таких совершенно нет опыта: политического, руководящего и даже житейского. Только милая улыбка и короткая юбка. Это попытка омолодить партийные кадры или что-то другое?

– В мою бытность депутатом совсем молодых в Госдуме не было. В последнее время они появились, в основном, во фракции ЛДПР, и это мужчины. Короткие же юбки в Госдуме – у помощниц депутатов.

Но если бы в Тольятти была избрана Ирина Долгополова, то стала бы самым молодым депутатом. Отсутствие у молодежи опыта не имеет значения, так как в настоящее время в законодательном процессе депутаты участвуют в основном только во время голосования.

– Анатолий Семенович, если депутат Госдумы, отбыв пять лет, не выдвигается снова, даже не заявляет об этом, значит, он плохо работал в свой первый срок?

– Если намекаете на Владимира Бокка, то я с вами не соглашусь. По имеющейся у меня информации, он в 2016 году вообще не хотел избираться, но его уговорил губернатор Николай Меркушкин. Не каждому работа депутата нравится, особенно в связи с частыми перелетами. И теперь, думаю, Бокк решил жить и работать там, где ему комфортней. Некоторые же депутаты не хотят продолжать работать из-за низкой, по их понятиям, заработной платы. Были и такие случаи, правда, до ее повышения. Большинство же депутатов стремятся остаться в Госдуме, но малоактивным это редко удается.

– 400 тысяч рублей – низкая зарплата?! Плюс солидные льготы.

– Кому как! Не забывайте, что среди депутатов Госдумы есть миллиардеры и долларовые миллионеры.

– «Новые люди» – проект Кремля? На чье «поле» они зашли: зюгановцев, мироновцев, «зеленых», других партий?

– Думаю, это проект Кремля. Слишком уж быстро они вошли в партийную элиту, собрав голоса, думаю, части молодых предпринимателей, протестовавших на оппозиционных митингах, и сторонников Жириновского. Но в Госдуме, как мне представляется, при голосованиях такие депутаты только усилят позиции партии власти.

– Еще вопрос. Почему Тольятти не является одним целым округом, а разбит на три части с присоединением сельских районов?

– Дело в том, что избиратели в городах и селах голосуют, как правило, по-разному. В сельских районах административный ресурс задействован в большей степени, поэтому проценты голосования за партию власти там выше. А это используется для продвижения своих кандидатов.

– А вы, Анатолий Семенович, за какую партию голосовали и почему? Если не секрет, конечно.

– Я открытый и откровенный человек, поэтому ничего не скрываю. Голосовал в Москве, за партию «ЯБЛОКО» и ее кандидата по одномандатному округу. Считаю эту партию единственно оппозиционной и демократической из всех допущенных до выборов.

При этом я понимал, что проходной барьер она не преодолеет. Но ни за какую другую партию голосовать по принципиальным соображениям не мог. У меня было только два варианта: голосовать за «ЯБЛОКО» или не голосовать совсем. Кстати, за эту партию я голосовал не в первый раз.

– Ваши пожелания вновь избранным депутатам Госдумы? Чтобы не забыли свои обещания?

– Учитывая особенность действующего в настоящее время законодательного процесса, когда роль депутата в нем сильно ограничена, народным избранникам следует сосредоточиться на работе с избирателями. То есть чаще вести их прием и стараться оказывать помощь в решении проблем.

Это важное направление работы парламентария, да и избиратели в долгу не останутся. Такое пожелание – и вновь избранным депутатам губернской думы.

Беседу вел Игорь Астраханов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 38 (1371) 01.10.21
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362