В смерти шахматиста Ивана Букавшина много загадок

Новости Тольятти augustnews.ru

12 января исполнился ровно год с момента нелепой и трагической смерти талантливого шахматиста Ивана Букавшина. Ему пророчили чемпионскую славу, а в итоге нашли мертвым в гостиничном номере «Алых парусов». Врачи написали в заключении, что причиной стал инсульт, однако позже поползли слухи, что 20-летнего гроссмейстера могли отравить.

Напомним, что Иван Букавшин родился в Ростове-на-Дону, где с семи лет занимался шахматами в клубе «Слоненок». Мальчишку все хвалили, говорили, что растет большой шахматный талант, а потом пригласили вместе с родителями переехать в Тольятти. Мама и папа (сотрудники завода «Ростсельмаш») согласились, после чего побед стало еще больше.

Ивана даже стали приглашать в сборную России, а некоторые специалисты считали, что этому парню по силам замахнуться на мировую шахматную корону.

– Мне нравится играть, а это самое главное, – говорил он. – Главное, чтобы дело доставляло тебе удовольствие, а это важнее денег. Шахматы – все-таки спорт, а не бизнес.
Трагедия произошла во время традиционной январской школы гроссмейстеров, где Букавшин был одной из ключевых фигур. Накануне смерти он жаловался на боли (головные или в животе) и принимал какие-то лекарства. Утром одна из знакомых девушек пришла, чтобы позвать Ивана на завтрак, но он не открыл. Вскоре она стала повторно стучать в дверь номера и, заволновавшись, позвала горничную с запасным ключом. Когда вошли в комнату, увидели Ивана, лежащего на полу мертвым…

Сначала сообщалось об инсульте, однако спустя несколько месяцев появилась новая информация, которая шокировала спортивную (и не только) общественность. Якобы Ивана могли отравить но-шпой, содержание которой в организме в несколько раз превышало предельно допустимую дозу. Соответствующее заключение было сделано в феврале специалистами особого отдела областного бюро судебно-медицинской экспертизы.

По одной из версий, препарат могли добавить в грейпфрутовый сок, который очень любил шахматист. Родители Букавшина уверены, что но-шпу он никогда не принимал и что этого лекарства даже не было в его аптечке… О том, что в номере найдена упаковка от этих таблеток, также не сообщается. Родственники считают, что Ваню мог отравить кто-то из завистников (версию самоубийства они отвергают категорически), однако у правоохранителей на этот счет иное мнение. Во всяком случае, в возбуждении уголовного дела было отказано. Проверка проводится до сих пор, причем основной версией называют несчастный случай.

Вот что написал недавно в соцсетях известный тольяттинский гроссмейстер Яков Геллер:

– Имеющиеся факты позволяют построить несколько версий случившегося. Но ни одна из них не кажется мне достаточно правдоподобной, даже для того, чтобы я сам смог ее посчитать верной. Сейчас достоверно известно, что в последние несколько месяцев перед той ужасной ночью Ваня проигрывал крупные суммы в букмекерской конторе. На момент смерти денег на его счету не было совсем.

Как долго еще смерть Букавшина будет оставаться загадкой – можно лишь догадываться, хотя нельзя исключать, что уголовное дело в конце концов возбудят. Пока же скажем о том, что разработан проект памятника на могилу Ивана Букавшина. Дизайн полностью согласован с родителями, а полная стоимость (с учетом материала, работы и монтажа) составляет около 350 тысяч рублей. Договор планировалось заключить 13 января, однако известно, что три недели назад было собрано лишь чуть более половины от всей требующейся суммы, и это с учетом финансовой поддержки российской шахматной федерации. Если финансовый вопрос удастся решить, то памятник появится на могиле уже весной.

Желающие помочь могут связаться с родителями Ивана, отправив им электронное письмо по адресу: bukavshin_ivan@mail.ru.

«Вольный город», № 1 (1129) 13.01.16