У войны не женское лицо

Так называлась постановка, которую представили к юбилею Победы студенты кафедры «Актерское мастерство» ВУиТ.

Спектакль по книге Светланы Алексиевич два раза был показан широкой публике. Я была на том, что прошел в «Буревестнике», а публику составляли в основном школьники. Еще до начала, потершись в фойе минут 15, я сбежала на улицу: гомон стоял такой, что хоть святых выноси. Все с мобилами, с гаджетами, болтают без умолку. Ну, думаю, сломают спектакль, который соткан из женских рассказов о войне, который предполагает очень трепетное отношение к действу на сцене.

Ан нет. Семь девчонок, начинающих актрис, держали зрителей полтора часа в напряжении. От автора выступала их наставница Наталья Дроздова, которая своими отступлениями связывала словно нитью рассказы-лоскуты главных героинь. Ольга Сыресина, Марина Гамзина, Анастасия Шалаева, Ольга Епихова, Дарья Яворская, Светлана Филатова и Елена Лобаева — каждой из них пришлось непросто: рассказать от своего лица судьбы самых разных героинь.

«Выстроились мы по росту, я самая маленькая. Командир идет, смотрит. Подходит ко мне:

— А это что за Дюймовочка? Что ты будешь делать? Может, вернешься к маме и подрастешь?

А мамы у меня уже не было…»

Таких Дюймовочек, которые еще и с куклами-то не наигрались, не узнали тайны первого поцелуя, боялись даже муху убить, на войне было около миллиона. Медсестры, связистки, снайперы, шоферы.

Это они тащили под огнем раненых, которые весили больше них в два-три раза; это они убивали фашистов, хотя все их существо, вся их суть заключалась в одном — давать жизнь, а не отнимать. В свои 17-19 лет на войне они проживали взрослую мужскую судьбу, калечились и душевно, и физически. И девчонки в солдатской форме рассказывали об этом со сцены — тревожно, на нерве — своим ровесникам, сидящим в зале. Веселые и гомонящие до этого ребята слушали, затаив дыхание. Они — поняли, они — приняли. Была и звенящая тишина, и слезы, и под занавес — овация, гремящая, как победный салют.

Сцена была оформлена очень скромно, но глаза все время цеплялись за портреты фронтовиков на занавесе. И это, как оказалось, были не элементы декорации: фотографии матери и отца Натальи Дроздовой, которые прошли войну; прадедушка одной из актрис, прабабушка осветителя…

— Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне мужские, — сказала режиссер-постановщик спектакля, народная артистка России Наталья Дроздова. — Это и понятно: воевали-то в основном мужчины. Но это и признание неполного нашего знания о войне. Хотя и о женщинах — участницах Великой Отечественной войны написаны сотни книг, существует немалая мемуарная литература, и она убеждает, что мы имеем дело с историческим феноменом. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне. Великая Отечественная явила миру пример массового участия советских женщин в защите своего Отечества. Многое исчезает, растворяется бесследно. Забывается. Если не забывать войну, появляется много ненависти. А если войну забывают, начинается новая. Так говорили древние.

u-voiny-ne-zhenskoe-litco-01

u-voiny-ne-zhenskoe-litco-02

u-voiny-ne-zhenskoe-litco-03

u-voiny-ne-zhenskoe-litco-04

u-voiny-ne-zhenskoe-litco-05
Полина Никитина, “Площадь Свободы”

фото: Площадь Свободы

фото: из открытых источников